Психотерапия невроза. Что, как и зачем менять в себе?

Автор статьи: Александр Усольцев

При работе с эмоциональными проблемами (тревожность, депрессия, агрессия, ревность, чувство вины, низкая самооценка и т.д.) важно действовать на трех уровнях психики: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Об этом я расскажу понятным языком в данной статье. 

Путь через инсайты и работу с поведением в рамках РЭПТ-терапии

В процессе психотерапии человек проходит через несколько инсайтов, которые позволяют ему начать работу над собой и добиваться значительных успехов в преодолении эмоциональных проблем.

Инсайт №1.

Психологические проблемы, в большей степени, определяются не событиями, а теми абсолютистскими взглядами, которые мы в себе поддерживаем.

Сюда можно отнести требования к себе, к людям, к устройству жизни, к миру в целом, которые собственно и определяют интенсивность реакции на активирующие события.

Философия догматических требований в стиле «должен, надо» и низкая толерантность к событиям, в которых наши требования не удовлетворяются (отношение в стиле «если всё не так, как должно быть, то это ужасно»), вот источник невротических эмоций и психологических проблем.

Инсайт №2

Человек останется при своем расстройстве, если будет снова и снова убеждать себя в своих иррациональных взглядах.

Догматическая жизненная философия требует основательной коррекции и не меняется сама по себе, просто от дискомфорта, который сама же и порождает.

Инсайт №3

Если клиент начнет усердно тренироваться мыслить более рационально, чувствовать и поступать вопреки своим иррациональным взглядам в настоящем и будущем, то он сможет измениться и стать значительно спокойнее.

Окончание эмоциональных страданий является прямым следствием изменения философских взглядов на ситуацию, эмоциональных реакций и поведения, а не изменения самой травмирующей ситуации.

Ниже по тексту мы подробнее разберем, как проходит работа с эмоциональными проблемами на трех уровнях психики клиента.

Работа на когнитивном (мыслительном) уровне

Когнитивный (мыслительный) уровень психики человека помогает ‘на автопилоте’ формировать отношение к ситуациям и событиям. Например, вы видите, как ребенок перебегает дорогу в неположенном месте. Вероятно, вы моментально испытаете страх за ребенка, ваше тело станет более напряженным и, возможно, вы крикните ребенку, сделаете ему замечание.

Какое убеждение (когнитивный уровень) внутри вас заставило испытать страх, крикнуть на ребенка? Скажем, убеждение было таким: «Когда ребенок перебегает дорогу – это очень опасно, почти ужасно!». Или «Он не должен перебегать здесь!». Отсюда и берут свое начало эмоциональные (страх) и поведенческие (прикрикнуть, сделать замечание) следствия.

В случае эмоциональных проблем, нашими реакциями движут жесткие требования.

Вспомните вашу актуальную проблему, с которой вы хотите обратиться к психологу и продолжите фразы:

«Я должен/обязан ….»
«Я не должен был ….»
«Они должны всегда …»
«Они не должны были ….»
«Так не должно быть, но … происходит»

Также особое место занимают идеи о непереносимости чего-либо:

«Я не должен (болеть, злиться, испытывать тревогу, вину, стыд, вести себя глупо и т.д и т.п.), а если это случится, это будет ужасно, я этого не переживу».

«Я должен ‘кучу всего’, а если это не получается, это ужасно, я этого не переживу».

Это и есть ваши требования, ваша жизненная философия, которая приводит к невротическим эмоциям, тревожным расстройствам и депрессии.

Инстайт №1 наступает, когда клиент осознает связь своих требований, низкой терпимости к травмирующим событиям и качества эмоциональной жизни. Далее исследуются эти требования и долженствования, корректируются следующим образом:

  1. Философия долженствования заменяется на философию предпочтения.
«Мне, конечно, хотелось, чтобы я не испытывал тревогу и симптомы тревоги, но это совсем не значит, что так и должно быть».

«Мне очень хочется быть во всём идеальным, но я не обязан».

«Я хочу, чтобы наш брак сохранился, но это не значит, что так должно быть».

