В поисках своих берегов. По материалам семинара 15 июня 2019 года

По материалам семинара «В поисках своих берегов. Сепарационный процесс и сепарационная тревога в психоанализе», проводимого в рамках проекта «МАПП / IAPP» «Психологический практикум».

15 июня 2019 года в городе Ставрополь в рамках постоянно действующего проекта «Международной Ассоциации практической психологии / International Association of Practical Psychology» «Психологический практикум» состоялся семинар «В поисках своих берегов. Сепарационный процесс и сепарационная тревога в психоанализе». Ведущие семинара – Швейнфорт Наталья Олеговна, психоаналитический психотерапевт, Действительный член и Преподаватель «МАПП / IAPP» и Мелихова Виктория Игоревна, психоаналитически ориентированный психолог, Ассоциированный член и Преподаватель «МАПП / IAPP».

Тема сепарации глубока и многогранна, актуальна и, возможно, оттого и сложна. Сепарация — это психологический процесс отделения ребёнка сначала от матери, а потом от обоих родителей. Он неизбежен и затрагивает каждую личность. Ведь в ходе развития человек претерпевает различные изменения. Меняется он сам, его физиология, образ мышления, взгляды, отношение к окружающим людям, поступки и поведение. Другими словами, индивид взрослеет и предъявляет к миру свои требования.

Нельзя не отметить и того факта, что тема сепарации является одной из самых важных и значимых в психологии и психоанализе, ведь именно в этом процессе происходит рождение самостоятельной личности. Без сепарации невозможно развитие человека, развитие речи, мышления. Только осознав свою отдельность, самостоятельность, человек может стать самим собой.

Термин «сепарация» используется для обозначения временного перерыва в отношениях с объектом, а термин «утрата» - в случае окончательного расставания. В психоаналитическом смысле сепарация представляет собой интрапсихический процесс, входящий в структуру сепарации индивидуации, благодаря которому индивид приобретает чувство себя как самостоятельной и независимой от объекта целостности.

Сепарационная тревога является отражением болезненного ощущения собственного существования и существования других и создает основу нашего чувства идентичности и нашего знания о других.

Вниманию участников ведущими семинара в теоретической части были представлены теоретические аспекты понимания заявленной темы известными и великими учеными, представителями психоаналитического подхода.

Маргарет Малер рассматривала процесс сепарации как состоящий из сменяющих друг друга четырех субфаз. Л. Петрановская говорила о значимости удовлетворения потребностей ребенка родителями. Л.В. Сысоева и В.А. Луговский выделяли четыре ведущих типа сепарации.

Так же на семинаре говорили и о теории привязанности Д. Боулби, о взглядах на протекание и значимость процесса сепарации, Зигмунда Фрейда (например, его работы «Печаль и меланхолия», «Подавление, симптомы и тревога»), Д. Винникотт, Мелани Кляйн (ее собственная теория тревоги), последователей М. Кляйн, таких как Г. Розенфельд, Х. Сигал, В. Бион и Д. Мельтцер, Анны Фрейд и Рене Спитца (о стадиях развития и сепарационной тревоге), Х. Кохута (о сепарации и проработке при нарциссических расстройствах).

Так же вниманию участников семинара были представлены видеоматериалы.

Хочу отдельно поблагодарить ведущих за информативность и теоретическую наполненность предложенного материала, за возможность работы с обратной связью участников семинара в виде свободных ассоциаций, размышлений, чувств и эмоций, а так же личного и профессионального опыта в практической части прошедшего семинара.

Могу честно признаться, что даже и не представляла, насколько актуальной окажется данная тема семинара, тема сепарации лично для меня. Хочется отметить, что наряду со многими положительными и благодарными отзывами участников, прозвучавших в завершении данного мероприятия, я так же испытала состояние информативной наполненности, насыщенности представленным материалом в теоретической части, и чувство удовлетворенности и, в какой – то степени, легкости после размышлений вслух, обращения к собственным воспоминаниям, наблюдениям, опыту.

Еще, лично для меня, оказалось значимым и важным во время работы именно в практической части семинара возникшее состояние доверия между участниками, что и позволило достаточно активно и глубоко включаться в процесс обсуждения. Некоторые даже отметили, что не хотелось завершаться, и, несмотря на временной регламент, хотелось продолжать, хоть и время уже подошло к концу.

В общем, прошло уже достаточно времени со дня проведения семинара «В поисках своих берегов. Сепарационный процесс и сепарационная тревога в психоанализе», достаточно для того, чтобы поразмышлять еще, самостоятельно, чтобы структурировался и стал более осознанным материал теории и возникшие состояния, достаточно для того, чтобы продумать и примерно распланировать, о чем писать в данной статье.

Напоследок, могу добавить, что проект «МАПП / IAPP» «Психологический практикум», менеджером которого в настоящее время я являюсь, постоянно действующий, периодичность проведения семинаров составляет 1 раз в 1,5 месяца.

Следующий семинар состоится 14 сентября 2019 года, время то же 10:00 – 13:00, тема «По материалам V Международного съезда Ассоциации Когнитивно – Поведенческой Психотерапии CBT FORUM. Вытесненные эмоции: ревность, зависть, амбивалентность» ведущий семинара Петенко Альбина Борисовна, психолог, терапевт КПТ, Ассоциированный член АКПП, Ассоциированный член «МАПП», Преподаватель «МАПП».

По опыту могу сказать, что темы, выбираемые для проведения семинаров актуальны, глубоки, разнообразны, а ведущие, члены «МАПП / IAPP», являются не только опытными и квалифицированными специалистами – практиками, но и представителями разных направлений работы, что не может не сказываться на качестве и наполненности проводимых мероприятий «МАПП / IAPP».

 Спасибо за внимание в прочтении данной статьи! Будем рады встрече!

 Григорьева Оксана Александровна, психолог, менеджер проекта «МАПП / IAPP» «Психологический практикум».



Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ответственность (по материалам семинара-тренинга Ирины Шевцовой)
  • Возраст достижений (по материалам семинара-тренинга Ирины Шевцовой)
  • Анализ своей работы, как ведущей семинара в новой для себя тематике.
  • Время года моей души.Практикум для самостоятельной работы№1
  • Время года моей души. Практикум для самостоятельной работы№3
  • Время года моей души. Практикум для самостоятельной работы№4
  • Время года моей души. Практикум для самостоятельной работы№2
  • Панические атаки и тревога сепарации
  • Размышления после семинара по психосоматике
  • Размышления после семинара Бертрама Мюллера
  • Травма идентичности. Заметки с семинара Франца Рупперта: продолжение.
  • Заставь меня почувствовать твою боль. По следам семинара Жан-Мари Робина
  • Размышления после семинара Жана Беккио или Как познакомиться по науке?
  • Тезисно. После семинара «Модель функциональной беглости» Пола Робинсона
  • самодиагностика здоровья - фрагмент семинара
  • Впечатления от семинара по Вселенской терапии
  • Сепарация подростка от родителей. Опасности незавершенной сепарации.
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • В ожидании семинара по стыду. Размышления для непсихологов.
  • 10 ошибок тренера при проведении обучающего семинара.
  • По следам семинара Клода Виро «Гипноз и боль»
  • Созависимость, теория сепарации и бюджетный вариант работы с проблемами раннего возраста
  • Слезы, которые не кончаются: заметки с семинара Рупперта. Часть 4.
  • Аналитическая разминка для «мозгового штурма», семинара, методического объединения.
  • Конспект семинара Джанни Франчесетти по работе с паническими атаками.
  • Работа со здоровым чувством вины (по следам семинара Джея Левина)
  • Мама тебя не хотела. Мои впечатления с клиентского семинара Франца Рупперта.
  • Продолжение темы сепарации от родителей. Практика.
  • Жить в иллюзиях само по себе стресс. Заметки с семинара Рупперта. Часть 3.
  • Сепарация: мифы и реальность. Часть 1. О сути сепарации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь