Энурез - это непроизвольное мочеиспускание в дневное или ночное время суток, не связанное с физиологическими причинами, отмечается приблизительно у 15—20% пятилетних, 5% десятилетних и 2% 12— 14-летних детей. Некоторые врачи не считают недержание мочи у ребёнка младше 5 лет энурезом. Также есть мнение о том, что если ребёнка и родителей не беспокоит ночное недержание мочи, то это можно считать нормой, и, соответственно, никакого лечения не требуется.
Примерно к 2 годам, ребёнок начинает «слышать» сигнал мочевого пузыря, его психоэмоциональное развитие позволяет самостоятельно определить, хочет ли он в туалет, и на короткое время удержать желания немедленного мочеиспускания. Поэтому лучшее время для приучения к горшку это возраст 2 лет и примерно к 2,5 -3 годам ребёнок научается самостоятельно ходить в туалет, как днём, так и ночью.
Если такого не происходит, в первую очередь необходимо исключить физиологические причины энуреза (запоздалое развитие системы контроля мочевого пузыря, инфекционное заболевание мочевого пузыря, диабет, анатомические аномалии), для этого родители обращаются к педиатру, урологу.
Далее, родителям необходимо понять, был ли изначально сформирован навык самостоятельного хождения в туалет, то есть, если вы каждую ночь будили ребёнка, и он оставался сухим благодаря вашему контролю, можно говорить о том, что навык самостоятельного хождения в туалет не был сформирован изначально, даже если ребёнку уже 7 лет. И в этом случае необходимо формировать именно навык самостоятельного пробуждения и похода в туалет.
И совсем другая ситуация, когда у ребёнка навык самостоятельного похода в туалет был сформирован, но при определённых стрессах, психоэмоциональных нагрузках он дал сбой и тогда, работа идёт именно на восстановлении нормального психоэмоционального состояния ребёнка, так как недержание мочи это уже следствие (симптом).
Навык самостоятельного пробуждения и похода в туалет не был сформирован, т.е. ребёнок не просыпается ночью самостоятельно.
Рекомендации родителям:
НЕ Говорим и обсуждаем эту проблему со всеми родными
НЕ Ругаем, стыдим, наказываем ребёнка
НЕ Будим по ночам или в сонном состоянии несём в туалет или высаживаем на горшок
НЕ Оставляем спать в мокрым
НЕ Отправляем мыться ночью
Что делать:
Контроль. Ведём дневник сухих и мокрых ночей, если ночь сухая ребёнок ставит «+»
Визуализация. Рисуем мальчика или девочку, в зависимости от пола ребёнка и объясняем, что у всех людей есть мочевой пузырь (нарисовать на рисунке, а потом вместе определить, где находится у ребёнка). И когда он наполняется, в это самое время в нашем теле происходит сигнал из нашего мочевого пузыря в нашу голову (детям по старше мозг), и мы понимаем, что хотим писать. Как будто бы маленький человечек поднимается по лестнице и будит нас, что пора в туалет. «У тебя в теле тоже есть такой сигнал и именно он помогает тебе вовремя просыпаться, когда хочется в туалет». Повесить этот рисунок рядом с постелью ребёнка
Внушение. Вслух перед сном, мама ребёнку, а затем он сам проговаривают такой текст: «Сейчас я засну быстро и легко, буду спать спокойно и видеть приятные сны, но как бы крепко я не спал, я обязательно почувствую, тот момент, когда захочу в туалет. Я почувствую его также хорошо, как чувствую его днём. И от этого чувства я проснусь быстро и легко сам(а) пойду в туалет (на горшок), также легко вернусь и засну и буду спать сухой(ая) до утра». Чем меньше ребёнок, тем проще и короче текст. Пример для детей 3-4 лет: «Сейчас я засну, но я почувствую, когда захочу в туалет, проснусь, сам(а) схожу, пописаю, приду в комнату и засну».
Первый раз текст произносит мама, обращаясь к ребёнку (Сейчас ты заснёшь…), 2 раз ребёнок произносит самостоятельно, 3 раз ребёнок произносит его шёпотом.
Поощрения. Если ребёнок сам проснулся и сел на горшок, или разбудил взрослого и попросился на горшок, он сразу получает какое-то поощрение (маленький подарок). Подарки находятся в заранее приготовленном мешочке рядом с горшком или в туалете. Ребёнок про этот мешочек знает. Это поощрение. Если ребёнок проснулся мокрым и только после этого сел на горшок - подарок не получает. В этом случае с помощью взрослого ночью снимает мокрое бельё, вместе относят в ванную комнату, одевает сухую одежду и засыпает. Если ночь была мокрой, текст который ребёнок произносил перед сном, он пишет печатными буквами, цветными карандашами в специальной тетрадке, где ведётся дневник сухих и мокрых ночей. Если ребёнок маленький, днём ещё раз делаем визуализацию.
Навык считается сформированным, если в течение 30 дней не было ни одной мокрой ночи.
Продолжение будет в следующей части. Возникают вопросы – смело пишите их в комментариях.
Буду благодарна вам за выражение одобрения этой публикации (если она вам приглянулась) в форме "сказать спасибо" (чуть ниже)
Подписаться на мои статьи и заметки блога можно здесь
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.