Между человеком и его деяниями нет знака равенства. Парадокс? Да, парадокс .Любая культура оценивает человека по его делам и воздает по делам. Но именно благодаря этому парадоксу существует момент прощения в каждой культуре. Некий материнско-отцовский аспект Бога в любой религиозной традиции. Если мать любит своего ребенка, она принимает его любым, но может осуждать за поступки. Отец может наказывать за несоответствие поступка культурным и нравственным законам семьи и общества, но любящий отец не убивает, он дает возможность осознать и исправить последствия.
Люди все изначально целостные, в нас есть все, все чувства, эмоции, ощущения. Весь набор и все аспекты. Изначально мы не злые и не добрые, мы так сказать всеобъемлющие. А вот поступки наши разные, порой ужасающие, а порой поражающие своей душевной красотой. И зависят они от целого ряда обстоятельств.
Обстоятельства начинаются в детстве. В нашей культуре, например не очень принято общаться с детьми в диалектической модели, не принято применять этот материнско-отцовский божественный аспект. И уж что совсем не принято - это отделять поступок человека от него самого.
Зачастую присутствует некое доказательство от противного, как в математике.
Как это работает:
1. Ребенка сравнивают с другим ребенком. И другой всегда оказывается лучше. Умнее, красивее, ведет себя лучше,
оценки у него выше, результаты лучше. Родители хотят хорошего для своего ребенка. приводят ему пример, куда можно расти, но пример не сработает, если у него не сформирована СОБСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ. Сработает как раз обратное.
2. Ребенка сравнивают с другими детьми и всегда в пользу ребенка. Он хороший, все остальные до него не дотягивают. Все, что он делает - классно, все что делают другие - так себе. Родители опять хотят хорошего для своего ребенка, они пытаются поднять его авторитет в его собственных глазах. Но сработает опять обратное. Ребенок четко усвоит, что он классный, а все другие - отстой. Жить с таки убеждениями сложно. Да и отношения строить сложно.
3. Ребенку говорят, что результат в принципе неплохой, но можно было бы и лучше. И так во всем. Поведении, учебе, оценках, внешнем виде. Мог бы и лучше. Родители хотят хорошего, они хотят чтобы ребенок не останавливался на
достигнутом, а стремился к высшей цели. Но ребенок сделает вывод, что он так себе, не очень.
4.Ребенку говорят напрямую, что он тупой, дурак, недотепа, леворукий и пустоголовый. И самое поразительное, что не всегда в таком случае родители хотят плохого, иногда они умудряются считать, что такой подход может дать удивительно хорошие результаты. Чтобы заслужить похвалу ребенок должен много трудиться и много достигать. Но ребенок сделает другой вывод, что он откровенно плох.
5. Применение к ребенку всех видов насилия. В данном случае вообще без вариантов. Ребенок всегда будет считать плохим себя.
Это небольшой перечень вариантов, их в жизни гораздо больше, иногда они более утонченные, а иногда и откровенно грубые.
Ребенок еще не умеет оценивать свои действия, на определенном этапе он еще не умеет отделять себя от своих родителей, от своих действий, не умеет еще смотреть на ситуацию со стороны и рассматривать ее с десяти сторон, десяти разных точек зрения и принципа диалектики. Он себя то только начал постигать и через себя и отношение к нему родителей он и начинает постигать мир. И четко усваивает что либо он плохой, либо плохие все другие. Здесь нет отделения себя от действия. Здесь всегда присутствует знак равенства.
Увы, но принеся этот опыт из детства мы продолжаем его во взрослой жизни. Она дура, он трус, они идиоты, это информация для тупых придурков, а этих убить мало, потому, что они козлы.
Знакомо? Знакомо. Это малая толика эмоционально-информационного потока каждого дня жизни. Отделить поступок человека от него самого - высокое искусство и важная задача, дающая более уравновешенное отношение к жизни. Нивелирование знака равенства дает нам много полезных вещей.
Такой подход дает возможность не сосредотачиваться целиком на ситуации, это то, что называется "отпускать".
Дает возможность не винить себя во всех грехах этого мира.
Дает возможность рассмотреть вариант который используется в юридической практике. Есть обвинение, а есть защита и давайте учитывать все обстоятельства.
Дает возможность сосредоточиться на себе, если всю жизнь сосредотачивались только на интересах других.
Дает возможность осознать, что другой может в результате воспитания иметь расстройство поведения, характера, личности и вследствие этого совершать нелицеприятные поступки. Но при этом в нем могут быть и хорошие качества.
Дает возможность правильно оценить свои поступки. По сути я хороший человек, но в силу ряда обстоятельств, я совершил много зла (например). Теперь это надо осознать, принять и совершить действия, направленные на исправление содеянного.
Когда нет знака равенства между личностью и поступками можно рассмотреть ситуацию с диалектической точки зрения, можно обрести баланс и более высокое качество жизни.
Когда снимается знак равенства между тем, что ты есть и что ты делаешь возникает возможность для изменений, для постижения себя и другого.
Оксана Бершадская
Психолог, психоаналитик