Смотрела сегодня рассказ Радзинского про Нерона. Страшно.
И как-то это впечатление синхронизировалось с моими попытками лучше понять, как отцовский объект (или его отсутствие) проявляется в структуре личности и влияет на жизнь индивида.
В психотерапии мы нередко сталкиваемся с дефицитом отцовской инстанции в личности пациентов. Речь идет именно об инстанции. Не обязательно, что носителем ее является именно отец (это может быть и дед, и дядя, и та же мать) - речь идет, скорее, о функции, о роли.
Между тем, роль эта не менее важна, чем роль матери. Отец - тот, кто ограничивает желание как матери, так и ребенка, ограждает ребенка от "беспредельной" материнской любви (или ненависти!) устанавливает границы. Он является носителем нормы, указывая, что можно, а что нельзя. С одной стороны - это, вроде как, фрустрация для ребенка, но с другой - наличие четких границ дает ребенку ощущение покоя, защищенности, освобождает от тревоги.
Но на каком основании ребенок должен подчиняться отцу? По праву силы? Типа, прав тот, у кого больше прав? Если это будет именно так, то чувство гнева и несправедливости останется с ребенком на всю жизнь и негативно скажется на его дальнейших отношениях с вышестоящими и нижестоящими фигурами, а также на его самооценке. [/url]Чтобы этого не произошло, отец должен донести до ребенка, где он берет нормы. И что требования его - не его личный произвол, а он лишь транслирует высшие нормы и выполняет роль проводника Закона, который не принадлежит никому, а является единым и непреложным для всех, и что он сам ему подчиняется.
Таким же должен быть и хороший начальник, и хороший президент, и хороший царь.
Сенека говорил (хоть и не был услышан своим учеником): "Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему дозволено все". Согласно еврейскому закону, царь — человек, обладающий самым высоким статусом в обществе — обязан быть скромным. В иудаизме лидерство — это не вопрос статуса, а вопрос обязательств: кому много дано, с того много и спросится. Лидер — не тот, кто ставит себя выше тех, кого он ведет за собой. Такое поведение считается безнравственным и недостойным. Буддизм учит, что лидер является слугой тех, кого он ведет за собой. С точки же зрения иудаизма, лидер — слуга Б-га, а не народа. Хотя в обеих этих концепциях лидер не является самовластным господином. Он — учитель, наставник и защитник людей.
Отсутствие отцовского давления дает ту самую "беспредельность", которая Нерона превратила в зверя и отморозка, а Леонардо да Винчи - в гениального, абсолютно бесстрашного исследователя и мыслителя.
Сейчас читаю случай Шребера - там тоже интересно описаны непростые отношения психотика с отцом и с богом...
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.