«Мне не нравится, как он себя ведет, но это не значит, что он должен себя вести в соответствии с моими взглядами».

 

  • Низкая терпимость к травмирующим событиям заменяется на философию устойчивости и антикатастрофизации.
«Мне не нравятся симптомы тревоги в теле, но это не ужасно, я смогу это пережить».

«Развод – это неприятно, много негативных последствий. Но это не конец света, я смогу это пережить и быть счастливой».

«Я не люблю тревожные навязчивые мысли, но их наличие не ужасно. Я смогу их переживать и относиться к ним нейтрально».

Для закрепления новой рациональной философии клиенту дается задание оспаривать старые убеждения и энергично обосновывать новые. Каждый день, в течение недели клиент вырабатывает в себе новую философию предпочтения.

Работа на эмоциональном уровне

Суть данной работы над собой заключается в том, что клиент сознательно тренируется испытывать здоровые негативные эмоции взамен невротическим эмоциям. Такая работа над собой становится доступной, если клиент прожил первые два инсайта и скорректировал свои иррациональные идеи.

Подробнее о разнице невротических и здоровых негативных эмоций читайте в этой статье.

Перестройка своих эмоциональных реакций – дело непростое, но весьма полезное. Повторяя себе новые рациональные взгляды в травмирующей ситуации, приводя доводы в пользу философии предпочтения, вы сможете научиться испытывать здоровые эмоции.

Работа на уровне поведения

Ну и конечно же, заручившись здоровой философией, здоровыми эмоциональными реакциями, человек тренирует новое поведение, учится поступать в соответствии с новой философией.

Например, если человек раньше испытывал ужас от мысли, что ему нужно идти в супермаркет или в поликлинику, теперь, отправиться за пределы квартиры становится гораздо легче. Человек начинает практиковаться в новом поведении, опираясь на алгоритм экспозиционной терапии, и решает проблему агорафобии.

Только упорные тренировки на всех трех уровнях работы нервной системы позволяют получить хороший результат. Я как специалист в работе с эмоциональными проблемами приглашаю вас на индивидуальные занятия и на групповую психотерапию (есть очная группа в Ростове-на-Дону и группа онлайн).

 Психотерапия невроза Что как и зачем менять в себе

Всего вам доброго, и до новых встреч! Ваш Александр Усольцев.

 

 

 

 



Просмотров: 377
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Должен ли клиент быть интересен психологу
  • Я должен, обязан! Думаю, вы устали от этих требований! Но чем заменить эти долженствования?
  • Кем для вас должен быть ваш любимый человек
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Каждый человек должен любить себя
  • Никто никому ничего не должен. Или как создать себе проблему на ровном месте.
  • Требования родителей должны быть логичными.
  • 10 действий, которые должен начать делать для себя каждый
  • Козел отпущения: «Чтобы быть нужным, я должен быть плохим или больным»
  • Пять уровней, через которые проходит клиент в процессе психотерапии
  • 4 вещи за которые точно не должно быть стыдно перед мужчиной и собой
  • Наказание ребенка, – каким оно должно быть и должно ли быть вообще
  • Ваши требования – предъявляйте их только себе
  • В отношениях должно быть хорошо... А если нет, то зачем Вам такие отношения?
  • Как должен вести себя правильный ребенок?
  • Как должен вести себя правильный ребенок?
  • Работа с МАК. Сам себе клиент.
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Если Вас любят - сомнений быть не должно!
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • У каждого уважающего себя психолога и тренера должен быть план!
  • Наверное, так и должно быть, или как разрушить себе жизнь
  • Разрешить ли себе быть собой? А знаем ли мы себя?
  • Кем не должен быть ребенок
  • Как я сама была у психолога и почему это было ужасно
  • Если работа повергает в депрессию, а поменять ее почти невозможно. Как быть?
  • Ребенок должен быть в безопасности
  • Должен ли Учитель быть идеальным?
  • Если вы сами не знаете чего хотите, то как это должен знать ваш мужчина?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь