Проблемы существования: триумф над смертью и одиночеством (перевод статьи Алана Якобса) часть 1

Проблемы существования: триумф над смертью и одиночеством 

Aspects of Survival: Triumph over Death and Onliness

Alan Jacobs

Алан Якобс

Перевод - Котляров Дмитрий, Павел Перешивайло

Здесь можно прочесть оригинал http://www.ideajournal.com/articles.php?id=11

 

Введение

Главный вопрос, связанный с Холокостом, совершенным немецкими нацистами и некоторыми их союзниками в период с 1939 по 1945 звучит так: почему они это делали? То есть почему они собирались уничтожить всех евреев? Почему они совершали геноцид в отношении поляков и русских? Известный философ и писатель Холокоста Эмиль Факенхейм, ставивший этот «большой вопрос», размышлял над тем, что побуждало немцев совершать преступления против человечества и увидел ответ в так называемом Вельтаншаунг (Weltanschauung). Это идеология или глобальная концепция мира Третьего Рейха, предполагающая глубокие, искренние и согласованные между собой обязательства, ведущие к конкретным поступкам. Но данное объяснение только усложняет и без того таинственный и сложный узел причин, который существует при первичном объяснении Холокоста. Кто-то предпочтет выделять в нем глобальные предпосылки случившегося, такие как глубоко укоренившийся в Европе антисемитизм, условия мира навязанные Германии после Первой Мировой Войны, экономическую депрессию и пр. Кто-то будет утверждать, что главной причиной являются чисто немецкие черты характера, их культура и история, то есть все что отличает немцев от всех других наций. Кто-то свяжет невиданный масштаб массовых убийств с психозом Гитлера, немецкой патриархальной системой, их милитаристической натурой, тевтонским прошлым, классовым разобщением и пр. Большинство этих теорий будут верными, особенно если они лягут в общую канву многоаспектного ответа на этот «большой вопрос».

Впрочем, авторы данных исследований отказываются даже ставить перед собой вопрос «почему они делали это», заранее утверждая, что на него нет ответа. То есть это такая не разрешимая загадка для человечества. Но как бы там ни было, исследователи при этом сходятся в одном: Холокост - исключительная форма геноцида, никогда до наших времен не существовавшая и его нужно воспринимать именно так и никак иначе. Однако, в таком подходе есть реальная опасность. Если мы станем считать произошедшее чем-то особенным и неповторимым у нас будет меньше шансов понять причины поступков немцев. Дело в том, что воспринимая нацистов как некую жесточайшую и бесчеловечнейшую касту людей, отделяя их от всего остального мира мы тем самым исключаем возможность понимания их мотивации. Для того чтобы действительно найти ответ на вопрос «почему?» мы напротив должны перестать видеть в немцах и Германии что-то уникальное, приведшее их к массовому уничтожению людей.

Рассматривая нацистов отдельно от всего человечества, мы создаем иллюзию будто они не люди, а такое предельное выражение зла. И тем самым исключается возможность уподобляться их поступкам и мотивации. Следуя гуманистическим ценностям, нацистов важно признавать именно частью людского рода для того, чтобы обнажить жестокую вероятность того, что мы сами способны совершать нечто подобное.

Делая их предельным выражением зла на земле, мы тем самым как будто становимся лучше, чем есть. Происходит поляризация и абсолютизация зла и добра, что лишает права на существование и первого, и второго в одном человеке. Поиск абсолютного зла и добра является частичным ответом на вопрос «почему они это делали?». Ведь нацисты и большая часть немцев рассматривали себя как высшее проявление добра, а в евреях видели изначальное зло. Чем дольше зло и добро рассматриваются как нечто раздельное и воплощаемое в отдельных сущностях, тем более становится невозможным их признавать существование в одном человеке и тем дольше человечество будет жить с риском вернуться в это кошмарное время. Ибо в нем всегда можно отождествлять другого со злом. Меняет положение дел признание того факта, что зло и добро существует в каждом из нас, и любой из людей носитель обоих начал. Созидание и убийство сосуществуют в мире, также, как и потребность размножаться и преследовать добычу живут в каждом человеческом существе.

Хотя, Холокост как трагедия исключителен, но исключительно также и его преувеличение. При том, что масштаб убийств огромен, Холокост по своей сути не является уникальным примером бесчеловечного отношения одного человека к другому.

Возможно стоит переформулировать этот «большой вопрос» попытавшись найти универсальные причины почему совершаются массовые убийства безотносительно наций, ее лидеров и жизненной философии? Найдется и тот, кто скажет, что такая постановка вопроса станет обесцениванием опыта евреев. Однако, можно ли утверждать, что Холокост, возникший из темных глубин человеческой натуры возможен только в отношении еврейского народа? Или может случившееся также способно коснуться и других?

