Синдром раздраженного кишечника: взгляд клинического психолога

Синдром раздраженного кишечника взгляд клинического психолога

Синдром раздраженного кишечника (СРК) является распространенным расстройством желудочно-кишечного тракта. Распространенность СРК у взрослых составляет от 9,0 % до 23,5 %, и лишь 10 % обращаются за медицинской помощью из-за наличия следующих терапевтических барьеров: чувства разочарования из-за отсутствия контроля, стремления к изоляции, конфронтации в лечении и самостигматизации [2]. Этот синдром характеризуется целым спектром симптомов без морфологических и биохимических изменений, которые могли бы объяснить данную симптоматику [2].


Наличие интенсивной, рецидивирующей абдоминальной или «висцеральной» боли (IBS-relatedpain), является одним из преобладающих симптомом СРК и оказывает наибольшее влияние на качество жизни пациента [3;4;5]. Со слов пациентов с СРК эта боль носит разлитой абдоминальный характер. Чаще локализуется внизу живота, в области слева пупка, иррадиирует в спину. У женщин с СРК при менструации может присутствовать боль в правом боку. Женщины сообщают о более сильных проявлениях абдоминальной боли, чем мужчины. У них наблюдаются большие изменения в восприятии боли, чем у мужчин в форме частого сканирования, прислушивания к ощущениям в теле, наличия проверяющего поведения (ощупывание, надавливание, скручивание).


Можно сказать, что «технически» СРК классифицируется как дисбаланс в мозг-кишечной оси (gut-brain axis). Абдоминальная боль при СРК связана с наличием «сенситивной» нервной системы, висцеральной гиперчувствительности, которая сопровождается желудочно-кишечнойспецифической (gastrointestinal-specificanxiety, symptom-specificanxiety) или висцеральной тревогой(visceralanxiety) [4;5]. Изменения в порогах чувствительности к боли меняют когнитивно-аффективные процессы пациента с СРК в сторону катастрофизации, переоценки вероятности, нетерпеливости к неопределенности. Появляется гипербдительность, негативный сдвиг в фокусе внимания, что часто приводить к формированию других сопутствующих болевых расстройств, включая фибромиалгию, синдром хронической усталости и хронической тазовой боли. В основе механизма висцеральной боли также лежат нейро-эндокринно-иммунные изменения и дисрегуляция микробиоты кишечника. Установлено, что вариабельность сердечного ритма (симпато-вагусный дисбаланс), в отличии от изменений в слюнном кортизоле и интерлейкине-10, является значительным предиктором абдоминальной боли при СРК [1]. Хотя алгоритмы медикаментозной терапии абдоминальной болидоступны, пациенты часто сталкиваются с побочными эффектами и проблемой самостоятельного управления симптомами. В связи с этим рекомендуется применять тактику входа в «сверху вниз» в ось мозг-кишечник с помощью психотерапии [3;4;5]. Показано, что когнитивно-поведенческая психотерапия (КПП) эффективна для управления абдоминальной болью, но поскольку протоколы включают в себя ряд компонентов, до конца неясно, какие из них более эффективны [1].

Часто применяется протокол . экспозиционной когнитивно-поведенческой психотерапии (exposure-based CBT) как в очном (face-to-face format), так и дистанционном, скайп (internet-delivered cognitive behavioral therapy) форме [3;4;5]. Этот протокол основан на модели, предполагающей, что желудочно-кишечная специфическая тревога связана ощущением потери контроля и усилением «вторичного страдания».

В связи с этим стимулы приводящие к этой тревоге часто пациентами избегаются, чтобы уменьшить эти переживание. Например, прием определенных продуктов питание или избегание приема пищи вне дома. В этих ситуациях абдоминальные симптомы воспринимаются как невыносимые. Это избегание мешает пациенту с СРК получить новые, и часто противоречивые впечатление от стимулов, что в свою очередь способствует поддержанию страха стимулов и поддержанию дискомфортных симптомов [1]. Исследования показали, что избегание и контроль симптомов, поддерживание абдоминальные проблемы и хронифицирует синдром раздраженного кишечника. Показано, что протоколы экспозиционной терапии оказались эффективными в управлении симптомами раздраженного кишечника [1–5].

Психотерапевтическое лечение включает два направления работы с пациентом и параллельно с родственниками [3]. Вводиться метафора «пористого фильтра» между желудочно-кишечным трактом и мозгом для объяснения пациенту и его родственникам повышенной чувствительности к абдоминальным сигналам. Мозг сравнивается с громкоговорителем, который усиливает брюшные сигналы, потому что они воспринимаются как важные и опасные.

Свербдительности, прислушивание к себе объясняется пациенту как следствие поведенческих ответов для того чтобы контролировать или избегать дискомфортные ощущения. Это поведение носит дезадаптивную функцию и усиливает веру в важность и опасность брюшных ощущений. Устанавливается порочный круг реакций на боль. Когнитивное и поведенческое воздействие на симптомы брюшной области рассматривают в качестве средства, чтобы разорвать этот порочный круг. В ходе экспозиционного протокола пациенты провоцирует боль и другие брюшные симптомы, вступает с ними в бой через целенаправленного поведение с ценностью долгосрочного снижения симптомов и восстановления контроля. Часто пациенты говорят, что именно они, должны контролировать, управлять своим кишечником, а не наоборот. Мы применяем короткое упражнение на усиление осознанности СТОП-НАБЛЮДАЙ-ОТПУСТИ (mindfulness exercise «SOL») как поведенческий способ усилить эффект воздействия и вовлечения в целенаправленное поведение [3].


Включение в терапию родственников связано с тем, что они является важным контекстуальным фактором связанным с симптомами боли при СРК. Чрезмерное внимание родственников к выражениям боли пациента с СРК увеличивает жалобы и риск развития рефрактерного течения заболевания. Поэтому важно обращать внимание на поведение родственников при лечении у пациента абдоминальной боли [2;3]. В продолжении я отсылаю к циклу своих статей и исследований по психотерапевтической тактике СРК

Литература

1. Bonnert M., Olén O., Lalouni M. Internet-delivered cognitive behavior therapy for adolescents with irritable bowel syndrome: a randomized controlled trial. //Am J Gastroenterol. 2017. Vol. 12. № 1. Р. 152–162. doi: 10.1038/ajg.2016.503
2. Craske M.G., Wolitzky-Taylor K.B., Labus J. A cognitive-behavioral treatment for irritable bowel syndrome using interoceptive exposure to visceral sensations. //Behav Res Ther. 2011. Vol. 49. № 6–7. Р. 413–421doi: 10.1016/j.brat.2011.04.001
3. Ljótsson B., Bonnert M. Internet-Delivered Cognitive Behavioral Therapy for Children With Pain-RelatedFunctional Gastrointestinal Disorders: Feasibility Study. //JMIR Ment Health. 2017. Vol. 4. № 3 doi: 10.2196/mental.7985.
4. Ljótsson B., Falk L., Vesterlund A.W., Hedman E. Internet-delivered exposure and mindfulness based therapy for irritable bowel syndrome-a randomized controlled trial. //Behav Res Ther. 2010. Vol. 48. №6. Р. 531–539. doi:10.1016/j.brat.2010.03.003
5. Ljótsson B., Hesser H., Andersson E. Provoking symptoms to relieve symptoms: a randomized controlled dismantling study of exposure therapy in irritable bowel syndrome. //Behav Res Ther. 2014.Vol. 55. Р. 27–39. doi: 10.1016/j.brat.2014.01.007

Дополнительно

Мелёхин А.И. Дистанционная когнитивно-поведенческая психотерапия синдрома раздраженного кишечника: специфика и эффективность [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 4. С. 56–74. doi:10.17759/jmfp.2018070407

 

 



Просмотров: 415
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ипохондрия. Часть 7. "Туалетные дела". Синдром раздражённого кишечника (СРК).
  • Синдром раздраженного кишечника | что делать
  • Медвежья болезнь (СРК) при ВСД - причины.
  • Медвежья болезнь или Синдром раздраженного кишечника
  • Синдром раздраженного кишечника
  • Синдром Раздраженного Кишечника: гипнотерапия
  • Гипноз эффективен в лечении хронических болей в животе, тревожности и СРК у детей
  • Исследования СРК и гипнотерапия в Москве
  • Лечение СРК гипнозом: вопросы и ответы
  • Живот на голове. СРК
  • Чем пахнет ваша боль или Два чудесных способа как избавиться от боли за 5 минут.
  • Как отличить боли в сердце при ишемической болезни от болей при тревоге и панических атаках?
  • Кое-что о боли или сущность и условия формирования самоповреждающего поведения
  • Фантомные боли, или «Что со мной такое?!..»
  • Как прожить боль. Отличие эмоций и осознанной боли
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 50+. Что было так, а стало не так, или психологические боли.
  • Психологическая защита – что это? Защита от боли или сопротивление переменам?
  • Избежать боли или приобрести что-то хорошее – какая самая сильная эмоция?
  • Размышление о терапии при боли расставания
  • Как избежать эмоциональной боли при общении
  • Что поможет избавиться от боли
  • Что нужно знать о боли?
  • Круговорот боли. Здравствуй боль!)
  • Про жизнь в иллюзиях, которые никогда не станут реальностью и фантомные боли при расставании с ними
  • Любовь - то, что хочет каждый... Освободись от старой боли
  • Боль от потери и утраты. Что это значит и как с этим справиться?
  • Помоги себе сам. Рецепт 2-й: помощь при сердечной боли
  • Помоги себе сам. Рецепт 1-й: помощь при головной боли
  • Депрессия, как следствие боли, потери.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь