|
Воспоминания ребенка.Автор статьи: Екатерина Заварухина
Кто помнит свое детство до мельчайших подробностей или какие-то отдельные элементы, а может быть, совсем ничего, что может сказать о том, что Вы когда-то были маленьким (-ой)? Кто-то очень хорошо может помнить дошкольный возраст, и не помнить школьный, кто-то наоборот. Психика ребенка очень хорошо устроена. Если случилось какое-то травматичное событие, психика блокирует воспоминания, а перед этими воспоминаниями по цепочке забываются еще какие-то. Травматичным может быть даже обычный эпизод из жизни, например «ребенок случайно разбил мамину вазу, которая для мамы в данный момент оказалась важнее, чем здоровое психическое состояние малыша». Очень часто обращаются клиенты, которые практически не помнят свое детство, и хотят что-то вспомнить. Специалисту необходимо понять, для чего это нужно клиенту, что он будет с этим потом делать? Важно понять необходимость возврата данных воспоминаний, и не нанесут ли они еще большую травму, только уже взрослому человеку? Самое интересное, что воспоминания могут прийти сами, если человек попадет в какую-то подобную ситуацию, которая была в детстве, или услышит какую-то знакомую мелодию, во время которой происходило какое-то действие, может быть, вкус забытого блюда напомнит о забытой истории или что-то еще. В терапии это может быть и гипноз, как Эриксоновский, так и классический, также это в психоанализе метод ассоциаций. Воспоминания может вернуть арт-терапия с помощью рисунков, фото, танцев и т.д. В детстве заложены многие ресурсы человека. Блокировка воспоминаний приводит к блокировке этих ресурсов. Допустим, ребенок общался с посторонними людьми, не боясь их, и в одно прекрасное время родитель сказал, что смотри, «дообщаешься», унесет тебя какая-нибудь тетя — баба Яга, и будешь жить с ней, вызвав тем самым страх у ребенка. Далее происходит блокировка, после чего родители могут заметить, что ребенок стал менее общительным. Если уже взрослый человек хочет решить вопрос о том, что он не может общаться с малознакомыми людьми, то воспоминание о том, что когда-то ему сказали неправду, может изменить ситуацию. Важно родителям следить за тем, что они говорят. В предыдущей статье здесь я показала, к чему могут привести некоторые слова мамы или папы или человека, обучающего ребенка. Немного дополню предыдущую табличку:
Интересно, пробовали ли вы когда-нибудь играть в ассоциации? Очень интересная игра. Можно играть как одному, так и с группой. Если с группой, то есть несколько вариантов такой игры в компаниях для развлечения: 1. Первый участник говорит слово, второй – ассоциацию к этому слову слово, третий – ассоциацию ко второму слову и так по цепочке. Потом, пройдя несколько кругов, участники вспоминают первое слово и понимают, что оно не имеет ничего общего с последним.Таким образом, можно проследить связь, что когда люди начинают ссориться, то они ссорятся из-за какой-то мелочи, приходя к глобальным проблемам, из-за чего может произойти и разрыв отношений. Вот пример одного из логического вывода: — Дорогая, передай мне, пожалуйста, соль. — Это ты сейчас что имеешь в виду?! Что я не досолила?! Что я плохо готовлю?! Что я вообще плохая хозяйка?! Да ты просто деспот и женоненавистник! 2. Ведущий говорит на ушко первому одно слово, который пытается это слово изобразить второму участнику. Когда второй участник показывает, что понял, что за слово, поворачивается к третьему и начинает это «понятое» слово изображать третьему.Таким образом, к пятому участнику это слово уже может прийти с совсем другим значением. Ведущий, начиная с пятого участника, спрашивает, какой слово понял он и так по цепочке узнаем остальные слова. Обычно эта игра происходит в двух группах, чтобы выбрать победителя. 3. На тренингах, если данная игра имеет терапевтическую направленность, участники говорят, почему им пришло это слово-ассоциация и что оно для них значит в паре предложениях. Тренер может это все записывать на листочек. Потом, в конце игры участники делятся своими переживаниями по поводу произошедшего. Если это индивидуальная терапия, то человек сам в одиночестве может написать слова друг за другом. В какой-то момент слова начинают петлять, стараясь запутать сознание человека. Лишь усердность может вывести человека на какое-то воспоминание, чтобы с ним поработать. В терапии это важно для того, чтобы понять, откуда ветер дует, почему в жизни человека не получается что-то, что для него очень нужно. Кто-то любит этот метод, кто-то считает его слишком жестким, кто-то вообще не берет в расчет. Помните фильм «Джентльмены удачи», где герои играют в игру «города»? Вот небольшой отрывок: — Воркута. Это пример групповой работы с объяснениями. :) Берегите себя и своих детей, чтобы вашим взрослым детям не пришлось вспоминать то, что было в детстве. Чаще фотографируйтесь, чтобы была цепочка воспоминаний у Вашего ребенка, и просматривайте фотографии вместе, что только сплочит Вашу семью. Екатерина Заварухина. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|