Механизм ОКР. Рационализм и интуиция.

Мы ( авторы книги " Обмани свой мозг") попытались показать почему при ОКР человек понимает ненужность, чрезмерность и порой неадекватность своего поведения, но прекратить его не может, без последствий для эмоционального состояния.

РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИНТУИЦИЯ.

 

Сегодня есть разные взгляды на природу ОКР и разные подходы к решению проблемы. Если смотреть на природу ОКР, исходя из принципов когнитивной теории, то первичной мишенью будет когнитивная функция.  Если из психоаналитической, то мишенью будут бессознательные процессы, сформированные в детском возрасте.  Если метод основан на работе с чувствами, то мишенью будут чувства и так далее.

  Все подходы к описанию проблемы и вытекающим из них способов их решения, имеют редукционистский характер. То есть, все они основаны на объяснении целого через сумму его частей, путём рационального анализа.

  Редукционистский подход активно проник в науку, благодаря философии Рене Декарта. Современный подход к пониманию психологических проблем основан на этом самом редукционистском постулате: всё должно иметь убедительные рациональные доказательства. Этот подход к познанию мира стал основополагающим принципом, быстро завоевал популярность.

  Но можем ли мы использовать только редукционизм и его рационально аналитический инструмент познания для понимания сущности психических процессов и их механизма функционирования? Кроме рационального аналитического способа мышления, человеку присущ и другой тип мышления - холистический. Рационализм не возможен без аналитического мышления, также, как и холизм без интуитивного. Интуицию невозможно описать с позиции редукционизма, она подчиняется другому принципу, антиредукционистскому, когда целое больше суммы его частей. Интуицию, которую Декарт не мог описать (проанализировать) с позиции своего рационализма, называл "естественным светом разума".

Механизм ОКР Рационализм и интуиция



 Декарт считал, что интуиция - это врождённая способность человеческого разума. В "Правилах для руководства ума" Рене Декарт писал:

 «Под интуицией я подразумеваю не шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение плохо слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько лёгкое и отчётливое, что не остаётся совершенно никакого сомнения в том, что мы разумеем; или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, а значит, и более достоверным, чем сама дедукция» .

 Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что в мыслительном процессе есть два способа мышления, которые существуют вместе, влияют и дополняют друг друга. Рациональный аналитический и логичный, как способ существования и познания мира разумом, и интуитивный холистический и нелогичный, как инстинктивный регулятор приспособления к условиям существования.

  Это объясняет тот факт, что при рациональной оценке последствий содержания навязчивых мыслей, пользы или вреда ритуалов, человек осознаёт и признаёт их чуждость, нелепость, абсурдность, но сделать ничего с этим не может.

  В чём проблема? Проблема в том, что человек на уровне рациональной логики всё понимает и полностью осознаёт, но интуитивно все равно боится.

  Как мы показали выше, интуиция не связана с сознательным пониманием или непониманием. Это "субстанция" высшего порядка. Она не логична, а инстинктивна. Пока есть то, что влияет на интуитивную оценку последствий, рационализм не будет реализован, как бы рационально и логически мы не воспринимали ситуацию.

  Применительно к нашей теме, мы хотим сказать, что крайне сложно, а иногда и невозможно действовать из позиции вмешательства на отдельную часть проблемы, без учета её влияния на другие части. То есть, невозможно сделать так, чтобы изменения в одной составляющей сразу привели к изменению всей системы. Воздействие на какую-либо часть сначала должно способствовать изменению во всех остальных частях, и только совокупность всех изменений приведёт к изменению целого.

 Чтобы понять, на какую часть проблемы воздействовать лучше всего, чтобы эффективнее её решить, или решить в принципе так, чтобы это воздействие влияло на все составляющие, мы отойдём от любых теорий и посмотрим на проблему ОКР без понимания  её причин, значения и смысла.

 

Условно, разделим ОКР на составные части. .....

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В КНИГЕ
http://nikbook.ru/product/razuvaev-v-manukhin-m-obmani-svoy-mozg-obsessivno-kompulsivnoe-rasstroystvo




Просмотров: 370
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • Дверь в спальню. "Охотники" и "жертвы" как способ существования в браке. Часть 2.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Есть проблема? Вот что нужно, чтобы ее решить
  • "Сколько надо консультаций, чтобы решить мою проблему?"
  • "Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну"... О конфликтогенах
  • "Отношения минус эмпатия - когда услышать друг друга невозможно?"
  • Понимания невроза с позиции "ядра ущемленного аффекта"
  • Юнгианская типология личности. Функция "Интуиция".
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Если у тебя есть сердце и рубашка, продай рубашку..."
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Обзор книги "Интуиция" Д. Майерса
  • Ответственность, как способ сказать Миру: " Я ЕСТЬ".
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • Мужчину невозможно "украсть" если он действительно вас любит
  • "Есть только миг между прошлым и будущим"....
  • Невыдуманная история про кильку в томате... или "может, хватит ее есть?!"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Часть тела есть, а слова нет"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Дверь в спальню."Охотники"и"жертвы"как способ существования партнеров в браке.Часть1
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь