Ответственность родителей

Автор статьи: Всеволод Ушаков

Пролог.

Как и другие мои статьи, которые я сейчас повторно публикую на сайте, она не совсем свежая, и была написана мной как реакция на сильный негатив, я бы даже сказал, в некоторых случаях травлю, которая иногда обрушивается на школы, особенно, когда происходят различные резонансные случаи...

Для тех, чья работа, так или иначе, связана со школой не секрет, что в настоящее время существует тенденция со стороны многих родителей обвинять педагогический коллектив во всех возможных бедах, случающихся с их чадом. Начиная от успеваемости и поведения и заканчивая, к сожалению, многими трагическими случаями. И как раз, когда такие случаи происходят, эти обвинения летят во все стороны с новой силой, причем не только от родителей, но и от людей часто посторонних. И именно тут часто под градом обвинений оказывается и школьный психолог.

 Ответственность родителей

Попробуем рассмотреть данную позицию с разных сторон.

С одной стороны, любой учитель, осознанно выбравший данную профессию, старается дать детям то, что может в меру своих сил и возможностей. Те, кто выбирает эту профессию неосознанно, просто по ней не работают, так как это достаточно низкооплачиваемая и достаточно вредная для психического и физического здоровья профессия. То есть, те, кто работает учителями, уже изначально хотят работать с детьми, хотят учить детей, и, скорее всего, их любят, в той или иной степени.

Вопросы профессионального выгорания пока оставим вне рассмотрения данной статьи.

Суть в том, что это люди, альтруисты, загруженные далеко не только педагогической работой. При этом они часто критикуемы людьми, совершенно не знакомыми со спецификой их непростой работы. К сожалению, родители часто, если они не справляются с воспитанием своего ребенка, пытаются возложить свои обязанности на учителей, с которыми ребенок, не только практически не имеет личного общения (так как детей много), но и вообще пребывает с ними гораздо меньше чем дома.

Ситуация обостряется, когда происходит что-то действительно страшное…потому что помимо родителей, на школу «набрасываются» проверяющие органы, СМИ и просто все неравнодушные к тому или иному ребенку, с которым приключилась беда (или который, наоборот, стал причиной беды, как в одном из случаев, случившихся недавно).

Особенно удивляет, что часто винят педагогов-психологов - недоглядели, не предприняли мер, предупредивших бы такое поведение. Педагог-психолог, который в одиночку работает в среднем с полутора тысячами учеников (а часто и больше - у меня, например 1700). И родители, у которых 1-2 ребенка, которые его родили, воспитали, которые его знают лучше других (ну, или должны знать), поддержка и понимание которых для ребенка важнее любого психолога.

Немного о психологах в школе. Конечно, если специалист действительно работает, то он знает приблизительную ситуацию в каждом классе, наименее адаптированных к социуму ребят, «группу риска» и т.д. Но основная проблема в этом вопросе – отсутствие времени (поскольку он один а детей сотни и тысячи), а главное, согласия родителей тех детей, которым в первую очередь нужна психологическая помощь. Древний страх социального осуждения и непривычное и такое пугающее слово «психолог» заставляет многих сторониться, и как показывает практика в школе, чаще всего отказываются от психолога именно те, кому он нужен.

 

Как же в таком случае оказать, помощь, предупредить, предотвратить возможную трагедию в зародыше?

С другой стороны, родителей, конечно, можно и нужно понять. Отказ от собственной ответственности за воспитание своих детей в большинстве случаев может говорить о защитном механизме, о той беспомощности, которую многие испытывают. Этакая разновидность регрессии до состояния капризного ребенка, «это вы во всем виноваты», негативизм и враждебность по отношению к школе.

Интересен факт, что данной беспомощности и «инфантилизации» подвержено все общество при возникновении резонансных случаев. Никто не вспоминает родителей, которые были рядом с этим человеком всю жизнь, воспитали его, которые могли выстроить отношения доверия, понимания и принятия и предотвратить эти ситуации. Зато все вспоминают школу, учителей, одноклассников (если речь заходит о травле). Только вот родители, в отличие от остальных, не несут ни уголовной, ни административной ответственности, хотя ответственность за воспитание ребенка они несут гораздо больше, чем все вышеперечисленные…

Нельзя также снимать и ответственность и с самих детей. Несмотря на возраст, уже даже с 7 лет они вполне осознанно совершают поступки и могут регулировать свое поведение. Однако в социальном и юридическом плане они защищены еще лучше, поэтому им ответственности зачастую удается избежать.

И, как это ни парадоксально, для того, чтобы помочь в этой ситуации родителям и ребенку, нам часто приходится становится на их сторону, поддержать их, помочь вернутся в состояние взрослого. И тогда психолог, возможно, уже не будет таким «врагом», на которого, как и на учителей, пишутся жалобы, к которым приходят с диктофоном и другие проявления подозрительности и косвенной агрессии, вытекающей все из того же бессилия и беспомощности…



Ну и нельзя не сказать о том, что учителя, а порой и психологи, бывают сами виноваты в том, что эти обвинения звучат в их адрес. Увы, недобросовестные учителя и психологи есть. Тут и проблема низко квалифицированных кадров, так как хорошие специалисты, как правило, в школу не идут из-за низкой зарплаты, и профессионального выгорания, которое приводит часто с нетерпимости, возможно даже, грубости со стороны педагогов.

Таким образом, при возникновении конфликтной ситуации, важно смотреть на нее с разных сторон. И суметь понять даже, возможно, враждебные выпады родителей, которые просто не знают, что делать. С другой стороны, хочется верить, что когда-нибудь, люди поймут, с чего начинается человек и, что все проблемы и нарушения поведения «родом из детства» и что, может быть, их лучше предотвратить, чем потом иметь дело с последствиями…



Просмотров: 224
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дети часто копируют своих родителей
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Об ответственности родителей за воспитание детей
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Личностные проблемы родителей, которые мешают вырастить здоровых детей
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Привычки детей, которые беспокоят родителей
  • Как не обижаться на родителей, если они любят одного из детей больше?
  • 2 шага родителей, чтобы предотвратить развитие зависимости от гаджетов у детей
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • о взаимосвязи поведения родителей и профессионального самоопределения детей
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Виды общения, которые не стоит путать, но их часто путают
  • Когда мы совсем разные.Темперамент детей и родителей
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог
  • Книги для родителей детей до 3-х лет (рекомендует психолог)
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Сильные стороны детей с СДВГ, о которых должен знать каждый родитель
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?
  • Сильнее всего любят те женщины, которые уже знают, как это страшно, когда тебя вообще не любят
  • То, что в тебе хотят изменить, часто и есть твой самый сильный ресурс
  • Сепарация. Взгляд со стороны родителей
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь