|
"Нам нужно поговорить". Что сказать?Автор статьи: Елена Шилова
Бывает, что какая-то ситуация, доставляющая нам беспокойство, повторяется снова и снова, и мы каждый раз хотим поговорить об этом, но не знаем, что сказать, чтобы не обидеть партнера по общению и, при этом, быть услышанными. Для такого разговора можно использовать полную форму «Я-сообщения». К разговору лучше подготовиться заранее, составить и проговорить «Я-сообщение» вслух: 1) описание факта: «Когда…»; 2) ваши чувства: «Мне крайне неприятно…», «Я чувствую …»; 3) объяснение причины: «Потому что…» (можно пропустить, если нет объяснения); 4) ваши мысли: «Я начинаю думать, что меня не уважают…», «Я начинаю думать, что меня не ценят…»; 5) ваши действия, импульсивные желания: «Мне хочется уйти», «Я начинаю говорить громче», «Я хочу…», «Мне хочется…»; 6) намерения – высказывание о том, что вы собираетесь делать и как, в связи с произошедшим фактом: «Я собираюсь…», «Я буду…», «Я не буду…», (можно пропустить, если нет намерений); 7) конструктивный выход: «Пожалуйста, …», «Прошу тебя в следующий раз…». Например, вы стали использовать «Я-сообщение» и говорить партнеру о своих чувствах, а он вас не слушает. Тогда в разговоре можно использовать следующее «Я-сообщение»: «Когда я говорю о своих чувствах, и меня не слушают, я чувствую себя одинокой, мне больно. Потому что то, что я говорю, очень важно для меня. Я начинаю думать, что мои чувства совсем не важны для тебя. Мне хочется закрыться от тебя. Прошу тебя, будь внимателен ко мне, когда я говорю о своих чувствах». Вспомните какую-то ситуацию, доставляющую вам дискомфорт и продолжающуюся определенное время. Составьте полную форму «Я-сообщения». Получается выразить все то, что хотелось сказать? Возможные ошибки при использовании «Я-сообщения»: • обвинения - выразив свои чувства, ссылаться на собеседника, обвиняя его в произошедшем, то есть использовать «ты-сообщение» во второй части, например: «Мне не нравится, что ты так поступил», «Меня раздражает твое поведение»; • обобщения или приписывание собеседнику определенных качеств, например: «Я расстраиваюсь, когда жадничают»; • оскорбления, например: «Я злюсь, когда оставляют в раковине груду грязнущей посуды и разбрасывают вонючие носки по всей квартире! Я больше не буду за тобой, свиньей, убираться!»; • выражение своих эмоций в грубой форме, например: «Я готов тебя убить!»; • боязнь выразить чувство истинной силы. Чем сильнее вас волнует ситуация, тем сильнее должны быть выражены чувства, например, говорить «Я раздражена» в то время, когда чувствуете сильную злость и гнев. Лучше сказать «Я чувствую гнев» или «Я очень сильно злюсь» или «Я в ярости»; • при общении с детьми: - требование от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Необходимо соизмерять собственные ожидания с возможностями ребенка; - дети могут игнорировать «Я-сообщения», особенно вначале. Они иногда предпочитают «не слышать», как их поведение воздействует на старших. В такой ситуации можно послать следующее «Я-сообщение». Возможно, следующее будет сильнее, интенсивнее, громче или с большим чувством. Следующее сообщение говорит ребенку: «Смотри, я действительно имею это в виду». Некоторые дети на «Я-сообщения» говорят: «Ну и что». Более сильное второе сообщение в этом случае может подействовать; - дети также могут ответить на «Я-сообщения», собственным «сообщением». Они хотят, чтобы взрослые услышали о их чувствах. Для того, чтобы эффективно выходить из подобных ситуаций, нужно использовать активное слушание. Об этом – в следующих статьях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|