|
Эссе по работе Шассге-Смиржель "Новое женоненавистничество"Автор статьи: Тришкина Элина Романовна
Эссе по работе Ж.Шассге-Смиржель “Новое женоненавистничество” [ Уроки французского психоанализа. Пер.с французского. М.”Когито-центр”, 2007] В работе автор анализирует важные факторы и причины существующей в культуре тенденции к обесцениванию и отвержению женственности. Как известно, человеческий детеныш рождается очень зависимым от матери. З.Фрейд писал о том, что у человеческого детеныша “внутриутробное состояние менее продолжительно, чем у большинства животных, и он брошен в этот мир в менее законченном состоянии…Опасности внешнего мира увеличиваются, и значение объекта, который только один может от них защитить, заняв место прежней внутриутробной жизни, значительно возрастает. Таким образом, биологический фактор устанавливает все первичные ситуации опасности и создает потребность быть любимым, которая уже никогда не покидает человека.” [З.Фрейд “Торможение,симптом,тревога”.] Этот пункт статьи З.Фрейда особенно интересует автора, так как затрагивает причины длительного периода зависимости человеческого существа от матери. Эта зависимость в то же время является причиной сильной зависти и возникновением желания идентифицироваться с активностью матери. По мере того, как ребенок идентифицируется с активностью матери, ему удается все больше и больше обходиться без нее. Он пытается стать независимым от матери и каждый успех в идентификации с матерью делает ее менее необходимой. В то же время требования и запреты, которые она ставит, могут вызывать ненависть. На присутствие матери ребенок может реагировать агрессивно. [Здесь автор ссылается на работу Рут МакБрунсквик “Преэдипова фаза либидинозного развития”] Поэтому ненависть к матери нельзя описать лучше, чем через аффект зависимости. Автор придает большое значение желанию обладать атрибутами “всемогущей матери”. При этом особенную зависть вызывает способность матери иметь детей. Если жадность и ненависть превалируют, возникает сильное желание захватить и даже разрушить способность матери к деторождению, причем это характерно для обоих полов. Автор дальше развивает мысль о том, что чувство зависимости от матери и зависть к ее плодотворности тесно связаны друг с другом. Созидание выражается через символическое обладание грудью. Забота тоже входит в символические свойства материнской груди. Поэтому именно отсутствие груди и всего того, что она символизирует, желание и невозможность “быть грудью”, порождает чувство крайней зависимости и продуцирует зависть, деструктивность и ненависть по отношению к матери. [Здесь автор ссылается на работы М.Кляйн и в первую очередь на работу “Зависть и благодарность”]. Ж. Шассге-Смиржель далее выдвигает гипотезу, что отрицание и борьба с этой первичной зависимостью во многом решающим образом формирует отношение женщин и мужчин к матери, а также отношение полов друг к другу. Автор считает, что именно эта причина является главной в создании Фрейдовской теории женственности, основанной на так называемой теории фаллического монизма. Согласно этой теории женственность отмечена нехваткой, а женщина, это мужчина, “которому чего-то не достает”. Эта концепция, так часто разделяемая многими авторами психоаналитиками и получившая распространение в социуме, основывается, по мнению автора, на неосознанном желании преуменьшить значение ранней матери, которая остается в психике всемогущей. Именно этот всемогущий образ матери является прототипом сказочных прототипов феи (всемогущего добра) и ведьмы (всемогущего зла). На материнский образ проецируется в том числе первичный нарциссизм самого ребенка, “объект рождается в ненависти”. Зависимость от объекта устанавливает очень заряженное амбивалентное отношение к матери, которое может длиться всю жизнь. Тогда человек должен воспользоваться “хитростью”, чтобы избежать всемогущества матери. Одним из решений является способность инвестировать другой объект и другой орган всемогущества. Так ребенок женского пола, маленькая девочка, может перейти к идеализации отца, как того, кто защитит от всемогущества и засилия матери. Это может привести впоследствии к торможению ее сексуальных влечений, которые лишаются агрессивности, и затем, к формированию мазохистической установки по отношению к мужчинам. Девочка далее может пойти на “контридентификацию” с матерью, и отказаться от материнского и оплодотворения вообще. Автор считает, что идеализация “мужского” и так называемая “зависть к пенису” у женщин основана не на биологических причинах, а на бессознательном желании дифференцироваться и восторжествовать над матерью, у которой этот орган отсутствует. Однако, идеализируя и желая приобрести “фаллическое”, девочка и, впоследствии, женщина блокирует свое специфически женское, отказываясь от женских влечений и потребностей материнства. Что касается мужчин, то они могут слишком фиксироваться на демонстрации преимуществ своего пола, ощущая женщин как “кастрированных” и отказывать женщинам в их специфически женских влечениях. Тришкина Э.Р., клинический психолог, психоаналитик [email protected]
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|