|
Почему коучинг не работает?Автор статьи: Мирошниченко Игорь Григорьевич
Рекламные тексты кричат: «-Только будущее! Не надо оглядываться на прошлое! Мы с вами будем работать над будущим! И у вас все будет!». Реагируя на эту рекламу люди платят деньги, работают в силу своих возможностей и желания, а в результате, при первой сложной ситуации, все возвращается на «круги своя». Все или почти все проблемы возвращаются: как не получалось управлять своим временем так и не получается, как не мог продавать свои услуги так и не может и так далее и тому подобное. Но почему же в начале все было хорошо и даже намечался некоторый прогресс, но в какой-то момент, и самое главное не понятно в какой, проблемы могут вернуться, поставив под сомнение затраченные усилия и деньги. Так что же происходит? Почему не работает, такой прекрасный и разрекламированный «универсальный метод»? Мне видится что клиентов подводит как раз подход к коучингу как к универсальному методу, позволяющему разрешить все возникающие проблемы, а вот универсальных методов не бывает, каждый метод как лекарство - имеет свои показания для применения. Коучинг – очень хороший инструмент, но как у любого инструмента у него есть свои ограничения. Он помогает простроить цели, оптимизировать и структурировать свою деятельность, развить и совершенствовать определенные навыки, помогает взять на себя ответственность за свою жизнь и встать на путь самосовершенствования. Это все замечательно, а в чем же ограничения? Для того чтобы понять какие могут быть ограничения у коучинга, нам нужно более подробно рассмотреть как же работает психика человека. Я не буду вдаваться в сложные размышления и надоедать читателю научными выкладками. Постараюсь объяснить свою мысль «на пальцах». Условно в психике можно выделить две большие области - это сознание и бессознательное. Причем содержимое сознания мы как правило знаем и можем в большей или меньшей степени этим управлять, а вот бессознательное для нас, как правило закрыто, можно сказать, что бессознательное это некий «черный ящик» и подавая информацию на вход «черного ящика» мы не знаем, что же мы получим на выходе, потому что не знаем, что находится в «черном ящике» и не знаем как это что-то влияет на переработку информации. Следовательно, нам очень сложно просчитать результат воздействия на наше психическое состояние информации, поступающей извне, так как не понятно «что в сердце нашем отзовется». Давайте рассмотрим пример: «Валентина работает в продажах. Ей нравится работа, и ее работа в основном устраивает руководство и клиентов. И все было бы хорошо, если бы не было моментов, когда Валентина чувствует себя бессильной повлиять на ситуацию. Она хорошо работает со «старыми» клиентами, но в нынешней ситуации на рынке этого недостаточно, и компания ориентирует ее на расширение круга клиентов. Валентина понимает, что ее дальнейшая карьера и материальное обеспечение зависит от ее способности найти новых клиентов, но у нее что-то не получается. Компания заинтересована в развитии персонала и посылает Валентину на тренинги по «Переговорам», «Сложным продажам», «НЛП», «Телепатии» и т.д. И даже выделяет ей в помощь коуча. Валентина стала еще лучше работать со старыми клиентами, да и в жизни ей стали помогать приобретенные навыки, но новых клиентов появляется крайне мало. Она старается но «воз и ныне там». Валентина начинает задумываться о смене работы». Так что же происходит с Валентиной? Чтобы это понять нужно снова вернуться к «черному ящику» и посмотреть, а как же он наполнялся своим содержимым. А наполняться он начал еще в раннем детстве, а, по мнению некоторых авторов еще до рождения Валентины, в период беременности ее матери. Ребенок воспринимает мир несколько по-другому, чем взрослый. Многое, на что взрослый даже не обратит внимание - для ребенка может оказаться трагедией. И даже когда мать просто идет в магазин за хлебом, оставляя младенца дома, для него это настоящая трагедия – он навсегда прощается с матерью. И подобных ситуаций в жизни очень много. Но в то же время в жизни невозможно создать ребенку тепличные условия, да и не нужно – необходимо тренировать иммунитет ребенка, его способность переносить трудности. Но что очень важно, так это взаимодействие матери с ребенком. Поддерживает ли она ребенка, чувствует ли он эту поддержку и защиту. Если эта поддержка есть, то с «трагедиями» ребенок справляется успешно, если же поддержки нет, то рубцы и даже незаживающие раны от этих трагедий накапливаются в «черном ящике». В более старшем возрасте, серьезные проблемы и трагедии, с которыми мы не в силах справиться, мы стараемся забыть, т. е. вытеснить в «черный ящик». И нам становиться легче – если я не помню, то значит этого и не было. И вот к сознательному возрасту «черный ящик» уже полон, а мы порой и не подозреваем чем. И не осознаваемое нами его содержимое влияет на наши действия и мысли. И вот эти все рубцы и незаживающие раны после психических или физических травм, вытесненные в наше бессознательное («черный ящик») искажают наше восприятие настоящего, влияют на наши эмоции и действия в настоящем. Это влияние не осознано нами и не контролируется сознанием, поэтому управлять этим очень сложно, а порой и невозможно. Чтобы изменить свое настоящее и будущее нам необходимо восстановить правильное восприятие действительности, для этого нужно нивелировать искажающее воздействие содержимого бессознательного на наше восприятие, т. е. заняться лечением рубцов и незаживающих ран в нашей психике. Это лечение невозможно без «возвращения» в прошлое и проживания травмирующих ситуаций с позиции взрослого человека, а не беспомощного ребенка - а коучинг этим не занимается. Возвращаясь к нашему примеру: Дальнейшее развитие профессиональных навыков Валентины не приводит к успеху, потому что в ее бессознательном находится что-то препятствующее установление контактов с новыми людьми. Этим препятствием может быть неосознаваемый страх, истоки которого находятся в самом раннем детстве, этот страх срабатывает на бессознательном уровне, причиной может быть любой сигнал, так называемый триггер: интонации в голосе клиента, взгляд, определенные слова, жесты, цвет волос, запах и т. д. Но самое неприятное это то, что Валентина не может отследить этот страх и причину его появления, а вот клиенты его считывают, опять же на бессознательном уровне, и это разрушает доверие к Валентине к ее профессионализму. Клиент может не понимать, что происходит, но у него остается неприятный осадок от взаимодействия с Валентиной и клиент уходит. Какой же вывод можно сделать из всего вышесказанного? Если вы работаете с коучем но сталкиваетесь с ситуацией, когда коучинг вам не помогает, то есть смысл заняться психотерапией и избавиться от рубцов и незаживающих психических ран, мешающих вам развиваться и самосовершенствоваться, а потом опять вернуться к коучингу. По своему опыту знаю, что наилучшие результаты получаются при комбинировании различных методик и инструментов позволяющих использовать все возможности, а не упование на один исключительный, волшебный метод. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|