|
Какой он, первый поход к психологу?Автор статьи: Борисова Мария Михайловна
В своей работе я часто замечала, что, приходя впервые на консультацию, клиенты чувствуют себя растерянно и тревожно, они не знают, что будет происходить. Поэтому в этой небольшой статье мы поговорим о том, что можно ждать от специалиста, а что должно насторожить. Всем, у кого этот опыт уже позади, предлагаю вспомнить и сравнить.
Начнем с чувств и переживаний, которые происходят с разных сторон консультативного процесса. Каждый клиент уникален, как и его состояние в процессе. Кто-то испытывает сильную тревогу и недоверие к психологу, переживает о том, как он отреагирует на проблему, будет ли он принимающим, будет ли хранить в тайне ту информацию, которую с такой осторожностью собирается рассказать клиент. Другой стремится на консультацию в надежде наконец рассказать что-то, поделиться переживаниями и выслушать мнение. Некоторые надеются найти ответы на те вопросы, которые давно волновали, получить ценный совет и помощь в принятии решений. Психолог, в свою очередь, тоже переживает разные чувства, которые одни могут назвать волнением, другие - предвкушением, третьи будут описывать состояние сосредоточения.
Как видите, первая встреча насыщена множеством эмоций, поэтому психолог ставит определенные задачи на эту консультацию, выполнение которых помогает сохранить безопасность процесса, снизить тревогу и создать основу для дальнейших доверительных профессиональных отношений. Конечно, многое зависит от подхода, в котором работает специалист, я обозначу общие моменты и расскажу о том, какой стратегии придерживаюсь сама.
Первая задача консультации, как и любой другой встречи - знакомство и установление контакта. Консультант может выстраивать по-разному разговор, исходя из того, в каком состоянии и с какими целями пришел клиент. Как правило, психолог в начале встречи рассказывает о нескольких условиях работы, например, о длительности встречи, основных задачах и о правиле конфиденциальности. В процессе рассказа клиента консультант может задавать уточняющие вопросы. В ходе беседы вы вместе формулируете запрос: ту цель, над которой будет проходить работа. Запрос может быть один или несколько на весь период консультирования или терапии, а также можно каждый раз выдвигать актуальные запросы на встречу. Следующим этапом, который может проходить на первой или на второй встрече, происходит формирование психологического контракта: договора между психологом и клиентом о том, в каком формате и с какой целью будет вестись работа. Примерные вопросы, которые можно обсудить с психологом на первой встрече:
По окончании встречи вы договариваетесь о следующей. В некоторых случаях специалист говорит, что не может помочь Вам, но может порекомендовать другого специалиста. Не пугайтесь, если это произошло. Честный с собой и клиентом профессионал сможет признаться в том, что не будет эффективен в каком-то вопросе, ведь психолог не может и не должен одинаково хорошо работать со всеми случаями. Важно, чтобы он об этом мог предупредить.
Что должно насторожить на первой консультации:
В подведении итогов хочу отметить, что во время и после консультации важно прислушаться к своим чувствам, именно они подскажут Вам, насколько этот психолог подходит именно в вашей ситуации. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|