|
Фишки рисуночной методики «Человек под дождем»Автор статьи: Елена Кислова
В интернете много ссылок на данную методику, но я решила поделиться тем, что вынесла когда-то из лекционного материала. Вдруг вы найдете для себя какую-то фишечку. Я активно использую ее как «одну из» для диагностики психоэмоционального состояния детей от 9 лет (для более младшего возраста методика мало информативна). В целом, «Человек под дождем» используется и для взрослых людей. При помощи данной методики определяем силу «Я». А также возможности преодоления фрустрации и противостояние стрессу. Испытуемый сначала рисует человека, потом человека под дождем. Методика «отвечает» на вопросы об испытуемом: -Как реагирует на ситуацию стресса -Какими ресурсами обладает -Может ли оставаться в реальности во время стресса Смотрим, какие модели поведения может продемонстрировать в стрессе. Предлагаем бумагу разного размера, чтобы выбрал свое пространство листа. 10 карандашей разного размера, простые, но разного цвета, с резинками, в том числе подточенные с двух сторон. Если необходимо исследовать сексуальную сферу, то просим нарисовать еще и человека противоположного пола. Но первый рисунок своего пола. На все вопросы говорим: «Рисуйте, как и что хотите». Пострисуночный опрос: расскажите об этом человеке (смотрим-это реальное или идеальное «Я»с проекцией себя на этом рисунке). С кем и где живет, какой голос, где учится, чем занимается, что делал вчера и так далее в зависимости от целей исследования. Затем предлагаем нарисовать человека под дождем. Пострисуночный опрос: сколько лет, что хочется сделать этому человеку в первую очередь? Чего не хватает? В чем нуждается? Как вы думаете, каким может быть его настроение? А как будет чувствовать, когда выйдет из-под воды? Дождь неожиданный или согласно прогнозу? Какой дождь на рисунке (гроза, проливной, мелкий, осенний, грибной, ливень)? Было ли желание спрятаться от дождя? Коррекционный момент: дорисовать чтт-то, если незащищен. При согласии сочинить историю или сказку-кладезь информации. Можно сразу предлагать два пола изобразить (было задумано автором), чтобы анализировать мужскую и женскую часть – какая более нуждается в коррекции. Интерпретация теста. Патологией будет считаться, когда существенно разниться рисунок 1 и 2. Изображение двигающегося человека-способность к активным действиям. При смещении фигуры в верхнюю часть листа:склонность к уходу от действительности, потря опоры. Защитные механизмы-по типу фантазирования, чрезмерного неоправданного оптимизма. Положение фигуры в профиль или спиной-отрешение от мира. Внизу листа-незащищенность и депрессия. Смещение фигуры влево-импульсивность; ориентация на прошлое, зависимость от материнской фигуры, может быть. Смещение вправо-ориентация на окружение, (отцовская фигура). Рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте-тревога как состояние на момент обследования, стрессовое состояние, иногда импульсивность, гиперактивность.Если человек радостный под дождем, то это может говорить о его слабости Я. Разбираемся- он «засмеивает» сложности или это как-то по-другому? Уходящая фигура-тенденция ухода от трудных ситуаций. Избегание неприятностей (особенно наблюдаемой с высоты птичьего полета). Град-тяжкое испытание, может не выжить. Трансформация фигуры, относительно первого рисунка Человека. Увеличение-неприятности мобилизуют, делают более сильным. Но может и потеря почвы под ногами. Уменьшение-потребность в защите и покровительстве. Невозможность взять ответственность за свою жизнь. Ребята, рисующие маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства. Имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Трансформация фигуры, относительно центра. При смещении от центра-ощущение внутреннего дискомфорта, потеря Я. Изображение человека противоположного пола. Определяет тип реагирования в сложной ситуации. «Включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей. Изменение возраста. Указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц. Если пропускаются части тела (ноги, руги, уши, глаза) -специфика защит и особенностей проявления «Я». Нет ушей-плохо слышит в ситуации стресса и т.п. Возникновение отрицательного персонажа-негативизм, антисоциальность, иногда негативное самоопределение. Несимметричный профиль: -Голова в профиль, а тело в анфас-низкое умственное развитие, нарушение пространственного изображения. -Тело в профиль, лицо в анфас- проверять наличие психотической части. -Лоб и нос в профиль, глаза и нос в анфаз проверка на органическое повреждение, шизоидность или шизофрению. -фигура спиной-либо не желание открыться, либо конфликтность, замкнутость, противоречивость, негативизм. Движение в разные стороны-повышение фрустрации, напряжение, пред психотические реакции. Изменение возраста- либо хорошо развитая детская часть, либо мудрость включается (нужен расспрос). Если изображена половина тела на рисунке, возможно, есть травматическое расщеплениепсихики. Функция одежды-защита. Это некий ресурс, как и зонт (смотрим, чтоб закрывал человека, если капли попадают под зонтик, обращаем внимание). Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов в поведении. Импульсного реагирования. Но смотрим что с каплями. Они могут и всюду проникать. Это сигнал о том, что прежние способы реагирования исчерпали себя. Есть одежда и зонт, а дождя как такового нет-чрезмерная защита, много напряжения для того, чтобы изыскивать ресурсы. Очень много всякой одежды-проверяем на психотическую структуру. Либо это крайняя экстравертируемость. Схематичность-это может быть сопротивление, либо проверяем на шизофренический симтомокоплекс. Одежда без прикрытия- нет собственной состоятельности, чувства уважения к самому себе. Не решены проблемы с независимостью. Нет подготовки принять вызов. Если будет рассчитывать только на себя, то не сможет справиться с мельчайшим беспокойством. Атрибуты дождя. Дождь-это помеха, нежелательное воздействие, побуждение к «закрыться», спрятаться. Как воспринимает человек трудную ситуацию: редкие капли-временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные –тяжелая, постоянная. Тучи-символ ожидания неприятностей. Обращаем внимание на количество туч, облаков, их плотность, размер, расположение. Депрессия-тяжелые грозовые тучи, заполняющие все небо. Фрустрирующий компонент-это появление тучи в образе. Если найти место, где можно переждать-терапевтический процесс. Ливневые облака, закрывающие солнце-подавленность и угнетение. Ливень с ураганом-страдание и бурные чувства. Темные облака и закрашенное солнце-невротическое поведение, чувство неполноценности, накопленные слезы. Может быть только что-то одно, расспрашиваем. Лужи, грязь-символическое отражение последствий тревожной ситуации. Смотрим на форму, глубину, брызги. Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже). Лужи рисуют чувствительные люди, либо, когда много стресса. Земля покрыта коркой льда-замерзшие переживания. Если вдруг снег-смотрим мышление, но всегда помним про шизофрению. Дополнительные детали. Дома, скамейки, машины или предметы, держащие в руках-потребность в дополнительной опоре, может быть, поддержке, в стремлении уйти от проблем путем переключения в замещающей деятельности. Или про пережитый прошлый опыт-расспрашиваем. Если в луже отражается сам человек-это про пребывание в длительной обиде. Молния-символ нового цикла в развитии. И (или) драматического события в жизни человека. Радуга-предвещает появление солнца и символизирует надежду, мечту, как вариант путь к совершенству. Может быть про что-то несбыточное. Ветер-воздействия неподдающиеся управлению. Проверяем сильные чувства. Человек на ветру-потребность в любви, привязанности, тепле. Имеет значение сила и интенсивность. Зонт- изображение психологической защиты. Может быть, как связь с матерью и отцом. Купол-материнское начало, ручка-отцовское. Свернутый зонт-фаллический символ. Спрашиваем: что будет делать с этим зонтом? Опора на зонт-защиты есть, но не используются. Или демонстративность. Искажение и пропуск деталей. Область конфликта вытеснена в область бессознательного. Либо это отрицание поддержки. Елена Кислова, клинический, семейный психолог. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|