|
Осторожно, ВИЗИТКА!Автор статьи: Соболевский Юрий Игоревич
{ Статья полезная, интересная, но, действительно длинная. :) Если кому-то лень читать статью - можете прослушать её тут: https://youtu.be/tqmYz224DPE } У вас гениальный VIP менеджер, мастер общения, который производит сокрушительное впечатление на клиента и может продать всё и каждому! Но, после своего блистательного спича, он оставляет потенциальному покупателю визитку вашей фирмы. Уверены ли вы, что информация, нарисованная на визитке "читается" так, как вам бы хотелось? А вот некоторые умники утверждают, что визитка, это почти валюта, достоинство которой можно аналитически оценить, выйдя из под гипноза общительного обаяния. Задумывались ли вы когда-нибудь, что этот маленький бумажный прямоугольник, в который вы вместили отражение вашей фирмы, в руках профессионала может стать мощным оружием? Из миллиардов лет эволюции и миллионов лет сознания, логике принадлежат всего тысячелетия. Исходя из этого факта, ваша визитка демонстрирует 1% логики, 9% осознанной информации, и несёт в себе 90% того, о чём вы вовсе не догадываетесь!!! Если провести аналогию с общением, то вот вам наглядный пример. Специалисты NLP утверждают, что в процессе прямого общения человек передаёт 38% информации особенностями голоса, 55% - "языком тела" и другими невербальными сигналами, и только 7% смысла принадлежат содержанию его речи. Скрытые проблемы и вытесненные комплексы, разногласия и конфликты, история и перспективы фирмы, помощь властных структур и кредиты, интеллектуальный потенциал, политика, мечты, желания и ещё многое другое отражено на вашей визитке, в логотипе и рекламе. Информация есть везде, всё зависит то мастерства того, кто умеет её читать... В этой статье невозможно вместить методики извлечения всех 90% информации, скрытой от неопытного глаза, но 0,5% можно гарантировать. Есть несколько известных направлений анализа такой информации. Рассматривается цветовая гамма фигур, их частей, фона, шрифта и анализируются соотношения цветов, как смысловых психологических сигналов. Имеет значение направленность линий и их визуальная динамика. Все картинки и символы, представленные на визитке раскладываются на простейшие геометрические формы и производится анализ психологического взаимодействия этих форм и их цветового решения. Очень важным оказывается расположение текстовых блоков и визуальных масс как в логотипе, так и в композиции самой визитки. Верное представление о фирме может дать только глубокий анализ всех составляющих, и последующий синтез выводов, сделанных из этого анализа. Самое главное, чтобы выводы из анализа разных направлений совпадали, подтверждали друг друга и создавали целостную, непротиворечивую картину. Это показатель объективности работы. Не пытайтесь производить блиц анализ визиток или упрощать его до схемы и стереотипа - ошибка гарантирована. Это серьёзный исследовательский процесс. Анализ визуальных композиций, будь то полиграфическая реклама, видео-ролик, этикетка или визитка, - очень тяжёлый и кропотливый труд, который может занять несколько дней. Он под силу только тем, кто знает закономерности, обладает опытом, умеет глубоко анализировать, синтезировать и интуитивно чувствовать тонкости, которые, порою, невозможно описать словами. Но даже мелкие и разрозненные закономерности, представленные здесь, смогут приоткрыть для вас завесу этих профессиональных тайн. В основе анализа лежит метод перцептивного восприятия (т.е. непосредственного, объективного, не нагруженного никакой символикой стереотипов) как отдельных объектов, так и композиции в целом. Тут широко применимы теории известных психологических инструментов и методик. Прежде всего, это уникальный цветовой тест Макса Люшера и методика "цветовых пятен" Германа Роршаха. Истоки этих знаний открыли ещё древние иконописцы. За их плечами не было теорий и семантику цвета они извлекали из природы. Многие учёные размышляли о психологических свойствах цвета, даже великий Гёте приложил к этому своё гениальное перо. Развил и систематизировал учение о цвете Василий Кандинский, создавший в Германии целую школу этого направления. Нынешние вариации теста Люшера досконально и удивительно точно описывают психологическое состояние тестируемого. Революционная психогеометрия от Сьюзен Деллингер и различные проективные тесты по простым, "детским" рисункам открывают целый пласт "графического" анализа психических отражений. Тест геометрических фигур - проективная методика, которая в "умелых руках" очень многое может рассказать о характере человека. Здравый смысл и загадочные техники NLP помогают разобраться в структуре композиции, которая объективно отражает лицо фирмы в её визитке. Об этом написано мало, и, именно по этому, на основах анализа композиции мы сосредоточимся в этой статье. Курс молодого бойца, или "правое и левое" в нашей жизни. Левое полушарие (правое поле зрения). Абстрактно-символическое, вербальное и интеллектуально-логическое. Действует дискретно: "дробит" и анализирует поступающую информацию. Прогнозирует будущее, генерирует идеи конструирует, фантазирует, "заведует" речью коммуникацией, ритмом, повышает тонус, активизирует моторику. Понимает логический смысл происходящего. Правое полушарие (левое поле зрения). Конкретно-образно, эмоционально целостно, невербально. Организовано по принципу голографии. Синтез, суммация, сопоставление информации. Отражает события прошлого, настоящего и работает в режиме реального времени, чувствует мелодику и тонкости голоса. "Заведует" памятью, переживаниями, конформностью, покоем, чувствительностью. Зрение устроено так, что правая половина сетчатки обоих глаз - т.е. правое поле зрения - передаёт информацию левому полушарию, а левая половина их сетчатки - левое поле зрения - соответственно - правому полушарию. Поэтому целесообразно размещать картинки или любой невербальный, целостный, графический образ, - в левом поле зрения, чтобы он качественно читался правым полушарием. Вербальные символы, знаки, слова, слоганы, тексты, лучше располагать справа - их легко прочитает, усвоит и запомнит левое полушарие мозга. То, что связано с нашим прошлым (и настоящим, которое тут же становиться прошлым) мы интуитивно помещаем слева. Стратегически прогнозируемое будущее, соответственно, ложится справа от центра. Как утверждает NLP, если человек вспоминает то, что когда-то с ним происходило в реальности, то автоматически направляет взгляд влево, тем самым "вынимая" из глубин правого полушария образы прошлого. Если же он конструирует, создаёт образ нереальных событий, то обращает взгляд вправо, "напрягая" креативность левой половины мозга. Отсюда, ещё задолго до NLP, народная мудрость описала стиль поведения лгуна: "У него глаза бегают". То есть, он вынимает из правого полушария разные воспоминания, глядя влево, а затем - конструирует из кусочков и собственной фантазии то, что якобы происходило в реальности, обращая взгляд вправо. Одна из основ теории NLP состоит в том, что вспоминаемая информация, проходит по тем же нервным путям, по которым она первично входила в нас. То есть вспоминая, мы производим репрезентацию информации, презентуем её повторно. Следовательно, конструируя нечто в своём воображении и выдавая это во вне, мы волей-неволей объективно отражаем особенности своего восприятия и мировоззрения. Надеюсь, вы уже нарисовали в уме схему зрительного восприятия и не путаетесь с "правым и левым". Будем считать, что курс молодого бойца пройден, и продолжим детализацию. Лево. Все эти привычные страхи и "грехи молодости" могут "читаться" бессознательно и интуитивно, могут быть обнаружены с помощью простых ассоциаций, наконец, могут быть профессионально проанализированы конкурентами. По вашей визитке вас могут вычислить и просчитать, и уж поверьте, за тем, как применить эту информацию, дело не станет. Право. Что же, собственно, и как анализировать? Если в правом верхнем углу есть "яркая масса" и динамика линий визитки направлена туда же, в правый верхний угол, то очень вероятно, что фирма не однодневка и будет вкладывать деньги в развитие. А если у какого-нибудь леспромхоза на визитке слева "растёт" ветвистое дерево с мощными корнями, а не нарисованы доски и брёвна - справа, то у них хороший хозяин, всё под контролем, и пришли они надолго. Линия горизонта. Вездесущее NLP и тут оставило свой след, отдавая "верхним этажам" взгляда - картинки воспоминаний и образный синтез, а нижним - поиски смысла, конкретный анализ, и реальные ощущения. Вверху "живут" наши нематериальные активы, идеалы и мечты, наше гипотетическое, потенциальное могущество. Это ум, знания, информация, энергия, программа, миссия, уникальность, направленность и целеустремлённость. А также компетентность, коммуникабельность, отношения, команда, связи, знакомства, покровительство с возможной помощью и защитой. Внизу покоятся материальные активы, и возможности их пополнения. Тут много говорить не о чем, за это отвечает бухгалтерия. Зеркальное отражение. ПРОЕКЦИЯ – такой способ психологической защиты, когда свои "нелюбимые" качества, человек замечает не в себе, а в другом, например в подчинённом, и нападает на них. Это позволяет проектанту не замечать своих минусов, быть хорошим, а те отрицательные эмоции, которые направились бы против себя, проецировать на других. При этом персонаж защищён, доволен собой и сохраняет высокий уровень самоуважения. То, что Я рисую в центре визитки - это МОЁ отражение. Если там крупными буквами изображены Ф.