Отчуждение и причастность как неврозообразующие факторы

Психотерапевты, работающие с суицидальными пациентами, знают, что наиболее опасный период начинается тогда, когда пациент перестает демонстрироать расстроенные чувства, исчезает депрессивная симптоматика, уходят тревожность и надрыв, человек становится спокоен и даже весел. Это спокойствие не должно обманывать, за ним - принятое решение. Когда всё наконец прояснилось и человек со всем определился. Как ни деструктивна эта возникшая ясность, она указывает на то, что всё "встало на свои места", достигнуто равновесие, реальность и то, что ты от неё хочешь, наконец, совпали. То есть преодолен разрыв между миром и тобой, хоть и, в данном случае - за счет исключения тебя.

"Отчаянная жажда ясности, зов которой раздается в глубинах человеческой души» (А. Камю) - одна из основных наших потребностей, если не самая основная. Ясность - это всегда причастность смыслам. Нарушение причастности называется отчуждением. И оно проявляется в любой сфере: собственно смыслов (включая смысл твоей жизни, смысл происходящего вокруг тебя, смысл мироздания); отношений (со значимыми другими и с любой референтной группой); стандартов общества и твоих возможностей им соответствовать (стандартов потребления, жизненного успеха, активности, востребованности, профессионализма, тела и пр.); физического и эмоционального благополучия (телесного здоровья, удовлетворенности душевным состоянием); наконец, соответствия самому себе (своей аутентичности, самости, подлинности).

Характерно в этой связи, что в схема-терапии, например, основным, базовым кластером выступает именно "Разобщенность и отвержение", в основе которого нарушенная потребность в безопасной привязанности, принятии и заботе. По словам А. Арнтца и Г. Якоб, схемы данной категории "первичны по своей природе" [Арнтц, с. 58]. Разобщенность и отвержение - это и есть, по сути, отчуждение или нарушение причастности. Все остальные кластеры в схема-терапии являются, в общем, детализацией основного. Так, кластер "Нарушения личностной автономии и непризнание достижений", в основе которого фрустрация потребности в автономии, компетентности, чувстве самости - указывает на отчуждение от себя самостоятельного и независимого и от способствовавших этому значимых других. "Нарушенные границы" - говорит об отчуждении от своего приватного пространства, зоны безопасности и комфорта и от значимых других, которые в это пространство вторгались. Группы "Направленность на других" и "Сверхбдительность и подавление" - являются необусловленными и компенсаторными. Они направлены на преодоление отчуждения - от других и от себя самостоятельного.

Настоящее счастье, по мнению М. Селигмана, это сочетание ощущения причастности, смысла и положительных эмоций. "Главное — ориентироваться на нечто более высокое, чем собственное существование. Тогда, в зависимости от того, сколь велико то целое, частью которого мы себя считаем, наша жизнь обретает свой высокий смысл" [Селигман, с. 11]. Соответственно, и смысла и счастья в жизни не хватает, когда ты не являешься частью чего-то. Поэтому причастность всё-таки не является рядоположенной со смыслом и положительными эмоциями, потому что она, как следует из вышесказанного, может определять как первое, так и второе. И много чего еще, нарушение причастности чему приводит к психическому напряжению в континууме от невротических до психотических расстройств.

Отчуждение появляется под разными личинами, для его описания в психотерапии используются - отвержение, расщепление, фрагментация, рассогласование, диссоциация, диссонанс, фрустрация и пр. Преодоление отчуждения или обретение причастности описывается как: принадлежность, вовлечение, индивидуация, интеграция, идентификация, целостность, компенсация, тождественность и пр. Отчуждение и причастность - не эмоции и не чувства. Это - состояния, переживание которых рождает чувства и эмоции. Отчуждение манифестируется через чувство страха и эмоции испуга, раздражения, гнева. Причастность проявляется через чувство любви и эмоции радости, удовольствия и счастья.

То есть мы сначала чувствуем, а потом уже осознаем как отчуждение, так и причастность. Тем самым дилемма о том, что первично - эмоции или когнитивные процессы - здесь, на мой взгляд, должна быть решена в пользу эмоций, хотя для рациональных направлений психотерапии более свойственна, как известно, обратная последовательность. По словам Марши Линехан, "Малочисленность теорий и исследований, посвященных эмоциям как причине когнитивных процессов (по сравнению с большим количеством теорий о когнитивных процессах как причине эмоций), может быть результатом нашего видения индивидуального поведения как продукта рационального сознания, свойственного западной мысли" [Лайнен, с. 74]. Однако, эмоции могут быть ничуть не менее, если не более информативны, нежели вербализованные когниции. Как выразилась Эва Аксельсен, "Человек может понимать что-то на уровне эмоций, будучи не в состоянии облечь это понимание в слова" [Аксельсен, с. 156].

Тогда причинно-следственная цепь может выглядеть так:
отчуждение - эмоция - мысль (как выражение или осознание отчуждения) - реакция (действие на преодоление отчуждения или возвращение причастности).

Эмоция и мысль в этой связке могут меняться местами - в случае высокого уровня рефлексии субъекта. Но идем ли мы от мысли или от эмоции, мы должны приблизиться к переживаемому отчуждению, определить к какой сфере оно имеет отношение и как оно сформировалось.

Тем самым преодоление отчуждения или восстановление/ обретение причастности является основной целью терапии. Одновременно может происходить и переоценка травмирующего состояния. Главной целью, конечно, является обретение причастности самому себе. Если будет преодолено это отчуждение, другие связки могут утратить свой травмирующий характер. Если я нашел дорогу к самому себе, найду ли я дорогу к миру - через соответствие стандартам общества, через отношения со значимыми другими и даже через физическое благополучие - приобретает вторичную значимость. Как говорил Арнольд Бейссер, "Изменение наступает тогда, когда человек становится собой, а не тогда, когда пытается стать кем-то другим".
""""""""""""""""""""""""""""""
Источники:
Аксельсен Э.Д. Симптом как ресурс. Самара: Бахрах-М, 2018. - 240 с.
Арнтц А., Якоб Г. Практическое руководство по схема-терапии. Методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах. М.: Научный мир, 2016. - 320 с.
Лайнен М.М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. М.: ООО "ИД Вильямс", 2018. - 592 с.
Селигман М. В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 320 с.

Отчуждение и причастность как неврозообразующие факторы
Художник: Бенджамин Шан (Ben Shahn)



Просмотров: 253
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь