|
Как сделать мир лучшеАвтор статьи: Вайсман Сергей Ефимович
Развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с развитием личности человека. С древних времен люди отмечали несовершенство человека, его низменные проявления, его ограничения и непредсказуемость поведения, проявление животного начала. Как алхимики, которые искали философский камень, формулу изменения природных характеристик вещества и возможность из неблагородного металла сделать золото, так и мыслители каждого времени искали подход к созданию сверхчеловека, идеальной личности. Философы искали природные закономерности, влияющие на формирование человеческой личности, его сознание, его врожденные характеристики. Возникала идея, что если приложить сверхусилия, то можно повлиять на эти качества, изменить их и из несовершенного природного материала сделать совершенство, человека нового времени, который может повести за собой человечество, вытащить его из мрака невежества, боли и страдания, повести к свету и радости. Фокус внимания ученых был направлен на исправление несовершенной природы, на устранение недостатков, которые они наблюдали, на исключение патологизирующих факторов, с последствиями которых они сталкивались. Были времена, когда транслировалась деструктивная идея, что человек рождается с изъяном, природа человека греховна и жизнь его, есть путь покаяния, смирения своей греховной сути, самосовершенствования для получения места в царствии Божием. Эта деструктивная модель мышления охватывает все области деятельности человека, особенно области прямого контакта с людьми, личностью и персональным здоровьем. Педагоги, обучая ребенка фокусируют внимание на неточностях, пробелах в знании, ошибках. Врачи занимаются поиском болезни, недуга, слабости человеческого организма. Психологи работают с комплексами, страхами, ограничениями человека, узостью его мышления, слабостью сознания. Деструкция такого мышления заключается в том, что, фокусируя внимание на недостатках, сознание усиливает, закрепляет состояние неполноценности. Мышление работает таким образом, что в момент осознавания объекта, остальной мир для сознания этого человека не существует. Можно сказать, что мы сами формируем свою психическую реальность, которая является единственной субъективной сутью существования мира. Все, что мы не осознаем, не существует. Отрицая свои возможности и фокусируясь на ограничениях, мы живем в реальности собственного несовершенства, слабости и немощности. Возможности, ресурсы, способности, положительные эмоции, навыки, в этой психической реальности отсутствуют, т.е. они просто не существуют и появляются только тогда, когда человек распространяет на них фокус внимания. Изначальное несовершенство меняется, благодаря воспитанию средой и самопознанию шлифует многообразные личностные характеристики, свойства и человек продвигается к высшей степени развития. Природный алмаз не представляет собой такой ценности, как бриллиант, созданный из этого алмаза с помощью механической обработки. Несовершенное, низменное сознание под кропотливыми усилиями времени, эволюции и неудержимым стремлением человека к самосовершенствованию становится благородным, осмысленным, гармоничным. Смена парадигмы мышления позволит изменять свою психическую реальность и создавать такой совершенный мир, какой представляется в идеале. Справедливости ради нудно отметить, что в разные времена неоднократно осуществлялись попытки смены образа мышления. В качестве самого яркого примера можно привести теорию позитивного мышления, появившуюся в середине ХIХ века и получившую максимальную популярность в США в ХХ веке. Однако эта теория имеет множество противоречий и самое главное, она не столько направлена на изменение парадигмы мышления, сколько на манипуляции с ним. Теория психосанитас претендует именно на кардинальное изменение мышления, описывает методологически этот процесс и опирается на реальный положительный опыт, полученный из различных направлений практической психологии. Новая парадигма строится на образах, к которым человек может устремлять свои усилия в процессах самопознания и самосовершенствования. Здоровая часть личности есть у каждого человека, вне зависимости от его актуального состояния. Это та часть, которая помогает ему выжить в самых сложных условиях, опасных жизненных ситуациях. Это качества личности, которые позволяют человеку проявиться в этом мире. Существующая парадигма мышления предполагает развитие тех качеств, которые сейчас необходимы личности для выживания. Новая парадигма говорит о том, что такие качества у человека уже есть и усиливать нужно именно имеющиеся, поскольку благодаря им он сейчас выживает. Существующая парадигма создает образ здоровья, как отсутствие в нем болезней. Психосанитас предлагает образ здоровья, как наличие здоровых качеств. Воспитание идеальной личности зависит от нескольких факторов, влияние которых на результат примерно одинаково: наследственный компонент, социальный компонент (влияние социального окружения на воспитание), среда (в какой среде, в каком пространстве происходит воспитательный процесс), а также активность самого человека, его стремление к самореализации. Теория психосанитас все четыре фактора рассматривает как максимально ресурсные, выделяет в них самые эффективные элементы и затем делает опору на них. Это удается сделать благодаря работе с семьей, школой, с медицинскими учреждениями. Учебный центр дополнительного образования предлагает программы на основе теории психосанитас и готовит психологов, педагогов и социальных работников новой формации. Смена парадигмы мышления даст возможность изменить существующий образ идеальной личности, благодаря чему возможно кардинальное изменение общества, мироустройства, сознания Человечества. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|