Художник и деменция (Мастак і дэменцыя)

Минский хоспис для взрослых. Отделение сестринского ухода. Пациентка - профессиональная художница. Очень выразительные, красивые темные глаза, пронзительный взгляд. Кажется, она знает что-то тайное о других людях. Возраст между 70-ю и 80-ю годами. Всю палату "ставит на уши". Ни минуты покоя. Деменция.

Я беседую с ее лежачей соседкой по палате с постинсультным состоянием.

- Помогите мне! - вклинивается в нашу беседу беспокойная пациентка.

- Что случилось? - спрашиваю я.

- Помогите мне вернуться домой! - просит она.

- А что же Вы будете там делать? - говорю я.

- Я буду там ... помалкивать ...! - отвечает пациентка :)

- А почему же Вы не можете помалкивать в больнице? - спрашиваю я.

- Так я уже и здесь помалкиваю! - отвечает она.

- А вот Ваши соседки по палате так не думают, - улыбаюсь я. - Говорят, что Вы и ночью им спать не даете, и "ревизию" по несколько раз в день во всех тумбочках и на всех полках шкафа делаете. (У пациентки отсутствуют границы, за которыми заканчивается свое и начинается чужое).

- Они на меня наговаривают! - серьезно отвечает пациентка.

Потом она начинает рассказывать о своей бывшей работе.

- Может, принести Вам бумагу и ручку? - спрашиваю я.

- Да! Если принесете, я нарисую Ваш портрет! - отвечает пациентка.

Во время рисования художница внимательно смотрит на меня. Я "позирую" ей и одновременно беседую с ее лежачей соседкой по палате. Сначала на портрете можно было рассмотреть глаз и воротничок халата, но вскоре пациентка начала все закрашивать резкими штрихами с сильным нажимом. Штрихам внизу изображения, видимо, не хватало места на бумаге, поэтому шариковая ручка в руке художницы раз за разом соскакивала за пределы "полотна", и начинала штриховать стол.

Вскоре пациентка перевернула рисунок, пожаловалась, что ей болит голова, в которой все путается, что она уже все позабыла, и что ей хочется есть!

Обед как раз был на подходе. Я попросила художницу подписать портрет. (Подпись я не убирала, так как она нечитаемая). Пациентка завершила рисование. Я поблагодарила ее, забрала рисунок и спросила, где лучше оставить бумагу, на которой она сможет рисовать, что захочет и когда захочет. Она ответила, что ей все равно, и что она устала.

Лежачая пациентка заинтересовалась рисунком. Она восприняла его совершенно спокойно, только спрашивала у меня:

- А что вот это за штрихи?

- Это волосы, - отвечала я.

- А это?

- Это халат, - и т.д.

На мой взгляд, портрет передает движение. И чем-то он действительно похож на меня :)

На следующий день я сообщила художнице, что ее рисунок заинтересовал и сотрудников больницы, и моих друзей в интернете (в фейсбуке). Она улыбнулась и ответила, что рисунок получился не таким, как она хотела, но стиль в нем все-таки присутствует.

Бумага для рисования и ручка так и лежали там, где я их оставила. Видимо, они больше не интересовали художницу. Но она проявила интерес, когда я сказала, что у нас в больнице в регистратуре тоже работает профессиональная художница.

- Пусть она зайдет ко мне, - попросила пациентка.

Во время беседы пациентка попросила расчесать ей волосы. Но, когда я подала ей расческу, она прекрасно справилась с этой задачей самостоятельно. Потом она попросила ложечку меда, и тоже сумела зачерпнуть его сама, когда я дала ей баночку и ложку :)

Художник и деменция Мастак  дэменцыя

А началось все со статьи "Особенности Изобразительное деятельности при деменции" московского психолога арт-терапевта Светланы Шмелевой https://www.psyoffice.ru/article/137152/ 

Мы с коллегой нашли рисунок бывшего пациента Отделения сестринского ухода, который он оставил в больнице - тоже профессионального художника с начальной стадией деменции.

Симпатичный, приятный, интеллигентный, доброжелательный мужчина, прекрасно выглядел, возраст - между 70-ю и 80-ю годами, сторонник здорового образа жизни. Рисовал, что хотел и когда хотел. (На рисунке присутствует слово "покупай", так как отделение платное - 80% от пенсии).

Доктор на рисунке действительно чем-то похож на нашего доктора :) Интересно, что вывеска с надписью "Болница" находится именно на головном уборе доктора. В слове пропущен мягкий знак. Также можно заметить ошибки и в других словах. Но рисунок выглядит позитивно и оптимистично. В нем также присутствует движение.

А в палату к художнику вскоре поселился и профессиональный музыкант вместе со своим духовым музыкальным инструментом, на котором он время от времени играл. Возраст музыканта - между 50-ю и 60-ю годами. Постинсультное состояние. Афазия. Человек тоже очень интересный, но иногда вел себя довольно агрессивно. Сторонником здорового образа жизни не являлся.

Между художником и музыкантом установились интересные отношения. Художник проводил с музыкантом "воспитательные беседы", когда тот вел себя неподобающим образом. Музыкант лежал в отделении лишь несколько дней. Вскоре его перевели в другую больницу.

Место, время и повод для творчества можно найти всегда и везде. Было бы только желание!

***

Подборка статей и заметок о пациентах Отделения сестринского ухода минского хосписа для взрослых:  https://www.psyoffice.ru/selected/596/

Подборка статей и заметок о пациентах Паллиативного отделения минского хосписа для взрослых с терминальной стадией онкологии: https://www.psyoffice.ru/selected/594/  



Менскі хоспіс для дарослых. Аддзяленьне сястрынскага догляду. Пацыентка - прафэсійная мастачка. Вельмі выразныя, прыгожыя цёмныя вочы, пранізьлівы погляд. Здаецца, яна ведае штосьці тайнае пра іншых людзей. Узрост паміж 70-ю і 80-ю гадамі. Усю палату "ставіць на вушы". Ні хвілінкі спакою. Дэменцыя.

Я размаўляю зь ейнай ляжачай суседкай па палаце з постінсультным станам.

- Дапамажыце мне! - укліньваецца ў нашую размову неспакойная пацыентка.

- Што здарылася? - пытаюся я.

- Дапамажыце мне вярнуцца дамоў! - просіць яна.

- А што ж Вы будзеце там рабіць? - кажу я.

- Я буду там ... помалкивать ...! - адказвае пацыентка :) 

- А чаму ж Вы ня можаце помалкивать у бальніцы? - пытаюся я.

- Дык я ўжо і тут помалкиваю! - адказвае яна.

- А вось Вашыя суседкі па палаце так ня думаюць, - усьміхаюся я. - Кажуць, што Вы і ўначы ім спаць не даеце, і "рэвізію" па некалькі разоў на дзень ва ўсіх тумбачках ды на ўсіх паліцах шафы робіце. (У пацыенткі адсутнічаюць мяжы, за якімі заканчваецца сваё і пачынаецца чужое).

- Они на меня наговаривают! - сур'ёзна адказвае пацыентка. 

Потым яна пачынае распавядаць пра сваю былую працу.

- Мо' прынесьці Вам паперу і асадку? - пытаюся я.

- Так! Калі прынясеце, я намалюю Ваш партрэт! - адказвае пацыентка.

Падчас маляваньня мастачка ўважліва глядзіць на мяне. Я "пазірую" ёй і адначасова размаўляю зь ейнай ляжачай суседкай па палаце. Спачатку на партрэце можна было разгледзець вока і каўнерык халата, але неўзабаве пацыентка пачала ўсё замалёўваць рэзкімі штрыхамі з моцным націскам. Штрыхам унізе малюнка, напэўна, не хапала мейсца на паперы, бо асадка ў руцэ мастачкі раз за разам саскоквала за межы "палатна", і пачынала штрыхаваць стол.

Неўзабаве пацыентка перавярнула малюнак, паскардзілася, што ёй баліць галава, у якой усё блытаецца, што яна ўжо ўсё пазабывала, і што ёй хочацца есьці! 

Абед якраз быў на падыходзе. Я папрасіла мастачку падпісаць малюнак. (Подпіс я не прыбірала, бо ён нечытэльны). Пацыентка завяршыла маляваньне. Я падзякавала ёй, узяла малюнак і спытала, дзе лепей пакінуць паперу, на якой яна зможа маляваць, што захоча і калі захоча. Яна адказала, што ёй гэта абыякава, і што яна стамілася.

