Грызть или не грызть? (про навязчивые движения у детей)

Автор статьи: Галия Гимадеева

Грызть или не грызть?В чем же «вкусность» карандаша или ручки для детей? И не только их. Давайте разберемся!
Грызть или не грызть  про навязчивые движения у детей


 

Каждый человек в своей жизни так или иначе может повторять определенные действия, часто неосознанно: баскетболист несколько раз ударяет мячом прежде чем его бросить, во время выступления руководитель вертит в руках ручку... Такого рода движения помогают людям собраться и сфокусировать свое внимание. Однако, если определенные действия приобретают систематический характер и повторяются постоянно, то тогда это может стать поводом для беспокойства. Эти регулярно повторяющиеся движения называют навязчивыми.

Навязчивые движения разнообразны, порой и уникальны, но тем не менее самыми распространенными среди детей являются: обгрызание ногтей, ручек и карандашей, сосание пальца, обкусывание губ, подергивание волос, пуговиц, раскачивание тела.





 

Если бы ребенок мог сдержаться, то он не совершал бы всех этих действий!

А значит, ребенку нужна помощь. Этими навязчивыми движениями дети сообщают нам о каких-то своих проблемах. Порой они возникают из-за физиологических причин (отклонения в работе нервной системы, при черепно-мозговых травмах и пр.), и тут уже не обойтись без содействия невропатолога. Тем не менее, чаще всего причиной возникновения навязчивых движений являются именно психологические моменты.

Ребенок развивается из состояния покоя. Если у него есть какое-то сильное внутреннее напряжение, то он все свои силы, неосознанно, конечно, тратит на то, чтобы с этим напряжением справиться. А навязчивые движения ему в этом как раз помогают.





 

Откуда же возникает это внутреннее напряжение?1) Стрессовые ситуации. Потеря близких, развод родителей, переезд, смена школы и прочие события, которые расшатывают психику ребенка. Порой некоторые ситуации, которые родители считают ерундой, также могут сильно влиять на эмоциональное состояние ребенка.

2) Страхи. Они многочисленны, есть среди них и возрастные, и приобретенные. Дети растут и развиваются, познают мир. Так, например, в 5-7 лет дети начинают задумываться о смерти и соответственно возникает страх перед ней. В норме острая фаза возрастных страхов длится около 3-4 недель. А может случиться так, что ребенка покусала собака, и тогда страх собак — уже приобретенное.

3) Внутренние и внешние противоречия. Если родители не слышат желания и потребности ребенка, а постоянно навязывают ему свое мнение, тогда у него возникает внутреннее напряжение. Если родители ссорятся, то ребенок будет разрываться, на чью сторону ему встать. Таких конфликтных моментов может быть великое множество, и последствия у них часто печальные.

4) Критика и насмешка. Дети нуждаются в похвале и принятии. Как в семье, так и в социуме. Постоянная критика, сравнение с другими никак не даст им душевного спокойствия.

5) Неопределенность. Каждую минуту в голове ребенка проносятся множество очень важных для него вопросов: «Меня любят?», «Я хороший?», «Поругают ли?». Порой родители, сами того не желая, только увеличивают их количество и порождают чувство неуверенности в ребенке. Например, при противоречивом воспитании: мама говорит одно, а папа — другое, сегодня шоколад можно, а завтра — нельзя. Родителям важно всегда оставаться последовательными.

Существуют и другие причины внутренних напряжений, понятно, поэтому необходимо всегда внимательно наблюдать за ребенком.





 

Что делать, если вы заметили навязчивые движения у своего ребенка?Порой, чтобы избавить ребенка от этой привычки, родители придумывают множество способов: кто-то мажет чем-нибудь не очень приятным ручки и карандаши, кто-то рассказывает страшилки про микробов под ногтями, кто-то упрекает и грозится карами, а кто-то бьет по рукам. Но правда в том, что ничего из этого не будет работать, потому как эти пути ведут только к повышению напряженности у ребенка. В итоге он просто станет эту свою привычку от родителей прятать, или, что хуже, она примет более серьезные формы, такие как постоянные кошмары или энурез, к примеру.

Поэтому вот несколько рекомендаций:

1) Узнать причину. Как невозможно избавиться от сорняков, обрывая только их стебли, так и у навязчивых движений необходимо найти их «корни». Если причина не ясна, то наблюдайте за ребенком: когда у него проявляются эти действия, что усиливает их? Если это связано с внешним миром (садик, школа), можно задавать вопросы, но издалека: «Как думаешь, кого воспитательница чаще наказывает: мальчиков или девочек?». Такого рода вопросы вызывают меньшее напряжение, и как бы не касаются ребенка напрямую.

2) Принимать чувства ребенка. Возможно, самый сложный пункт для выполнения. Если ребенок может осознавать свои чувства и безопасно о них говорить, то внутреннее напряжение падает. Однако какие же это обычно чувства? Злость, обида, страх. Родителям сложно их воспринимать, многие считают их неприемлемыми, «плохими». Но дело в том, что «хороших» и «плохих» чувств не бывает. Они просто есть, и у каждого своя роль. Для ребенка важно, чтобы родители принимали его полностью, вместе со всеми его эмоциями и мыслями.

3) Переключать внимание. В узком значении — это обратить внимание чада на что-то другое, когда у него начинаются навязчивые движения. Мягко, аккуратно, с уважением к ребенку. А в широком — это найти ребенку увлечение по душе, которое будет его успокаивать и расслаблять (рукоделие, коллекционирование).

4) Режим. Пусть индивидуальный, пусть особенный, но режим у ребенка должен быть и соблюдаться. Когда дети высыпаются, получают достаточно двигательной активности, то справляться с внутренним напряжением им гораздо легче.

5) Расслабление тела. Массаж, успокаивающие ванны также оказывают благотворное влияние на общее состояние ребенка.





 

Если вы заметили у своего ребенка какое-либо навязчивое движение — не пугайтесь! Постарайтесь найти причину, больше общайтесь, играйте с ребенком, дарите ему свое тепло. Иногда это временно и проходит само (просто уходит причина напряжения, или ребенок с ней справляется). Тем не менее, если в состоянии ребенка не наблюдаются улучшения, то обязательно обратитесь к специалистам. В любом случае не оставляйте этот момент без внимания!

Удачи!

Ваша Галия Гимадеева - психолог для мам



Просмотров: 358
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Гордость за фамилию, или что делать, если дразнят твоего ребенка
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • «Тотальная глухота» или как родители не слышат своего ребенка.
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Ни рыбы-ни мяса, или как достучаться до ребенка, если он никак не реагирует
  • РОДИТЕЛЯМ: что делать, если у ребенка сколиоз
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Что делать, если ничего не получается, или как снять напряжение и расслабиться.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь