Для меня это непростая тема, потому что она имеет несколько сторон.
С одной стороны, мы вышли из страны, где была гонка вооружений, соревнования между колхозами, пятилетка за 3 года, вымпела/кубки/почетные грамоты.
При проигрыше могли быть весьма серьезные наказания. Например, одно из таких показано в фильме «девчата», когда публично по смех людей снимали портреты проигравшей бригады. Публичное унижение и признание «ты не лучший, и над тобой теперь можно смеяться». Так же бы наказания в виде лишения премий, а, бывало, и дела заводили за саботаж.
Как граждане СССР мы должны были быть первыми во всем мире. Мы первыми полетели в космос, мы первыми изобрели какое-то оружение. Мы- первые, мы –первые, мы-первые.
Так же та страна, из которой вышли мы, вышла из аграрной страны. До 95% населения были крестьянами. В СССР социальным лифтом считалось образование.
«ты, главное, учись, сынок». Во многих советских фильмах образование воспевалось как надежное средство подняться наверх.
Учитывая, что психологии отношений, родительско-детским отношениям тогда не учили (сейчас тоже не особо), то родители, понимая важность образования, частенько своим детям говорили:
- А вот у Пети пятерка, а ты, олух, дворником будешь.
У огромного количества людей появилась травма отвержения, если ты не лучший. Эта травма в том числе базируется на сравнениях.
Поэтому, когда пришли 2000 года вместе с психологией родительско-детских отношений, тогда маятник качнулся в другую сторону. Ни при каких обстоятельствах нельзя было сравнивать детей, это и сейчас под запретом.
Если сравнишь ребенка с кем-то, то в ответ прилетит осуждение общества, травмированное тем самым сравнением. А образование все так же является мощным социальным лифтом.
Между тем, здесь есть еще два важных момента.
Первое – это сравнение в нашей крови.
Мы эволюционируем как вид, потому что есть сравнение.
Ага, большие динозавры менее эффективны, чем крокодил. Крокодила оставляем, динозавров убираем.
Мы не можем не сравнивать, поэтому когда мы отказываемся от сравнений, мы подавляем часть себя. И эта часть весьма сильна, у нее сила эволюции.
Когда я проходила курс по психологии счастья, там тоже упоминалось сравнение и обсуждалось, можно ли и нужно ли сравнивать себя и детей с другими.
Золотая середина – вот, что важно соблюдать.
Если вы не сравниваете себя , например, в беге с другими, как вы поймете, на что способны? Вот бежите сколько-то км/ч и думаете, что это предел. А потом увидели, что бабушка с палочкой бежит на 2 км быстрее, и понимаете, что вы не достигли своего предела и можете больше. Начинаете тренироваться, достигаете хороших результатов.
Или высаживаете помидоры на даче, и пока не побывали у соседа в его теплице, думали, что вот эти мелкие редкие помидоры – самое оно. Сравнили с соседскими и поняли, что есть куда стремиться в урожае.
Есть еще одна сторона и это про детей.
Мы, как родители, управляем активами наших детей до определенного возраста и должны уметь хорошо их вкладывать и развивать, чтобы к возрасту самостоятельности дети получили свои счета с %.
Здесь я смотрю совершенно прагматично, а именно «дети должны быть конкурентноспособными в том числе и на рынке труда».
Сейчас границы открыты, можно работать получать предложения о работе в разных странах. Соответственно, можно заводить сеть связей гораздо обширнее, чем только в своей стране. Можно получать лучшее образование. Можно расширять свой кругозор и опыт. Можно жить там, где хочешь.
Для этого нужно показать работодателю, в чем его интерес в работе с человеком.
И здесь, когда западные страны, включая Россию, говорят, что не надо сравнивать детей, вступают Китай и Южная Корея.
В этих странах сильная соревновательная система образования. Родители здорово вкладывают в образование своих детей, постоянно сравнивая своих детей с другими. Все свободное время ребенка загружено разные уроками. Этих детей натаскивают на то, чтобы быть лучшими в той сфере, куда они придут.
Учитывая открытые границы, между российским ребенком, которого нельзя сравнивать, и китайским ребенком, которого сравнивать надо обязательно, на рынке труда выиграет, скорее всего, китайский. Или корейский.
Здесь есть еще два важных преимущества у этих азиатских детей:
1. Визы
Им не нужны визы во многие страны. Они могут просто взять сумочку и поехать учиться туда, куда нам, россиянам, нужна виза, которую не всегда просто получить.
2. Гены
Китай уже вмешался в гены детей. Они уже сделали изменения в генах в рамках исследований. То есть российскому ребенку придется встретиться не только с натасканным азиатским ребенком, у которого больше доступа к образованию, но еще и геномодифицированным.
Для меня, как для родителя, сравнения важны в той степени, которые позволят сделать семью живее и сильнее.
Читая блогеров из разных стран, я сравниваю то, о чем они пишут в образовательной и трудовой системах, и вижу определенные тенденции, о которых практически или совсем не пишут российские блогеры.
Например, в какие иностранные языки нам, как родителям, нужно инвестировать активы наших детей.
То есть на каких языках больше всего публикуются исследования, какие экономики лучше всего развиваются, какие страны предоставят хорошие и интересные трудовые места.
Или же если в России средняя продолжительность жизни около 50-60 лет (активной, здоровой, потому что потом не жизнь, а больное существование), а в Японии около 90 лет именно активной и здоровой жизни, то если я не сравню это, я не узнаю о таком. А значит, не стану интересоваться, как они это делают, и возможно ли сделать так в нашей семье в рамках России.
Для себя на сегодня я вывела такую формулу:
Если сравнение делает меня сильнее, придает азарт, силы, энергию, то это хорошее сравнение.
Если сравнение делает меня слабее и истощает, то, возможно, мне или еще рано, или не мое, или слишком большой шаг.
моя страница в фейсбуке
моя страница В Контакте