|
Имидж: как и для чего строитсяАвтор статьи: Жукова Юлия Львовна
Имидж ( «образ», «изображение», «отражение») - совокупность преимущественно бессознательных представлений о человеке и о его вероятном поведении в соответствии со своим статусом, социальной ролью, внешностью и другими аспектами. Можно сказать, что имидж — это визитная карточка личности. Совокупность внешних характеристик, на основании которых происходит бессознательное прогнозирование его поведения и внешних проявлений. Сразу оговоримся, что имидж — это внешнее поведение в целом. Одежда и внешний вид — это аспект поведения, часть имиджа. Хороший имидж повышает личную привлекательность, плохой — соответственно разрушает ее. Предлагаю порассуждать об этом механизме. Что же такое привлекательность? Вот несколько ироничная попытка описать мой взгляд на это понятие https://www.psyoffice.ru/blog/image/. Суть моего взгляда в том, что понятие привлекательность легче раскрыть от обратного. Через антоним. Крайней степенью непривлекательности обладают объекты, которые для нас потенциально опасны. От опасного мы дистанцируемся, к безопасному и полезному тянемся. Итак, первый аспект привлекательности — безопасность. Что касается людей и взаимоотношений между ними, то наибольшую опасность представляют собой люди, поведение которых непредсказуемо. Взаимодействие с ними плохо поддается прогнозированию, потому перед ним мы наиболее уязвимы, более уязвимы чем перед прямой, открытой агрессией. Человек, который открыто вам угрожает и объявляет войну, менее опасен, чем человек, который называется другом и вонзает нож в спину. Относительной гарантией безопасного взаимодействия является предсказуемое поведение. Вторым аспектом привлекательности является способность объекта захватывать наше внимание. Легче всего захватить непроизвольное внимание человека или как его еще называют «вынужденное». Непроизвольное внимание реагирует на стимулы, которые сильно выделятся из привычного ряда. Таким образом, вторая задача построения идеального имиджа полностью противоречит первой. Привлекает внимание, как раз то поведение, которое выбивается из привычного ряда, обманывает наши ожидания и вырывает из рутины, выбивается из фоновых стимулов. Третья задача построения привлекательного имиджа — удерживать внимание ненасильственнно, то есть обеспечивать его спонтанное течение в нашу сторону. Внимание удерживается на объектах, которые для нас потенциально полезны, резонируют с актуальными потребностями. Позитивное внимание, которое спонтанно течет в сторону объекта — это и есть любование этим объектом. Позитивное внимание вызывают объекты которые обладают высокой вероятностью удовлетворять наши потребности. При этом желательно воздействовать не на динамические потребности, которые по мере удовлетворения перестают быть актуальными, а на относительно устойчивые. В идеале — воздействовать на ценности. Итак, построение имиджа — это выстраивание внешнего поведения, которое подчиняется трем принципам, некоторые из которых противоречат друг другу: 1. Безопасное (предсказуемое) 2. Захватывающее внимание (нешаблонное) 3. Удерживающее спонтанное позитивное внимание (потенциально полезное) Достижение поставленных задач мне видится через построение имиджа в соответствии с одним из архетипов культуры. Попадание поведения и внешности в архетипический образ, приближенное к 100% решает каждую из поставленных задач и снимает противоречия между ними. 1. Позволяет реципиентам «считывать» архетип без участия сознания и автоматически строить прогнозы относительно его поведения. 2. Позволяет носителю имиджа проявлять нешаблонное поведение за счет незначительных нарушений требований контекста, но в рамках своего архетипа, чтобы захватить внимание реципиентов. 3. Нарушение ожиданий должно быть потенциально полезно для реципиентов. То есть нарушать ожидания необходимо преимущественно в сторону более приятных последствий для реципиентов, чем им прогнозировалось исходя из имиджа. Идеальное попадание имиджа в архетип культуры — это внешняя трансляция определенной миссии или функции, в зависимости от архетипа, миссии (функции) заданной конкретным архетипическим образом. Поскольку человек обычно является носителем конкретного архетипа, идеально когда его имидж транслирует именно этот архетип и обязательно соотносится с внешними данными конкретного человека. Предлагаю рассмотреть соотношение имиджа с архетипами культуры на примерах.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|