А.Р. Лурия - гордость отечественной психологии

Что мы знаем о гениях? Это особенные люди, дерзкие и смелые в своих делах и суждениях, на сто процентов отданы любимому делу, редко бывают счастливы в личной жизни, да и в жизни вообще. 

Но природа гениальности многогранна и встречаются исключения, масштаб личности которых, кажется, сложно уложить в одного человека. Именно таким был великий российский ученый Александр Романович Лурия. 

Путь в медицину сыну известного и уважаемого во всей Казани терапевта Романа Лурия был предопределен. Александр выбрал психологию, увлекшись идеями Фрейда. Лурия даже написал письмо отцу психоанализа с сообщением об открытии Казанского психоаналитического кружка, на что Фрейд ответил благодарственным посланием. Однако Лурия уже в скором времени пришел к выводу, что ошибочно считать человеческое поведение целиком продуктом глубин подсознания, игнорируя его социальные аспекты. 

Слава пришла к молодому ученому в 22 года, когда, будучи аспирантом Московского медицинского института, он совместно с Алексеем Леонтьевым провел уникальный эксперимент на студентах во время экзаменов. Выяснилось, что люди в состоянии сильного волнения выдают свои реакции, которые можно записать с помощью специального прибора. Сначала это был цилиндр с закопченной лентой, потом прибор усложнили. Новые исследования назвали "сопряженной моторной методикой". Они совершили переворот в криминалистике, но были вскоре прекращены по указу партии. Еще бы, сколько политических дел могло развалиться, благодаря такому изобретению. Зато в Америки наработки Лурии и Леонтьева успешно реализовали в детекторе лжи. Там же в скором времени было издано его первое серьезное монографическое исследование "Природа человеческих конфликтов", на родине автора книга увидела свет только спустя 70 лет. 

Всю научную жизнь Александра Лулии можно сравнить с деревом, которое рубили на корню, а оно вновь прорастало вопреки всему. 
Так, в 1931 году он уезжает в экспедицию в Среднюю Азию с целью исследовать особенности поведения и мышления жителей отдаленных районов. Лурия отправляет шуточную телеграмму Выготскому, в которой пишет: "У узбеков нет иллюзий". Он и подумать не мог, что за эту шутку с обвинениями в классовых исследованиях и расизме, ему придется уйти из института психологии. 

Лурия начинает изучать влияние наследственных факторов у близнецов уже в стенах медико-генетического института. Но и эту работу зарубили, после объявления генетики лженаукой. 

Что делать дальше? Эмиграция, жизнь в забвении и работа в стол, лагеря. Но Александр делает крутой поворот от подобных сценариев и, закончив экстерном медицинский, идет простым врачом ординатором в институт нейрохирургии к профессору Бурденко. 

Там он начинает смело соединять медицину и психологию, создавая новую науку - нейропсихологию. Ее задачей было не только выяснить, какая функция нарушена в результате поражения мозга, какие сбои наступили во всех остальных психических процессах, но и, опираясь на неповрежденные участки мозга, найти обходной путь для восстановления утраченных функций. 
Большой практический опыт новая наука обрела в военные годы. Лурия трудился в уральском госпитале, проводя сложнейшие операции, спасая и возвращая к жизни даже безнадежных больных. 

Вскоре после окончания войны к лженаукам была причислена и психология, начались гонения, лаборатория нейропсихологии, которой ученый отдал 15 лет, была закрыта. Дома стоял чемодан с вещами, в любой момент Лурию могли арестовать. 

Смерть Сталина стала для Александра Романовича началом новой жизни. В свои 50 лет он становится незаменимым человеком в академии педагогических наук, выезжает за границу, начинает общаться с мировым научным сообществом, становится членом академий наук США, Франции Британии. 
В Москву к нему едут учиться со всех концов света. На его лекции толпами идут не только врачи, но и режиссеры, актеры, все, кому интересна человеческая психика. Он мог бы с успехом работать в лучших университетах США и Европы, но продолжал жить и творить на благо своей страны, и, каждый раз возвращаясь из заграничных поездок с охапками подарков для коллег и семьи, говорил, - "А у нас то - лучше!" 
О его шутках и розыгрышах ходили легенды. Он писал стихи и сказки, знал более 10 языков, увлекался фотографией, был душой компании, талантливейшим организатором и руководителем, заботливым мужем и отцом. 

Любовь к искусству связала Лурию с Эйзенштейном, перед талантом которого ученый преклонялся. Именно Лурия настоял, чтобы мозг Эйзенштейна после его смерти был сохранен в неизменном виде и отдан науке. Сам ученый не боялся смерти, говоря, - «нет ничего проще, чем умереть. Смерть - это просто возвращение к тому, что было до рождения, но все же, как коротка жизнь». 

Александр Лурия умер в 75 лет, оставив громадное научное и творческое наследие. Он внес важнейший вклад в развитие различных областей психологии, таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология. 
Его открытия и достижения актуальны по сей день, и имеют широкое практическое применение. 

Вот список основных публикаций ученого, многие из которых написаны в жанре романтической науки. 

• Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927. 
• Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским). 
• Лурия А. Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940. 
• Лурия А. Р. Травматическая афазия. — М., 1947. 
• Лурия А. Р. Восстановление функций после военной травмы. — М., 1948. 
• Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1960. 
• Лурия А. Р. Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966. 
• Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. — М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2. 
• Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969. 
• Лурия А. Р. Психология как историческая наука. — 1971. 
• Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. 
• Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974. 
• Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. — М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2. 
• Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976. 
• Лурия А. Р. Язык и сознание (idem). — М., 1979. 
• Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. 



Просмотров: 321
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • На стыке: Александр Лурия
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Там нет ничего интересного! Куда ты побежала!" Запрет на выход замуж. Как его преодолеть?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Просто представь, что его не было в твоей жизни
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • "Всё зависит только от тебя" — сколько раз вы уже слышали эту фразу?
  • Жизнь после измены. Что делать супруге(супругу) "одумавшегося" партнера ?
  • Фильм "Союз спасения". Чем хочется поделиться после его просмотра.
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?
  • "Он хороший, прямо подкаблучник - я его уже не хочу". Комплекс "рыцаря-развратника"
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь