Сегодня в очередной раз вспомнили андрагогов.
Сошлись на мнении, что слово не звучит.
Но из песни слов не выкинуть...
Хотя можно ведь использовать термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых»...
Посему, андрагоги - в студию!
Для справки:
Андрагогика (гр. андрос — взрослый человек, мужчина; агогейн — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.
Андрагог - это по факту человек, который участвует в процессе образования взррослых. В идеале процесс является непрерывным и длится всю жизнь. Собственно - век живи, век учись...
Тем не менее в Беларуси нрсударство уделяет этому направлению внимание. Может не столько, смколько хотелось бы активистам и не достаточно... но удиляет! Академия последипломного образования в теме и уже даже есть методические пособия.
Существует и официальная версия:
В Кодексе об образовании, который вступил в силу 1 сентября, впервые уделено внимание образованию взрослых. Андрогогика как наука об обучении взрослых пока не получила широкого распространения в Беларуси. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Два года специалисты из Сербии, Польши, Германии и Беларуси в рамках проекта "Образование на протяжении всей жизни: модельная программа подготовки андрогогов", опираясь на зарубежный опыт, разрабатывали программу. Они подготовили специальное учебное пособие, которое станет научным руководством для первых андрогогов в Беларуси. Авторами учебника выступили как эксперты Академии последипломного образования, на базе которой проходила апробация курса, так и представители белорусских неправительственных организаций.
– Иные курсы повышения квалификации, которые практикуются в Беларуси, в основном предметные либо привязаны к конкретной методике. Они не уделяют должного внимания специфике преподавания для взрослых. Здесь же мы имеем программу курса с учетом психологических аспектов работы со взрослыми и учитываем особенности образования взрослых как подсистемы образования, – отмечает глава представительства Немецкой ассоциации народных университетов в Беларуси Галина Веремейчик.
Образование для всех, а не для узких специалистов
– Повышение квалификации - это замечательно, но явно недостаточно, потому что образовательные потребности взрослого человека этим не ограничиваются, – считает Галина Веремейчик.
Помимо этого, эксперт отмечает, что сегодня в Беларуси доступ к повышению своей квалификации имеют далеко не все. В основном круг этих людей ограничивается сотрудниками тех сфер, которые находятся под управлением различных министерств. Остальным же, к примеру, представителям негосударственных организаций, при желании учиться приходится оплачивать достаточно дорогостоящие курсы. В других европейских странах этот вопрос решается через развитие системы общественного образования взрослых. В Германии, например, на такую программу может записаться любой житель страны. Это не будет бесплатно, но поскольку существуют государственные дотации, в том числе и налоговые, курсы обойдутся в 2-3 раза дешевле, чем услуги частных тренинговых компаний. Это и есть государственная политика образования взрослых, основанная на поддержке разных групп населения.
– Этот проект действительно важен для Беларуси, – подтверждает председатель Совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения, кандидат исторических наук Дмитрий Карпиевич. – До сих пор в Беларуси этому уделялось очень мало внимания на уровне высшей школы. А между тем, нужно обучать тех, кто обучает взрослых, – отмечает эксперт.
К знаниям стремятся люди с высшим образованием
Если до этого белорусы обходились без такой профессии, как андрогог, то найдет ли это пособие применение в Беларуси?
– Зарубежный опыт приживется, – уверена Галина Веремейчик. – Вопрос лишь в том, насколько затянется этот процесс. Я говорю так уверенно, потому что вижу сдвиги на уровне государственной политики. Новый Кодекс об образовании подтверждает это. Кроме того, мы видим заинтересованность специалистов. На итоговый круглый стол, где состоится презентация проекта и учебного пособия, заявилось в два раза больше специалистов, чем ожидалось.
Есть интерес и у населения. И это подтверждают исследования. К слову, белорусские тенденции не отличаются от немецких: наиболее активно стремятся учиться люди с более высоким уровнем образования и женщины.
Впрочем, никакой даже самый положительный опыт нельзя взять и просто переместить из одной страны в другую.
– Естественно, не все темы, которые актуальны за рубежом, имеют значение и в Беларуси. Мы должны изучать иностранные практики, а потом устраивать публичные экспертные дискуссии, чтобы оценить подходят они или нет. Или же как вариант начинать пробовать это локально, - говорит Галина Веремейчик.