|
Я не выдерживаю близких отношений. Что со мной не так?Автор статьи: Гарасюта Злата Александровна
Каково это, ощущать себя эмоционально отрезанным от других людей, замкнутым в своем внутреннем мире, без каких-либо чувств? Выбирать изоляцию, когда все стремятся к прочным связям. В какие-то моменты вы можете нуждаться в близком человеке, но если отношения переходят из формата редких и непродолжительных встреч во что-то более серьезное, то вам становится в буквальном смысле душно, тесно, и хочется освободить себя от этих оков. Наверное, вы не раз спрашивали себя – что со мной не так, почему я отстраняюсь от людей? Как будто внутри вас борются разнонаправленные силы, но импульс к бегству чаще берет верх. В этой заметке я попытаюсь описать психологические особенности крайне интровертированных (т.е. поглощенных своим внутренним миром) людей, чей основной внутренний конфликт лежит в области «близость-дистанция»: в одиночестве плохо (хотя в этом можно себе и не признаваться), а в отношениях – невыносимо. Окружающим они могут представляться пассивными наблюдателями, невовлеченными и безразличными. При этом человек дистанцируется не только от других людей, но и от части себя, от своих чувств. Можно сказать, что он не в контакте с самим собой. И это более фундаментальная проблема, чем внешне наблюдаемое поведение «типичного интроверта». Не претендуя на исчерпывающий анализ, я все же надеюсь, что кому-то эта информация поможет лучше понять ту часть себя, которая обычно скрыта от осознания. А понимание и принятие – это первый шаг на пути к изменениям. Итак, почему личность «выбирает» (в кавычках, так как этот выбор, скорее, бессознателен) уход в себя? какова функция отчуждения? Почему человек ведет себя, на первый взгляд, противоестественно, изолируясь от мира? В любом поведенческом стиле, каким бы странным он ни казался окружающим, есть своя логика, свои причины и своя история развития. В рассматриваемом случае отношения нужны для безопасности, а дистанция – для ощущения автономии и своей индивидуальности. Сближение с другим человеком порождает сильную тревогу, и отдаление как раз способствует ее уменьшению. Такие люди постоянно ощущают неспособность выразить себя и, как следствие, находят утешение в мире фантазий, иногда – в виртуальной реальности, иногда – в духовных учениях и т.д.
**Природная гиперчувствительность и влияние родителей Люди данного психологического типа конституционально обладают высокой чувствительностью, быстро утомляются и пресыщаются, то есть то, что для общительного человека является нормальным времяпрепровождением, для них – избыточная стимуляция нервной системы, согласно различным исследованиям. Повышенная восприимчивость к внешнему воздействию обычно проявляется с раннего детства. Гиперчувствительные младенцы, изначально настроенные на контакт со взрослыми, остро реагируют даже на запоздалый ответ на их потребности, а уж тем более – на признаки неприятия или раздражения. Крайний случай – откровенное игнорирование и пренебрежение нуждами ребенка (что может случатся как в детских домах, так и в «обычной» семье). Таким малышам свойственно моментально уходить в себя в неблагоприятной для них ситуации. Получается, что чем чаще мать (или другой опекун) не реагирует вовремя на сигналы ребенка, тем чаще младенцу «приходится» замирать, отключать свои потребности, и такая форма реагирования на внешнее окружение закрепляется. Подавляется естественное желание быть любимым и самому проявлять любовь. Ребенок неосознанно экстраполирует свой первый опыт отношений на последующие социальные контакты. Во взрослом возрасте человеку, скорее всего, будет крайне сложно поверить в то, что другие люди могут принимать его таким, какой он есть, и тепло к нему относиться. Кроме того, из-за ощущения нехватки внимания и тепла ребенок стремится, образно говоря, вобрать в себя как можно больше , а для выражения эмоций необходимо уметь не только «брать», но и «отдавать». Общение становится утомительным процессом для таких людей, они как будто бы теряют внутреннее содержание и им необходимо побыть в одиночестве для восстановления эмоционального баланса.
** Раскол между частями личности Итак, пришло время обсудить структуру личности и добавить в описание психологического типа немного специфических терминов. В этой заметке речь идет о шизоидном характере (не путать с шизофренией, психическим заболеванием!) . Определение «шизоидный» уходит корнями к греческому слову «схизис», что означает «расщепление». Гиперчувствительный ребенок, вынужденно замыкаясь в себе, как бы отщепляет свою ранимую, непосредственную часть от остальной личности. Эта скрытая часть личности теряет эмоциональную связь с внешним миром, контакты с окружающими людьми становятся механистичными, поверхностными, им не хвататет искренности. Внешний дефицит компенсируется насыщенной внутренней жизнью: миром фантазий, мечтаний, иллюзий. Под маской отчужденности и безразличия скрывается голод по отношениям. Но чем больше шизоидная личность в них нуждается, тем сильнее она их боится. Уход от других и от части себя – это надежная защита от разочарований и непереносимых переживаний. Под защитными механизмами имеются в виду способы, с помощью которых психика адаптируется к реальности и сохраняет равновесие. С этой целью чувственный опыт частично или полностью удаляется из сознания. Другими словами, происходит раскол между мыслями и чувствами. Шизоидной личности сложно проявлять себя спонтанно и искренне, в результате, она пытается решить свои эмоциональные затруднения посредством интеллектуальных усилий. Человек может либо отрицать наличие у себя каких-либо чувств, либо рассуждать о них без тени эмоций на лице и в голосе.
** Отношения – такие притягательные, но такие пугающие Шизоидная личность в глубине души тоскует по другим людям, а на поверхности – отрицает их значимость. Отношения для такого человека – это всегда потеря части себя. Откуда такой радикальный взгляд? Можно предположить, что свою роль играет склонность полностью отождествлять себя с другими. Как обычно, ноги растут из раннего детства, в данном случае речь идет о привычке идентифицировать себя с матерью (или другим значимым взрослым). Под идентификацией подразумевается неспособность провести границу между собственной личностью и другим, а это мешает установлению прочной связи с реальным человеком. Как это ни странно, идентификация с матерью чаще всего происходит тогда, когда мать не удовлетворяет потребности младенца. Как считал известный психоаналитик Фэйрберн, психика ребенка склонна вбирать в себя именно плохие внешние объекты, поскольку не способна смириться с их плохостью и неистово стремиться контролировать и изменить их хотя бы в своем внутреннем мире. Безусловно, это иллюзия, но детская психика зачастую оперирует магическим «мышлением». В результате, образ плохой матери сохраняется в сознании ребенка и влияет на восприятие им окружающего мира.
Получается замкнутый круг:
Характерная черта шизоидного характера - постоянные внутренние метания от одной крайности ( тяга к слиянию с другим ради ощущения безопасности) к другой (стремление к абсолютной независимости от других= разрыв отношений).
** Резюме. Особенности шизоидной личности и фокус психологической работы Нарисовав широкими мазками портрет шизодиной личности, теперь кратко перечислю ее основные психологические особенности:
И немного о психологической работе с шизоидными личностями. Люди с явно выраженным шизоидным радикалом нередко прибегают к помощи тогда, когда осознают, что платят слишком высокую цену за самодостаточность и абсолютную независимость, когда изоляция становится непереносимой . Бывает и так, что человек обращается к психологу не в связи с особенностями своего личностного склада, а по поводу каких-то определенных симптомов или состояний: депрессии, тревожности, навязчивостей или других неблагоприятных проявлений. Глобальная цель психологической работы с шизоидной личностью - помочь «внутреннему ребенку» этого человека (т.е. той уязвимой, скрытой и беспомощной части личности, которая остается с детства замкнутой в воображаемом коконе) пройти все необходимые стадии развития и вырасти. В числе этапов на пути к достижению этой цели будут: разрушение идентификации со значимыми объектами, проведение границы между собственным «Я» и другими, укрепление способности к независимости, сотрудничеству и пониманию других, развитие своего истинного «Я». Учитывая индивидуальные особенности каждой конкретной личности, этот путь может быть извилистым и долгим. А иногда для того, чтобы вырасти сначала требуется вернуться обратно, т.е. обеспечить контролируемую и ограниченную по времени регрессию. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|