Психологический фастфуд, или зачем рынку столько шарлатанов?

Автор статьи: Максим Сагалаев

Психологический фастфуд или зачем рынку столько шарлатанов

В последнее время я часто размышляю о том, насколько в наше время популярны разнообразные тренинги: от личностного роста до стань богатым за 3 дня. Всякого рода эзотерические системы и их, якобы, носители, которые избавят от всех бед и невзгод. Как популярна попсовая, извините, популярная психология в лице некоторых гуру, которые даже не понимают элементарных особенностей функционирования психики. А их книги продаются миллионными тиражами. И обнаруживаю один интересный момент - пользователей вот всей этой чепухи объединяет некоторая общая черта. А именно - ВЕРА. Да - все они ВЕРЯТ в то, что их проблемы решит кто-то другой. Именно верят. И потому постоянно надеются. 

А этот другой, как показывает обширнейший набор случаев, является обладателем несколько иной системы ценностей, и, вполне здраво отдает себе отчёт, что он может помочь таким доверчивым согражданам, в основном, только лишиться денег. И либо хорошо понимает свою некомпетентность, и откровенно лжёт, либо не менее откровенно заблуждается сам на этот счёт, но уверенно транслирует другим месседж о наличии у него/неё некоей силы или возможности решать заведомо нерешаемые вопросы. Хороший пример - засилье гадалок, магов, экстрасенсов и тому подобных очистителей кармы.

Вопрос такого рода веры сильно завязан на понятии ответственности. А понятие "ответственность" сильно связано с категорией "взросление". А взрослого человека, в свою очередь, можно охарактеризовать через категорию "знание", а не "вера". То есть его опыт позволяет уже знать многие вещи и чётко понимать, что вера является своеобразным набором иллюзий и галлюцинаций. 

Давайте посмотрим откуда растут корни этого столь распространённого явления.
Если проанализировать наблюдения за развитием психики человека, то можно обнаружить, что психика ребенка (0-12 лет) обладает некоторыми характеристиками, которые в профессиональной среде называют "магическое мышление". Реальность для ребенка - это нечто размытое, зыбкое, таинственное, наполненное фантазиями, иллюзиями и галлюцинациями. Можно сказать - магией. Ребенок ВЕРИТ, что если он закроет глаза - то бабай исчезнет, а если он загадает желание, то Дед Мороз обязательно положит под новогоднюю елку желаемое и т.д. Т.е. ребенок вполне убежден, что его мысли влияют на окружающий мир. А те факты, что не вписываются в такое восприятие - его психикой пока благополучно игнорируются. 

Некоторая череда неизбежных разочарований, которая сопровождает развитие любого ребенка и его переход в стадию подростка (12-25 лет), несколько видоизменяет стиль восприятия, и поэтому для магии места остается меньше, появляется неприятное послевкусие поражений, несоответствия реальности своим представлениям о ней, разочарование в детских героях, да и вообще - мир-то оказывается твердый! Ну, и,так как в этом возрасте происходит серьезное оформление психики в некоторую идентичность - гендерную, социальную и средовую, то все детскости отвергаются и происходит изменение восприятия на то, что именуется "героическим мышлением". То есть подросток уже не убежден, что силой мысли может заставить преподавателя поставить нужную оценку, но ещё полон фантазий о том, что он сможет преодолеть все жизненные трудности. Будет успешнее своих одноклассников/однокурсников. Обязательно заработает много денег, будет иметь всё чего бы ему хотелось иметь, будет встречаться с теми девочками/мальчиками, которые нравятся и т.д. И особенно важным моментом, характеризующим этот период, является возникновение необходимости в некотором подражании кому-то, кто наделяется незыблемым авторитетом. Так появляются кумиры, и подросток вылезает из кожи вон, чтобы наследовать такого кумира. И, при этом, ему практически невозможно услышать кого бы то ни было из старших, которые имеют опыт проживания подобной стадии. Потому что он/она здесь герой.

Затем, череда уже более жестких разочарований окончательно рассеивает последние фантазии на тему этого мира и жизни в нём, и человек (25 лет и до упора) становится (но чаще, всё-таки, НЕ становится) обладателем того, что можно назвать "зрелым" или "реальным мышлением". Любовь заканчивается трагически, родители не вечные, друзья предают. Есть травмы, насилие, несправедливость и просто непонятная человеческая глупость. Деньги иногда зарабатываются очень трудно, работа отвратительная, бизнес не удался. Партнёр попался какой-то не такой. "Я живу не в той стране...". "Планета остановись, я сойду". Появляются или укореняются зависимости.

Этот последний переход венчается, так называемым в народе - "кризисом среднего возраста", (который корректнее было бы называть - "кризисом идентичности"). На этом этапе подвисает чертовски много людей, и одним из защитных механизмов от того ужаса, с которым может близко познакомить взрослая жизнь является регресс к более ранним моделям мышления. А именно к "героическому мышлению" и "магическому мышлению".

И вот здесь и начинается самое интересное. То, что мышление не смогло перестроиться на взрослый лад вовсе не означает, что все те проблемы, с которыми необходимо иметь дело во взрослой жизни исчезают или становятся неважными. Они, будучи хронически нерешаемыми из-за невозможности проявить ответственность, начинают просто накапливаться. И, постепенно превращают жизнь в постоянный стресс, который частенько приводит к физическим заболеваниям. Которые тоже, кстати, являются защитной реакцией психики.

И вот, многие взрослые, конечно, с точки зрения биологического возраста, люди, которым в своё время не удалось обучиться ни навыкам саморегуляции, ни навыкам самообслуживания, ни навыкам ответственного существования, просто скатываются в те поведенческие модели, которые работали в подростковом и детском возрасте. И начинают на полном серьезе "верить" в чудесное избавление с помощью какого-то психологического фастфуда, вместо того, чтобы самостоятельно работать над преодолением кризиса идентичности. А это является поистине непростой работой, которая обязательно проведёт через все непрожитые переживания и столкнёт со всеми теми неприятными вещами, которые психика так упорно старалась не замечать в детстве и в юности...

И вот именно поэтому концепция "быстрого решения" становится столь желанной и вера в то, что пройдя пару тренингов или прочитав пару популярных книг можно кардинально изменить своё существование порой доходит до пиковых форм глупости. И в лучшем случае, люди за такие фантазии расплачиваются до конца жизни, отдавая деньги, которые взяли в кредит, не совсем понимая про такую ответственность. А иногда ведь и попадают в психбольницы. А иногда и в морг... Психика не выдержала...

Данная тема очень глубока, и есть более подробные и детальные описания психических механизмов, которые приводят к такому психическому "торможению" развития личности, но о них напишу в других статьях. А эту хочу закончить простой мыслью, которая, возможно, поможет кому-то задуматься и понять простой факт: "То, что формировалось десятилетиями не может быть изменено ни за пару часов, ни за пару дней, ни даже за пару месяцев. Это долгая и скрупулёзная работа, которая требует участия другого человека, прошедшего такой процесс. Эта работа часто невыносимо болезненная и неприятная. Но в конце такой работы можно получить детальную инструкцию по обращению с собственной психикой и научиться ответственно обращаться с ней. И эту работу можете сделать только вы. Поэтому, дамы и господа, делайте выводы сами! Взрослеть трудно, но возможно."

Данное описание является исключительно схематическим и я не претендую на описание единственно возможного варианта реальности. Это скорее информация для инициации личных размышлений и поисков в этом направлении.

Психотерапия в помощь. Всем ясности!



Просмотров: 247
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь