Не только психологи, но и многие современные родители знакомы с понятием «сказкотерапия» как одним из замечательных и продуктивных приемов арт-терапии. Он оказывает психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. Отдельно хочется подчеркнуть, что на взрослых людей сказки (а также притчи, восточные истории, афоризмы, пословицы, поговорки) оказывают не меньшее, а иногда и более эффективное психотерапевтическое воздействие, если заранее подобраны в ответ на индивидуальный запрос клиента.
Как это работает? В основе подхода заложена положительная реакция людей на сказку независимо от возраста и поэтому у большинства обратившихся не возникает антипатии или отторжения. Конечно, подбор материала для правильного восприятия должен учитываться, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей, темой сессии, целями работы и этапом прорабатывания проблемы.
Применять сказку можно исходя из различных целей, которые возникают в работе психолога:
для диагностики определения сценариев и жизненных установок, которыми пользуется человек в обыденной жизни для решения каких-либо ситуаций, проблем, сложностей (в этом случае можно с легкостью узнать о страхах и опасениях, сильных и слабых сторонах личности, особенностях характера и поведения);
для коррекции, что позволяет человеку экологичным способом понять и осознать свой образ-Я, интересы и потребности, создать наиболее гармоничный образ, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира;
для осуществления прогноза или программирования на будущее, так как можно «проиграть», спроектировать, смоделировать ситуацию, к которой может привести поступок, определенный жизненный сценарий или выбор;
для развития, поскольку помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, тревогу, развивает креативность и воображение, облегчает адаптацию к новым условиям, позволяет посмотреть на имеющуюся проблему под другим ракурсом.
Формы с работы со сказкой:
Рассказывание сказки. Необходимо обратить внимание, что сказки именно рассказываются, а не читаются для получения эффекта от ее содержания, как будто она идет от первого лица, т е. от рассказчика. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями клиента. Если он в свою очередь во время рассказывания перебивает, задает уточняющие вопросы, дополняет сказку своими предположениями, то все это имеет диагностическую подоплеку и должно фиксироваться консультантом.
Сочинение сказки. В этом случае происходит совместная работа по сочинительству истории на основе определенных эмоций и чувств, наблюдаемых у клиента. Можно сочинить совершенно новую сказку, а можно дать возможность на основе начала сказки, рассказанной терапевтом, продолжить ее содержание на основе своего переживаемого опыта или сочинить ее на новый лад. В таком случае раскрываются подсознательные переживания, которые долго хранились в душе и «вылезают» наружу.
Изображение сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Пациенту предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь в полной мере выходит на первый план арт-терапевтический эффект, который позволяет при помощи цвета, положения фигур и предметов, их взаимосвязи выплеснуть свои тревоги и освободиться от них совершенно без слов. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, а также (если это аппликация или выкладывание на ткани) бросовый или природный материал.
Изготовление персонажей или кукол для того, чтобы в процессе работы ощутить эффект от самоисцеления, расслабления, медитации, покоя. Здесь важно понимать, что создавая персонаж, клиент ассоциирует себя с ним, ощущает единое целое.
Постановка сказки для групповой терапии происходит в несколько этапов: чтение сказки и беседа по ее содержанию, изготовление персонажей, придумывание сюжета и сама постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Задача – вывести участников из «внутренних домиков», посредством определенных ролей и диалогов научиться общаться, наделяя себя новой миссией, другими, м. б. даже не свойственными способами поведения.
В своей работе, основываясь на концепцию позитивной психотерапии, я применяю этапы, методы работы и техники Н. Пезешкиана, которые носят системный характер и очень продуктивны для психотерапии. Как следствие, нахожусь в постоянном поиске новых материалов для работы, чтобы расширить психологическую копилку. Безусловно, в сети-Интернет сейчас очень много электронной литературы известных авторов, что позволяет скачивать ресурсы, видоизменять их для своей работы. Однако хочу предостеречь от страшилок, которые находятся в свободном доступе и негавтивным образом могут воздействовать на психику детей (одну из сказок под названием «Новая мама» Ваалерия Роньшина предлагаю вам прочитать самостоятельно для понимания сказанного). Соглашусь, что они написаны, как говорится, на злобу дня и отражают реалии современности, но не о каком экологичном способе психологического воздействия в этом случае не может идти и речи. Между тем, «сказка» набрала ВКонтакте более 3500 лайков и многим нравится. Об этом стоит задуматься…
Если вам понравилась статья, то буду благодарна за отклик! Добрых вам сказок и успешных жизненных сценариев!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.