Ляжачая пацыентка зацікавілася малюнкам. Яна ўспрыняла яго цалкам спакойна, толькі пыталася ў мяне: 

- А што вось гэта за штрыхі?

- Гэта валасы, - адказвала я.

- А гэта?

- Гэта халат, - і г.д. 

На мой погляд, партрэт перадае рух. І чымсьці ён сапраўды падобны на мяне :) 

На наступны дзень я паведаміла мастачцы, што ейны малюнак зацікавіў і супрацоўнікаў бальніцы, і маіх сяброў у інтэрнэце (ў фэйсбуку). Яна ўсьміхнулася і адказала, што малюнак атрымаўся не такім, як яна хацела, але стыль у ім усё ж такі прысутнічае.

Папера для маляваньня і асадка так і ляжалі там, дзе я іх пакінула. Мусіць яны больш не цікавілі мастачку. Але яна праявіла цікавасьць, калі я сказала, што ў нас у бальніцы ў рэгістратуры таксама працуе прафэсійная мастачка.

- Няхай яна зойдзе да мяне, - папрасіла пацыентка. 

Падчас размовы пацыентка папрасіла расчасаць ёй валасы. Але, калі я падала ёй грабенчык, яна цудоўна справілася з гэтай задачай самастойна. Потым яна папрасіла лыжачку мёду, і таксама здолела зачарпнуць яго сама, калі я дала ёй слоік і лыжку :)

***

А пачалося ўсё з артыкула "Особенности изобразительной деятельности при деменции" маскоўскага псыхоляга арт-тэрапэўта Светланы Шмелевой https://www.psyoffice.ru/article/137152/ 

Мы з калегай знайшлі малюнак былога пацыента аддзяленьня сястрынскага догляду, які ён пакінуў у бальніцы - таксама прафэсійнага мастака з пачатковай стадыяй дэменцыі. 

Сімпатычны, прыемны, інтэлігентны, добразычлівы мужчына, вельмі цудоўна выглядаў, узрост - паміж 70-ю і 80-ю гадамі, прыхільнік здаровага ладу жыцьця. Маляваў, што хацеў і калі хацеў. (На малюнку прысутнічае слова "покупай", бо аддзяленьне платнае - 80% ад пенсіі).

Доктар на малюнку сапраўды чымсьці падобны на нашага доктара :) Цікава, што шыльда з надпісам "Болница" знаходзіцца менавіта на галаўным уборы доктара. У слове прапушчаны мяккі знак. Таксама можна заўважыць памылкі і ў іншых словах. Але малюнак выглядае пазітыўна і аптымістычна. У ім таксама прысутнічае рух.

А ў палату да мастака неўзабаве пасяліўся і прафэсійны музыкант разам са сваім духавым музычным інструмэнтам, на якім ён час ад часу граў. Узрост музыканта - паміж 50-ю і 60-ю гадамі. Постінсультны стан. Афазія. Чалавек таксама вельмі цікавы, але часам паводзіў сябе даволі агрэсіўна. Прыхільнікам здаровага ладу жыцьця не зьяўляўся.

Паміж мастаком і музыкантам усталяваліся цікавыя адносіны. Мастак праводзіў з музыкантам "выхаваўчыя гутаркі", калі той паводзіў сябе неналежным чынам. Музыкант ляжаў у аддзяленьні толькі некалькі дзён. Неўзабаве яго перавялі ў іншую бальніцу.

Мейсца, час і нагоду для творчасьці можна знайсьці заўсёды і паўсюль. Было б толькі жаданьне!

***

Падборка артыкулаў і заметак пра пацыентаў Аддзяленьня сястрынскага догляду менскага хоспіса для дарослых: https://www.psyoffice.ru/selected/596/

Падборка артыкулаў і заметак пра пацыентаў Паліятыўнага аддзяленьня менскага хоспіса для дарослых з тэрмінальнай стадыяй анкалёгіі: https://www.psyoffice.ru/selected/594/ 



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ужиный Король, пациентка и психолог (Вужыны Кароль, пацыентка і псыхоляг)
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Время спать, а мы еще не ели..." (техника "обратного планирования")
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь