Ассоциативный ромб в работе практического психолога (случай из консультирования).

Ассоциативный ромб в работе практического психолога (случай из консультирования).

 Ассоциативный ромб в работе практического психолога случай из консультирования

Данная статья посвящена описанию проективной техники, которая может оказаться полезной в работе практического психолога. В основе ее лежит ассоциативный эксперимент, известный еще в начале ХХ века из работ К. Г. Юнга и практически одновременно с ним М. Вертгеймера и Д. Кляйна. Термин «ассоциативный эксперимент» использовался для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности. Испытуемый должен был отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрировался тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих данных можно было судить о скрытых влечениях и «аффективных комплексах» испытуемого, его установках и т. п. [4].

Авторами описанного в этой статье ассоциативного ромба как методического приема  являются И.В. Добряков, В.Н. Прохоров,  О.В  Прохорова [3]. Они использовали его в перинатальной психологии для выяснения отношения к зачатию, беременности. Мужчине и женщине, например, предлагалось независимо друг от друга написать существительные, которые ассоциируются у них с заданным словом (например, «беременность», «ребенок»), а затем ассоциации, связанные с написанными словами. В результате ассоциативные цепочки выстраиваются в форме ромба.

Основываясь на своей консультативной и терапевтической практике, могу сказать, что использование ассоциативного ромба не ограничивается областью перинатальной психологии. Его можно применять в индивидуальном, групповом и семейном консультировании в контексте различных запросов клиентов. С опорой на свой опыт могу сказать об его эффективном применении в работе с личностными и профессиональными кризисами, нарушениями в детско-родительских отношениях, конфликтами в супружеских парах, тревожными расстройствами и пр.

Подключить данную проективную технику к работе можно на любом этапе консультирования. Она хорошо подходит для установления контакта и часто с ее помощью можно конкретизировать запрос. Создатели данного методического приема описывают случаи, когда на основе результатов ассоциативного ромба необходимо было переформулировать уже сформулированный запрос. Например, женщина обращается за психологической помощью по поводу беременности, которая не наступает, несмотря на старания супругов. Ей было предложено выполнить методику ассоциативный ромб к понятиям «ребенок», «муж», «беременность». Результаты исследования наглядно показали, что необходимо переформулирование запроса супругов. Вначале они нуждаются в семейной психотерапии, направленной на гармонизацию их отношений. Только после ее успешного завершения возможна дальнейшая работа, направленная на возникновение беременности [3].

Отмечу преимущества ассоциативного ромба как проективной техники:

  • Наглядность. Отображение на бумаге позволяет перевести содержание внутреннего мира (желания, импульсы, фантазии, ценности, переживания, представления и пр.) во внешнюю форму, которая уже более доступна для работы. Как и любая проективная техника, ассоциативный ромб позволяет посмотреть на ситуацию именно глазами клиента, описывая его жизненный опыт, систему понятий и обозначений, видение ситуации.
  • Ослабление действия защитного поведения. Будучи проективной техникой, выполнение ассоциативного ромба ослабляет действие механизмов психологической защиты и позволяет избежать социально желательных ответов. Особую эффективность можно отметить в работе с клиентами, у которых рационализация и интеллектуализация являются ведущими механизмами психологической защиты. Конечно же, в данном случае очень важным является установление психологического контакта и формирование доверительных отношений с клиентом.
  • Целостный, системный взгляд. Как и любая проективная техника, данный методический прием позволяет целостно, холистически подойти к исследованию личности. Сама структура ассоциативного робма предполагает выстраивание многоаспектного системного видения ситуации.
  • Выявление внутриличностных конфликтов. В некоторых ситуациях в структуре ассоциативного ромба отображаются полярные стороны рассматриваемых понятий, что освещает картину внутренних конфликтов, противоречий и переживаний клиента.
  • Опора на ресурсы. Следуя психологическому подходу в диагностике, мы можем увидеть ресурсные стороны клиента, опора на которые способствует установлению психологического контакта и выстраиванию терапевтической и коррекционной работы с опорой на имеющиеся ресурсы.
  • Процессуальная сторона. В самом процессе выполнения задания клиентом важно обратить внимание на паузы, возникающие затруднения при подборе слов, исправления, комментарии и пр. Все это является значимым в последующем обсуждении, анализе и интерпретации ассоциативного ромба.
  • Использование в индивидуальной, групповой работе, семейном консультировании. Выполнение ассоциативного ромба позволяет прояснить субъективное отношение, систему представлений, переживания и пр. в отношении исследуемых понятий. Сопоставление результатов ассоциативного ромба, выполненных членами семьи или группы, позволяет прояснить ожидания, представления, переживания каждого отдельно взятого человека и наметить пути достижения поставленных целей, или внести коррективы в существующее положение вещей.
  • Использование как в целях диагностики, так и коррекции. По результатам выполнения ассоциативного ромба психолог и клиент совместно могут провести анализ ассоциативного ромба, обсудить сам процесс выполнения задания, внести уточнения и комментарии. В некоторых ситуациях в качестве домашнего задания клиенту можно предложить повторно составить ассоциативный ромб к этим же понятиям, но уже с новым видением.

