|
Психолог. Возможно ли сострадание за деньги?Автор статьи: Скуртул Александр Игоревич
Сострадание, сочувствие, соучастие, соболезнование, сожаление - и прочие слова, означающие неравнодушие психотерапевта к пациенту, которые можно объединить термином ЭМПАТИЯ. Бытует мнение, что сочувствовать без имения личного отношения, сочувствовать намеренно и заданно, сочувствовать часто - то есть так, как это бывает в рамках психотерапии - невозможно. Во многом такое мнение распространено из-за мистификации чувств, незнания природы их возникновения с психологической точки зрения, связывания их с эзотерическим понятием "душа", приписывания генерацию чувств органу "сердце", которое также считается неконтролируемым, непредсказуемым, стихийным, необъяснимым, которому, как известно, "не прикажешь". Но не прикажешь ЛЮБИТЬ, а не сочувствовать. Правдивый конец этой сложной ассоциативной цепочки не тождественен тому, что она вся верна. Ниже я постараюсь развеять часть мифов и объяснить работу аффективного аппарата, зеркальных нейронов и ассоциативной теменной коры мозга. Первое и самое главное положение - при условии отсутствия аутистических расстройств и множественных психотических нарушений - к эмпатии способен каждый индивид. В той или иной степени. Эмпатия задействуется самостоятельно при взаимодействии на уровне понимания. То есть ничего сложного, мистико-магического, необъяснимого, неопределенного в эмпатии нет. Вы понимаете человека = Вы ему сочувствуете. Вы сочувствуете человеку = Вы его понимаете. Эмпатия есть часть взаимопонимания на базовом уровне. Но базовый уровень многими не воспринимается как эмпатия. Эмпатией считают более глубинное тонкое сопереживание эмоционального состояния. Но даже в этом случае такая черта больше зависит от уровня психического развития личности, чем от "души", "любви" и "сердца". Это способность понимать эмоции и присоединяться к ним. Как и любая другая сфера, где можно развить способность понимания происходящих причинно-следственных связей, эмпатия также развивается, что, в принципе, вся консультационная психология и практическая психотерапия и доказывает своим существованием. Как это осуществляется? Теоретически частично за счет "зеркальных нейронов", которые кроме действий помогают распознать и состояние субъекта. А при воспроизведении в сознании ситуации, в которой оказался пациент, и тех чувств, которые он испытывал, если это вербальная реконструкция. В случае живой артикуляции (коммуникация онлайн) или когда пациент испытывает чувства непосредственно в кабинете, то все еще проще. Мы не рождаемся с банком эмоциональных понятий в психике, мы учимся их распознавать, применять и реагировать на них в течение жизни, главным образом через модели Значимых Других (чаще всего родителей). Не удивительно, что чем более гармонична семья, родители, и, соответственно, их ребенок, тем более он эмпатичный без притупления каких-либо сфер или излишних акцентуаций. Чем больше погрешностей в воспитании, тем более искаженной становится эмпатия - она либо смещается в некоторых частях, которые коррелируют личным травмам, либо притупляется, не позволяя чувствовать какую-либо сферу (в особенно тяжелых случаях все). Например, люди, которых называют сердобольными, более прочих ощущали на своем опыте лишения и обиды со стороны окружающих, поэтому они острее чувствуют переживания лишенных и обиженных, поэтому им сложнее справляться с этими интроецируемыми в процессе восприятия и вспоминания чувствами, что стимулирует их к разным действиям - от сочувствующих комментариев в сети до посвящения себя благотворительности. Особенно сильная эмпатия не управляемая, не регулируемая и не есть норма в рамках обыденной жизни, но результат дисгармоничного становления личности. Но именно такую эмпатию, как самую яркую по проявлению, считают Настоящей Эмпатией. Это заблуждение. Эмпатия, прежде всего, именно способность ПОНИМАТЬ через прочувствование. Это самое главное, что нужно для продуктивной конструктивной межличностной коммуникации. И это именно то, что необходимо в психотерапии. К тому же, судите сами, если бы психотерапевты должны были проявлять эмпатию в самой сильной итерации, то это была бы настолько неэкологичной работой, что специалисты перегорали бы в считанные месяцы даже с самой интенсивной супервизией. Профессия психотерапевта и так считается непростой из-за работы с проблемами людей, а когда тебе нужно не просто пропускать все это через себя, но еще и переживать на том же уровне, что и сам пациент то, это значит переживание того же уровня травматизации с каждым новым случаем. Одной из самых сложных специальностей является кризисная психотерапия или кризисная помощь, которую, к примеру, оказывают психологи МЧС, осуществляющие выезд на места стихийных бедствий, техногенных аварий, террористических актов, где пострадавшие люди в состоянии шока, потеряли близких прямо здесь и сейчас и т.д. Вы представляете да? Но даже этих специалистов учат не погружаться настолько сильно в чужие переживания и сохранять внутреннюю экологию. Подчеркиваю: не совсем не сопереживать - ибо это будет чувствоваться и, следовательно, не будет помогать - но не тонуть в переживаниях, ибо это очень вредно. Далее. Снова проговорим наш тезис "сочувствовать специально и за деньги - невозможно". А что Вы скажете насчет феномена кино, который полностью построен на увлечении нас в сопереживание (читай эмпатию) с главным героем? За счет тех же зеркальных нейронов и работы ассоциативной теменной коры, предположительно. Мы идем в кино, платим деньги и сопереживаем (а иногда не сопереживаем, когда фильм неправдоподобно выстраивает мотивацию персонажа или плохо его прописывает, что не позволяет нам воспринять его целостным) герою или героям ленты, которая, к тому же, прошу заметить, является неправдой, реконструкцией, а, в случае с мультипликацией или анимацией - и вовсе фантазией. С этой точки зрения психотерапевту быть эмпатичным даже проще, ведь приходит реальный человек с настоящими своими переживаниями, транслирует их нам в оригинале. Не важно за деньги или нет - эта условность вторична. Да, терапевт может быть неэмпатичным, причем даже намеренно, то есть быть настроенным не сопереживать по множественным причинам как сознательным (мало платят), так и бессознательным (собственные трудности в жизни, рассеянность). Но главное здесь то, что при настроенности возможно быть эмпатичным и это факт. Возьмем другой момент использования эмпатии в терапевтических целях, который считается более настоящим, неподдельным, искренним - разговор с другом "по душам". В данном случае "настоящесть" объясняется тем, что Другой является Другом, он меня знает, я ему доверяю, ему не все равно. Но ситуация в сути своей является аналогичной психотерапии, только вместо денег здесь чувства и сопереживание меняются на купоны "дружеского одобрения", благодарности, либо внутреннего удовлетворения от помощи. На самом глубинном уровне ни другу, ни кому-либо еще не нужны чужие проблемы. Эмпатия в данном случае обусловлена ЗАВЕДОМОЙ НАСТРОЕННОСТЬЮ на восприятие чувств друга. И, т.к. дружба означает длительность знакомства, то эта настроенность более точная и быстра. НО! Но, по сути, любой прохожий также может оказаться не равнодушным и очень даже эмпатичным (да что там, у многих хоть раз да было такое). Да-да, может, если он настроен на эмпатию. А может быть не настроен. Вот и вся разница. Психотерапевт же всегда настраивается на эмпатию, причем более ответственно. Поэтому, его эмпатию в существе своем качественно та же самая. И здесь нет необходимости апеллировать к понятиям искренности, души, сердца. Тот, кто не хочет быть понятым, не сможет принять тот факт, что он был понят. Поэтому и так важно, чтобы пациент сам обратился к психотерапевту - в этом случае больше вероятность принятие эмпатии Другого как искреннюю, ибо есть желание помощи априори. И так легче развить доверительные отношения, что весьма немаловажно. И, в довершение, последний, но не менее важный аргумент. Многие, опять же, воспринимают психотерапию как легкий заработок, простую работу, мол, "деньги за беседы", "знай себе болтай с людьми и получай финансы", "языком трепать не мешки ворочать". Конечно же, все зависит от личного подхода, уровня развития и морально-ценностных ориентиров психотерапевта. Мы все разные, и есть такие, кто работает больше логически, чем эмпатически. Есть и те, кто, так сказать, со своим пониманием психотерапии. Но в целом, если работать по совести, эта работа очень непростая. И, говоря прямо, для квалифицированных специалистов в современном мире масса способов заработка другими, более экологичными способами. Да что там, даже более выгодных направлений больше. Но все же кто-то выбирает именно это направление. Даже обучение психологии, чаще всего, обусловлено в первую очередь личными детерминантами. И желание помогать является первичным по отношению к деньгам. Таким образом финансовая сторона опять же не влияет на эмпатию, реализация которой с пользой для других является приоритетом для Личности психотерапевта. Говоря бытовым языком "работает с душой". Такое вот эссе на одну из спорных тем отношения к психотерапии. Не знаю убедил ли я Вас, читатель, но я, по-крайней мере, постарался изложить свое понимание как можно более подробно. Если хоть на одного сомневающегося человека эта статья повлияет положительным образом, что он все же уверует в возможность качественной эмпатии со стороны терапевта и эффективность терапии в целом - значит я не зря старался. Спасибо за внимание. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|