|
Кто кого воспитывает?Автор статьи: Валерия Бертник-Юрьева
Хочу сразу сказать, все рассуждения в статье основаны на индивидуальном опыте, не претендующем на истинность, или какие-либо доказательства. Проще сказать: я так вижу. Кому интересно – welcome. Наблюдая детско-родительские отношения, часто стала задаваться вопросом: «А кто кого воспитывает»? И заметила, что в этом процессе участвуют обе стороны, причем в равной степени. На мой взгляд, дети обладают огромным потенциалом, т. к. являются более совершенными версиями своих родителей. Они не просто «мама», не просто «папа», они лучшая комбинация генома «мамапапы». Объединение именно этой яйцеклетки и именно этого сперматозоида выбрала эволюция. Считаю, что еще будучи младенцем (у некоторых, еще раньше), ребенок активно включен в воспитательный процесс родителей. Взрослые люди в социуме живут дольше, имеют опыт взаимодействия с собой и окружающим миром, их задача научить этому взаимодействию следующее поколение. Младенцы же, в свою очередь, не имея опыта социальной коммуникации, обладают свободой чувственных проявлений. Так и получается. Родители дают опыт социализации, дети – новые ощущения. С приходом детей жизнь их родителей меняется. У многих перестраивается общение, графики досуга, сна и приема пищи. Ребенок учит родителей новому, более чувственному, эмпатичному подходу к жизни. И без этой составляющей новоиспеченным родителям будет тяжело. Когда мама видит себя механизмом для кормления и пеленания, то и жизнь её проходит как «день сурка», без красок, истощая и без того скудные запасы нервной системы. Когда в жизнь приходят ощущения и чувства, то взаимодействие с новыми собой обретают качественно иной смысл. Каждое мгновение внутри нас и снаружи происходит огромное количество перемен. С возрастом заметить это все сложнее. Наша нервная система настроена на поддержание постоянства (гомеостаз). Ей это «экономически» выгодно. Так принято: получать образование, постоянную работу, семью. Дети, в этом аспекте, хорошие помощники, они переключают внимание с «постоянного» и «неизменного» на ежеминутные проявления нового. Не каждый взрослый, так часто, меняет одежду, принимает пищу и задаёт столько «глупых» вопросов. И если у взрослого, при коммуникации с детьми, выключена чувствительность, то это сродни смерти. Для таких людей время останавливается в самом скучном, тяжелом и утомительном месте. Ведь, кажется, что ничего не меняется. Нет привычной социальной коммуникации. Виден только широкий смысл, где в основе поддержание биологической стабильности. Надо «покормить, напоить, да спать уложить». В то же самое время у ребенка так же нет привычной гормональной коммуникации, есть только эмоциональная связь. И повезло тем семьям, в которых все умеют этой связью пользоваться. А, еже ли не все? Меняя точку зрения на детей – видя в них не только воспитуемых, а еще и воспитателей, можно значительно улучшить качество жизни. Ведь эмоциональная сфера ребенка проявляется сразу, без масок и купюр. Это огромная база для чистого восприятия себя. Если ребенок в контакте с родителем выражает радость или грусть, то это реальное, чистое переживание. В этом контакте можно отслеживать свои эмоции, наблюдать какие проявления легко выходят, а какие спрятаны. Общаясь с детьми, чувствуя их, можно иначе прожить свои сложные детские моменты. И в этом аспекте дети выступают как очень мягкие и тактичные воспитатели. У них нет ни сил, ни намерения причинить боль или страдания. Они делают все, чтобы любить и быть любимыми. Так родители обучаются эмпатии и чувственному отношению к миру, а дети социально адаптируют эту чувственность для лучшего проявления. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|