И.О. себя, любимого, то, скорее всего, управление принадлежит проектанту и он единственный, великий и могущественный лидер. Никто и не спорит, что он замечательный человек, но почему-то так складывается, что все вокруг обладают его плохими качествами, а он с этим безуспешно борется и с упоительным негодованием всех "строит" и обличает. А если спросить у него, что ему больше всего не нравиться в людях, то он расскажет всё о себе. Следствие состоит в том, что в такой среде хорошо живётся хитрецам и льстецам, а подобная организация не предполагает интенсивного развития, лишь подчинение, вплоть до идолопоклонничества и трансляцию подобной иерархической структуры до самых низов. Раз уж мы затронули, так называемую, "прямую проекцию", то есть смысл рассказать и о проекции "обратной", о "проективной компенсации" своих ущербностей, недостатков, скрытых переживаний и намерений. В психологии это звучит как "проекция реактивных состояний", и представляет из себя механизм защиты, при котором человек демонстрирует противоположность своих истинных переживаний. Так происходит не всегда, но очень часто: чем беднее фирма, тем более "наворочена" визитка, чем больше титулов, тем меньше возможности, и чем больше разговоров, тем меньше дел. Это, кстати, касается и поведения людей. Если ваш партнёр слишком демонстративно показывает своё равнодушие, то поверьте, - он так заинтересовался вашим предложением, что с трудом сдерживается! Но не хочет это выдавать, чтобы вы не передумали. Самое главное. Соблюдайте целостность выводов. Если ваши умозаключения не подтверждаются выводами из анализа других аспектов, то, вполне вероятно, что это ваша собственная ПРОЕКЦИЯ, и вы приписываете анализируемому свои качества. Варианты. Если предположить, что на визитке отражена обратная проекция, то вполне возможны варианты "мегаломании", сверхамбициозности, властного скачка с чьей-то помощью, блефа, счастливого случая, надежды на помощь Бога, магизма и других болезней головы. Горизонтальные композиции часто демонстрируют собственный фундамент. А угол наклона линий идущих слева на право, показывает характер и "скорость" развития фирмы. "Лежачие" линии - признак консерватизма, конформизма и прагматизма (когда, тише едешь - дальше будешь). Стремительный скачок линий слева в правый верх говорит о желании очень активного развития. В перечисленных случаях, именно качество фундамента имеет основное значение в оценке композиции визитки. Если фундамент отсутствует или его нарисованное качество визуально под вопросом, то вполне возможна мегаломания и самообман. Хотя, многое зависит от реальной человеческой воли и фанатизма. "А как бы поступили вы?". Левый верх "грозит" моим могуществом, опытом, властью, силой, потенцией, ментальностью, либо деловыми контактами и покровительством со стороны властных и сильных структур. Тут я чувствую себя уверено, комфортно и безопасно. Это мои потенциальные возможности или то, что я о них думаю. Визуальная масса в этой области визитки показывает чего я стою социально, как отношусь к собственной стоимости, и чем, собственно, отличен от других. Если текстовый блок или картинка упираются в верхний или правый край, то ситуация близка к границе развития, есть определённые страхи и комплексы. Если там Ф.И.О. владельца визитки, то фирму делают люди, деньги вкладывают в персонал, и вероятен демократический лозунг: "Кадры решают всё!". Если же в перспективе, например, торговая марка, то развивают именно эту тему, и возможен императивный лозунг: "Незаменимых людей нет!". Левый нижний угол "хранит" мои материальные запасы или их эквивалент. Это могут быть деньги, и то, во что они вложены, доступ к информации, контакты, протекции, возможности "подпитки" или использования каких-либо резервов. Могут быть даже знания, если именно они выступают эквивалентом денег. Это мои реальные активы в которых я уверен, фундамент, с которым я никогда не пропаду и мои люди не разбегутся, "печка" от которой "всё пляшет". Правый низ "рассчитывает размеры погреба" под предполагаемые будущие запасы или реализацию заработанных средств. Это стратегия моей будущей безопасности, удовлетворённости, реализации желаний и уверенность в запасах на "чёрный день". Если изобразить изложенное более наглядно, то в плане это будет выглядеть примерно так: Верх-Лево: Моё прошлое, пережитое, воспоминания, опыт, стереотипы, память, привычки, образность, синтез, целостность. Верх-Центр: Личностный потенциал, самооценка, самомнение, идеализированный Я-образ хозяина. Претенциозность, амбиции. Нимб. Верх-Право: Моё стремление в будущее, фантазии, амбиции, желания, предполагаемое, неявное, непонятное. Планы, расчёты, логика, алгоритм, схема, закон, анализ, дискретность. Неизвестность, возможная опасность, угроза нападения, ориентировка, проверка. Поиск, новизна, активность, стремления, исследования, экспансия, захват. Середина-Центр:Противопоставление и внутренние конфликты личности. Или зеркало, тенденция проекции, самосозерцание, эгоизм, собственные проблемы. Статические идеалы, нынешняя ситуация. Низ-Центр: Вытесненные личностные проблемы, неуверенность, подавленность, отсутствие самоутверждения, низкая самооценка хозяина, нерешительность. Низ-Право: Предполагаемые будущие запасы, укрепление запасов нынешних и уверенность в их качестве. Увеличение возможностей, гипотетическое могущество. Линии, их угол и направление также подлежат анализу. Композиционная динамика линий вправо отображает направление в будущее, вправо и вверх - развитие, вправо вниз - накопление. Линии с динамикой влево - направлены в прошлое. Быть может это воспоминания о том как раньше было хорошо, или прочные связи с одноклассником-министром? А может, это детские проблемы воспитания не дают персонажу покоя? Основатель гештальт-терапии Фриц Перлз, возможно, обнаружил бы в обратной динамике проявления интроекции и ретрофлексии. Эти механизмы особенно часто работают в пост советском пространстве. Интроекция, это как бы проекция, только во внутрь. Если проектант вытесняет свои проблемы в других, то в интроекта, некое "оно", например Коммунистическая партия, вкладывает свои программы и несёт за них ответственность, освобождая от ответственности интроекта. Такие проявления вполне могут иметь место в охранных фирмах или спецподразделениях корпораций. Ретрофлексия заставляет её "носителя" оценивать себя, "строить", нападать и приказывать собственному я от своего же лица. Рассуждения типа: "Мне нужно заставить себя выполнить план", или "Я перестану себя уважать, если не добьюсь результата", - вполне в духе линий обратной динамики, идущих от центра композиции влево вверх. А это уже показатель слабой воли, внутреннего конфликта и лёгкой внушаемости. Описанные закономерности в равной мере относятся и к композиции визитки и к композиции изображённого на ней логотипа, а так же к рекламе и другим средствам "неспециального самовыражения". Логотип лучше рассматривать в двух вариантах: как в составе визитки, так и отдельно. То, что не обнаружено в композиции визитки, - может отражаться в композиции логотипа и наоборот. Дополнения могут быть обнаружены в рекламе. Пустота и перегруз - это гипо- и гипер-проблемы, связанные с композиционным местом, где находиться это пространство. Например, пустота "левого низа" и перегруз "правого верха" говорит о перспективности бизнеса, которым занимается фирма, и возможности, не вкладывая деньги в основные средства, не откладывая "запасы", - интенсивно развиваться. Верхняя "зажатость" пространства - это когда над блоками визитки мало "воздуха" - говорит о страхе роста, о боязни оказаться в тех высоких сферах, в которых может, например, возникнуть ощущение неуютности, неловкости, зависимости, опасности и т.д. Правая "зажатость" показывает страх перед продвижением, экспансией, одним из вариантов которого может быть опасение потерять нажитое и нежелание рисковать. Свобода и излишек воздуха говорит о том уровне, на котором себя ощущает фирма и её основатели. Тут возможны варианты или огромных перспектив, или неопределённости действий, страха неизвестности. Здесь ещё раз следует напомнить о самом главном. Подтверждение выводов должно носить целостный характер. Необходимо обязательно учитывать то, что композицию, даже парадоксально раздробленную, нужно рассматривать как целостную. "Одинокое" заключение может быть ошибочно, а подтверждение ему нужно найти, а не притянуть "за уши", в других аспектах проявления. Вывод близок к реальности только тогда, когда целостной графической композиции отвечает целостное ментально-аналитическое представление о ней, не имеющие внутренних противоречий. Художественно-практический аспект. Практический совет. Если вы решили разработать достойную визитку, то постарайтесь "не изобретать велосипед", а проанализировав визитки конкурентов и фирм, близких вам по роду деятельности. Они наверняка уже проходили ваши проблемы. Используйте чужой опыт. Эта процедура настроит ваше восприятие на соответствующий критический и аналитический лад, позволит найти закономерности композиционности и символики. Вы оцените плюсы и минусы, найдёте сходства и различия и получите необходимую информацию для собственного решения и определитесь в отстройке от конкурентов. Успехов Вам, коллеги. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|