Как и в любом проективном методе, опыт консультанта и психотерапевта помогает в интерпретации результатов. Здесь важны и такие качества, как наблюдательность, умение слушать и задавать вопросы, теоретическая подготовка и пр.[1, 2]. Важным является последующее обсуждение вместе с клиентом самого процесса выполнения ассоциативного ромба, а также итоговых результатов. Ниже привожу подробную инструкцию к проведению ассоциативного ромба.

Инструкция. Выполнение данного задания позволит исследовать Ваши представления и жизненный опыт. В этом задании не может быть правильных и неправильных вариантов ответов, писать нужно быстро, не раздумывая.

Вам предлагается слово, к которому необходимо написать два слова-ассоциации, которые первыми придут к Вам в голову. Далее к каждому последующему слову-ассоциации (с каждой из сторон ромба) нужно подобрать еще два слова. Затем каждые два последних слова (с левой и правой сторон) необходимо объединить одним словом. Последние получившиеся два слова также нужно объединить одним словом. Слова в ромбе не должны повторяться, и это обязательно должны быть существительные.

Для примера описания работы с ассоциативным ромбом привожу ниже свой случай из консультирования.

Иван, 26 лет. Выпускник университета, закончил бакалавриат и магистратуру, на момент обращения за консультацией обучался в аспирантуре.

Запрос: перестал чувствовать отдачу в профессии в плане положительных эмоций. Хотел бы пересмотреть свои воззрения в отношении профессии (Комментарии по формулировке запроса: уже на первом этапе можем обратить внимание на то, что синтаксическая структура предложения изменена. Подлежащее, обозначение себя как действующего субъекта (личное местоимение), отсутствует в обоих предложениях. Источником получения удовлетворения для И. являются внешние факторы («отдача в профессии»). Глагол второго предложения сформулирован в сослагательном наклонении и отображает процессуальную сторону, а не конкретный желаемый результат. Переформулирование запроса с опорой на речевые конструкции уже может быть началом психотерапии).

В последнее время И. отмечает у себя «не радужные мысли», неблагоприятный эмоциональный фон, в некоторые моменты появляется ощущение «кома в горле».

Анамнез. И. вырос в неполной семье, воспитывали мама и бабушка. Когда И. обучался в младшей школе, мать повторно вышла замуж. Есть сводная младшая сестра (разница в возрасте 8 лет). Спустя 5 лет после вступления во второй брак мать рассталась с отчимом. Все последующее время И. проживал с матерью, бабушкой и младшей сестрой.

В первый раз своего родного отца И. увидел в 15 лет (отец проживал в другом городе), говорит, что относится к отцу положительно. Мать возобновила отношения с отцом, когда И. было 15 лет, после одного года совместного проживания родители вновь развелись. На данный момент И. общается с родным отцом редко.

И. еще со школы увлекается шахматами, со старших классов школы занялся экстремальными видами спорта (горный туризм), говорит, что видел не раз смертельные случаи в горах (ходит в горы по настоящее время).

И. после окончания школы поехал поступать в университет в другой город. В первый год не поступил на выбранную специальность (оба родителя математики, хотел пойти по этому же пути), но прошел по баллам на другой факультет. В процессе обучения понял, что выбранная специальность ему близка, после окончания бакалавриата поступил в магистратуру (по своей специальности). По завершении первого года обучения ушел в академотпуск, в этот же период расстался с девушкой, с которой встречался длительное время, планировали пожениться (21 год). Считает свое решение правильным, девушка тоже благодарна за такое решение (с его слов).

Ситуация на данный момент. На работе И. перестал выполнять текущие дела, не проявляет инициативы, работает без самоотдачи (говорит, что может тем самым оправдывает свою лень). В словах И. звучат долженствование, угрызения совести.

На вопрос о том, кем И. видит себя в профессиональном плане через 5 лет, ответил: «Хочу работать фрилансером, жить на море, работать в свободном режиме, выбирать проекты по своему желанию». На данный момент самостоятельно себя обеспечивает, снимает жилье. Числится аспирантом, планирует защитить диссертацию. Первый научный руководитель диссертационной работы умер, в связи с этим И. остался на какое-то время без руководителя. Сейчас И. еще до конца не определился с выбором нового научного руководителя.

Периодически к И. поступают предложения принять участие в проектах, конференциях, опубликовать научно-исследовательские работы. И. берется за разработку, выполнение, но, не доведя дело до конца, отказывается от реализации. Подобный паттерн прослеживается в его рассказах о себе (сам И. этого не осознает). Как выяснили в процессе беседы с И., причиной отказа является переносимая с трудом критика в свой адрес. Это, как правило, происходит у И. на первом этапе выстраивания отношений в любой сфере жизни. Критика может возникать на этапе перехода к более близким, содержательным отношениям, требующим проявления своих различных сторон, самораскрытия, к которым И. еще не готов.

Ассоциативный ромб был предложен И. на второй встрече. В качестве исходных слов были выбраны: «Работа», «Деньги», «Будущее». Выбор слов обусловлен запросом и позволяет исследовать сферу профессиональных отношений с проекцией в будущее. Анализ результатов выполнения проводился после трех выстроенных ассоциативных ромбов. Ниже приводится их отображение, рукописная форма сохранена для того, чтобы увидеть графологические признаки и исправления.


Рис. 1. Ассоциативный ромб к слову "Работа"



Рис. 2.
Ассоциативный ромб к слову "Деньги"





Рис. 3.
Ассоциативный ромб к слову "Будущее"

 Анализ: При выстраивании ассоциативного ромба на слово «Работа» обращает на себя внимание несколько эйфоричное отношение И. к этой сфере жизни. Работа рассматривается больше как процесс, сопровождаемый приятными эмоциональными переживаниями, в которых И. больше руководствуется своими увлечениями, воспринимая ее как хобби. И на самом деле можно констатировать, что выбор сферы деятельности у И. действительно продиктован его интересами (например, сейчас он с большим удовольствием ведет кружок по шахматам с детьми), какие-либо внешние требования или ограничения для него труднопереносимы.

Выполнение ассоциативного ромба на слово «Деньги» вызвало у И. затруднение. Паузы в написании слов-ассоциаций были более продолжительными. Слова, которые использовал И., говорят о его потребности в поддержке («помощь», «покровительство»). Также можно обратить внимание на подборе И.  негативно эмоционально заряженных слов («сложность, «проблема»). Завершающее слово И. написал печатным шрифтом, что может говорить об его переживаниях, возникших при выполнении.

При подборе слов-ассоциаций на слово «Будущее» И. также испытывал затруднения. В этом ассоциативном ромбе И. некоторые слова написал прописью, некоторые - печатным шрифтом (как правило, это те слова, которые потребовали больше времени на обдумывание). Подобранные слова достаточно абстрактны по своему содержанию, поэтому в последующем мы с И. проговаривали, что за этим стоит. К примеру: «Что означает для Вас стабильность? Чем  ее можно измерить?». Данные уточняющие вопросы позволили выйти на формулирование конкретной цели и ее поэтапное достижение.

Таким образом, вышеописанный методический прием позволил более детально исследовать область отношения к работе и связанные с ней аффективные комплексы. По результатам выполнения ассоциативного ромба появились новые гипотезы, которые были проработаны в ходе консультирования.

Литература:

    1. Беллак Л., Эбт Л., Абт Э. Проективная психология: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Психотерапия, 2010
    2. Бурлакова Н.С. Проективные методы: дискуссии о научном статусе, возможностях развития и применения в клинической психологии // Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы. Коллективная монография. М., 2016. С. 38–53.
    3. Добряков И.В., Прохоров В.Н., Прохорова О.В. Психологическая диагностика в перинатальной психологии // Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы. Коллективная монография. С. 118–132.
    4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. (ред.) Большой психологический словарь СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с.Соколова Е.Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. М., ТЕИС, 2002

 



Просмотров: 613
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Когда роковые слова «родила для себя» не игра слов
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Волшебные слова для счастья. Как можно привлечь счастье в свою жизнь
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Через какое время после завершения отношений можно начинать новые?
  • Почему в отношениях слова так же важны, как и действия, или Цикл контакта для чайников
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • На что полезно обратить внимание при работе с детьми
  • Можно ли начать что-то новое после 40 лет?
  • Что на самом деле означают слова мужчины - "Ты слишком хороша для меня. Я тебя недостоин"
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты слишком хороша для меня - я тебя не достоин"
  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • Как связаны слова-паразиты и характер? Практики для работы с "речевым мусором".
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Что написать мужчине при знакомстве в интернете. Для женщин, которые в поиске серьезных отношений.
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Как оптимизировать процесс выполнения домашнего задания школьника?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Слово на букву "ТР": что можно сказать о тревоге и тревожных людях?
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты мне очень нравишься, но к отношениям я не готов"
  • Как обида разрушает ваши отношения и что можно с этим сделать?
  • 5 уроков денег, которые нужно было выучить как можно раньше



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь