Эссе по работе Шассге-Смиржель "Новое женоненавистничество"

     Эссе по работе Ж.Шассге-Смиржель “Новое женоненавистничество”

[ Уроки французского психоанализа. Пер.с французского. М.”Когито-центр”, 2007]

В работе автор анализирует важные факторы и причины существующей в культуре тенденции к обесцениванию и отвержению женственности.

Как известно, человеческий детеныш рождается очень зависимым от матери. З.Фрейд писал о том, что у человеческого детеныша “внутриутробное состояние менее продолжительно, чем у большинства животных, и он брошен в этот мир в менее законченном состоянии…Опасности внешнего мира увеличиваются, и значение объекта, который только один может от них защитить, заняв место прежней внутриутробной жизни, значительно возрастает. Таким образом, биологический фактор устанавливает все первичные ситуации опасности и создает потребность быть любимым, которая уже никогда не покидает человека.” [З.Фрейд “Торможение,симптом,тревога”.]

Этот пункт статьи З.Фрейда особенно интересует автора, так как затрагивает причины длительного периода зависимости человеческого существа от матери. Эта зависимость в то же время является причиной сильной зависти и возникновением желания идентифицироваться с активностью матери.

По мере того, как ребенок идентифицируется с активностью матери, ему удается все больше и больше обходиться без нее. Он пытается стать независимым от матери и каждый успех в идентификации с матерью делает ее менее необходимой. В то же время требования и запреты, которые она ставит, могут вызывать ненависть. На присутствие матери ребенок может реагировать агрессивно. [Здесь автор ссылается на работу Рут МакБрунсквик “Преэдипова фаза либидинозного развития”]

Поэтому ненависть к матери нельзя описать лучше, чем через аффект зависимости. Автор придает большое значение желанию обладать атрибутами “всемогущей матери”. При этом особенную зависть вызывает способность матери иметь детей. Если жадность и ненависть превалируют, возникает сильное желание захватить и даже разрушить способность матери к деторождению, причем это характерно для обоих полов. Автор дальше развивает мысль о том, что  чувство зависимости от матери и зависть к ее  плодотворности  тесно связаны друг с другом. Созидание выражается через символическое обладание грудью. Забота тоже входит в символические свойства материнской груди. Поэтому именно отсутствие груди и всего того, что она символизирует, желание и невозможность “быть грудью”, порождает чувство крайней зависимости и продуцирует  зависть, деструктивность и ненависть по отношению к матери. [Здесь автор ссылается на работы М.Кляйн и в первую очередь на работу “Зависть и благодарность”].

Ж. Шассге-Смиржель далее выдвигает гипотезу, что отрицание и борьба с этой первичной зависимостью во многом решающим образом формирует отношение женщин и мужчин к матери, а также отношение полов друг к другу. Автор считает, что именно эта причина является главной в создании Фрейдовской теории женственности, основанной на так называемой теории фаллического монизма. Согласно этой теории женственность отмечена нехваткой, а женщина, это мужчина, “которому чего-то не достает”. Эта концепция, так часто разделяемая многими авторами психоаналитиками и получившая распространение в социуме, основывается, по мнению автора, на неосознанном желании преуменьшить значение ранней матери, которая остается в психике всемогущей. Именно этот всемогущий образ матери является прототипом сказочных прототипов феи (всемогущего добра) и ведьмы (всемогущего зла). На материнский образ проецируется в том числе первичный нарциссизм самого ребенка, “объект рождается в ненависти”. Зависимость от объекта устанавливает очень заряженное амбивалентное отношение к матери, которое может длиться всю жизнь. Тогда человек должен воспользоваться “хитростью”, чтобы избежать всемогущества матери.

Одним из решений является способность инвестировать другой объект и другой орган всемогущества. Так ребенок женского пола, маленькая девочка, может перейти к идеализации отца, как того, кто защитит от всемогущества и засилия матери. Это может привести впоследствии к торможению ее сексуальных влечений, которые лишаются агрессивности, и затем, к формированию мазохистической установки по отношению к мужчинам. Девочка далее может пойти на “контридентификацию” с матерью, и отказаться от материнского и оплодотворения вообще. Автор считает, что идеализация “мужского” и так называемая “зависть к пенису” у женщин  основана не на биологических причинах, а на бессознательном желании дифференцироваться и восторжествовать над матерью, у которой этот орган отсутствует. Однако, идеализируя и желая приобрести “фаллическое”, девочка и, впоследствии, женщина блокирует свое специфически женское, отказываясь от женских влечений и потребностей материнства. Что касается мужчин, то они могут слишком фиксироваться на демонстрации преимуществ своего пола, ощущая женщин как “кастрированных” и отказывать женщинам в их специфически женских влечениях.

Тришкина Э.Р., клинический психолог, психоаналитик [email protected]

 

 

 

 

 



Просмотров: 362
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • От матери родной к матери-Вселенной
  • Отличие я же матери от нормальной матери
  • Зависть матери.
  • Зависть матери к дочери
  • Почему внешность матери может стать проблемой для девочки.
  • Запретная тема: ненависть матери к ребёнку.
  • Ненависть к матери и её влияние на психологическую индивидуацию
  • Ненависть к матери. Работа с дисфункциональными мыслями
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Образ матери и образ тела у женщин с наркотической зависимостью
  • Способность матери расщепляться.
  • Кратко об архетипе Матери и материнском комплексе у мужчин и женщин
  • Как эмоциональные послания матери могут разрушить жизнь дочери
  • Техники «Рука Матери/Отца» и «Рука Матери и Отца»
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • «Мой Король». Отношение матери. Запуск нарциссических алгоритмов.
  • Отношение к образу физического Я лиц с разными типами привязанности к матери
  • Откуда берется агрессия матери по отношению к ребенку?
  • Образ своей матери
  • Как негативный образ матери влияет на вашу жизнь.
  • Почему невозможно женское счастье, если женщина зависит от своей матери
  • Сказка и миф в работе психолога со взрослыми. Миф о богине-матери
  • Я хочу защитить своего мужа от его матери.
  • О стыде, желании вернуться в утробу матери, о бессмертии и кризисе среднего возраста.
  • Зависимость от токсичной матери
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Материнство через принятие своей матери...
  • Типы матерей: женщины больше, чем матери
  • Агрессия матери на своего ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь