Часто слышу, как люди говорят, что виноваты в чем-то содеянном, например, забыл позвонить поздравить троюродного брата с днем рождения. Ругают себя при этом, козлят внутри себя, как только могут – «Я рассеянный с улицы Бассейной». Или обвиняют других в содеянном – «Какой же ты теперь брат ему». И это один из вариантов восприятия случившегося, то есть через призму вины. Ну знаете, люди очень любят обвинять, даже можно посмотреть на выражение «виновник торжества» - случился праздник, а виноватого надо найти даже в позитивном ключе. Вроде народная мелочь, фольклор, но прослеживается идея. А есть другая призма – ответственности, и это большая разница.
Вина – очень токсичное чувство, которое формируется с детства, механизмы которого могут напомнить воспитание через стыд, хотя скорее всего, они идут рука об руку. «Ты виноват в этом»,- говорил тебе родитель, когда ты разбил дорогую вазу или когда отрывал головы куклам младшей сестры. И, как правило, за этим следовало наказание, типа, медитировать на горохе а-ля японец или кушать манку неделю и без сладкого. То есть схема такая: виновен – наказан.
Чувствующий вину на подсознательном уровне будет боятся и/или ждать этого наказания, которое, на самом деле, приносит облегчение, так как цикл схемы закончился и можно жить дальше. Или будет искать виновного, так как в этот раз наказание предстоит суровое – извинительный театр. И, как мы уже догадались, она (схема) отправляется с нами в замечательное будущее, где мы уже зрелые особи, менеджеры по продажам. Не сдал отчеты? Виноват, лишился премии, поплакал, выдохнул, пошел дальше косячить. Поиск виноватого, будь то коллега или мы сами, имеет оценочный характер. Виноват – значит какой-то плохой, дефективный, не правильный. Следовательно, осуждаемый и подвергнутый пыткам стыда и неловкости. А наказание как раз несет функцию унижения человека. Зачем люди сами себя ругают? Ну как раз эта схема для тех, кто ждет наказания, типа, сам себя заплевал и отпинал, и вот, цикл опять закончился. Вина это еще про то, что как будто мы чего то не доделали, или могли сделать по-другому.
Эта схема затрудняет рост и развитие нас, как личности, потому что дальше неё никуда деятельность человека не уходит, она не позволяет выйти из этого рецидивного круга. Она не позволяет менять поведение в отношении того, когда мы допускаем ошибку и случайно сбрасываем хвост.
Другое дело – призма ответственности, когда случившееся воспринимается как данность. Ответственность, в этом контексте, является встречей с продуктом наших действий или деятельности. «Это сделал я, своими руками, своим решением в своем выборе. Я решил проскочить на красный». И пускай мы не успели, есть четкое понимание того, что именно мы ответственны за ДТП и в рамках закона, мы понесем ответственность за нарушения правил общества. Ситуация досадная, но такой взгляд ориентирует нас на то, как исправить ситуацию и как обойтись со случившимся. Вместо того, что бы орать на перепуганного дедульку, который врезался в нашу машину, мы начинаем решать эту проблему – звонить в дежурку, фотографировать место ДТП и вот это всё.
Мы, понимающие ответственность, делаем все исходя из сложившийся ситуации, не тратим время на поиски действительно виноватого, а, наоборот, обнаруживаем какая часть ответственности принадлежит нам. И более того, мы получаем опыт, что красный светофор это НЕ «еще немножко зеленый». Мы не ругаем себя в голове, мы анализируем, как был сделал выбор и как мы будем его делать по-другому в похожей ситуации. В отличие от вины, ответственность – это про достаточный уровень понимания и осознанности того, что происходит в ситуации, это обладание достаточными знаниями того, что произошло. У виноватого часто бывает так, что картинка искажена, и вместо того, чтобы разобраться, что происходит на самом деле, врубает свою привычную схему, ведь так проще и «понятнее». Видеть ответственность – значит иметь больше возможностей строить и формировать себя нового и лучшего.