Ота Краус и Эрих Кулка в книге «Фабрика смерти» (1966) писали: «Послевоенные судебные процессы над военными преступниками стали неопровержимым доказательством того, что ужасы Освенцима были лишь началом, пробным опытом. Еще более интенсивное биологическое уничтожение, начиная со славянских народов, должно было развернуться после победы в войне».

Данная статья основывается на утверждении, что все человеческие эмоции и способности к любому действию доступны для каждого из нас. Что все мы по своей природе имеем внутри себя диктатора, его последователя, объекта ненависти, раба, отстранённого наблюдателя, бунтаря, и в конце концов созидателя и убийцу. Сила нашего отрицания отражает силу нашего страха признать это. Правда заключается в том, что все что касалось немцев и эры Гитлера является и пугающей правдой про нас. Гораздо проще поддаться нашему страху, чем исследовать его. Вопрос не в том, в чем нацисты отличаются от нас, а в том, что побудило их развивать, то что есть в каждом из нас и затем применять на практике. И если мы хотим предотвратить повторение произошедшего, ответ нужно искать не в различиях между нами, а в том, что в чем мы хотя бы в малой степени схожи с ними.

Важно добавить, что данная статья не претендует на всеобъемлющее социально-психологическое исследование. То, что я буду излагать в дальнейшем это результат чтения трудов по истории и комментариев к ним, а также литературы связанной с Холокостом, иногда называемой экстремальной. Кроме того, это и результат многочасовых бесед с сотнями людей переживших Холокост. Эта статья является попыткой применения Транзактного Анализа, к областям, отличных от тех, к которым мы привыкли.

Властители и Последователи: аспекты детства и сценария. 

Властителей (Masters) можно разделить на Деспотичных и на Идеологических, а последние дополнительно делятся на Порабощающих и Обращающих в свою веру (Jacobs, 1987). Деспотичные Властители не имеют ни определенных последователей, ни толпы поклонников. В основном они занимаются продвижением своих личных интересов и еще небольшого числа избранных и живут за счет массы людей. Здесь более интересны Идеологические Властители, которые имеют собственные социальные, психологические и политические убеждения и тем самым собирают вокруг себя толпу поклонников. Этот типаж нуждается в большой массе людей, которые бы им верили и следовали за ними так как это создает огромную власть. В первую очередь, они заинтересованы в двух вещах: идентифицировать врага и обращать людей в свою веру, тем самым увеличивая количество приверженцев. Обрастая последователями Идеологические Властители психологически разрастаются и ощущают все большую индивидуальную силу. Идентификация врага также позволяет толпе последователей обретать новую, специфическую идентичность – национализм (Jacobs, 1989). Некоторые Идеологические Властители заинтересованы больше в порабощении других, а обращение в свою веру используют для обретения первичной силы. Соответственно, Последователи (Followers) делятся на Приверженных, привлеченных идеологией Властителя и Порабощенных. Эти категории не взаимоисключающи, особенно в случае, Порабощающего Властителя и его Последователей, где идеологическое давление и идентификация врага ведут к рабству и/или убийству. Как станет видно позднее, существует еще один тип Властителя, который развивается в процессе порабощения/убийств. Его можно назвать Уничтожающим, он и будет предметом нашей статьи, и именно к этому типу относится Адольф Гитлер и его последователи.

И Властители, и Последователи имеют авторитарный тип личности. Их детство было наполнено контролем, жесткой дисциплиной и условной любовью со стороны родителей (Jacobs, 1987). Как правило все детство они были в подчинении доминирующей родительской фигуры и терпели унижение. Детьми они были вынуждены подстраиваться под жесткие требования и испытывали недостаток в поддержке, защите и ласке. Накапливаемый ими гнев и агрессия не находил адекватного выражения, что вело к его подавлению и процессу экстернализации. Таким образом, их более поздние отношения становятся связаны с доминированием, и неразрешенный конфликт воссоздается с группой лиц или отдельных людей достаточно слабых, чтобы дать отпор. Вследствие пережитого Властителями/Последователями принуждения боязливо подчиняться авторитету родителей у них развивается непринятие всякого рода слабости (Frenkel-Brunswik, 1950/1982, pp. 276, 277).

Властитель это тот, кто выбрал доминировать, а Последователь тот, кто решил подчиняться. Садо-мазохистические потребности, а в терминологии Фромма (1973, p. 221) желание контролировать или быть контролируемым присутствуют в разной степени в каждом из нас, но они чрезмерно развиты в авторитарных личностях таких как Властитель или Последователь. Когда они создают семьи или организации, собираются в группы или становятся во главе наций то садо-мазохистический драйвер существующий в каждом из нас получает развитие и желание клевать друг друга усиливается: «Я больше, чем ты (+ -)», садист и «Я меньше, чем ты» (- +) мазохист (Рисунок 1).

Проблемы существования триумф над смертью и одиночеством перевод статьи Алана Якобса часть 1

В переплетающейся садо-мазохистической иерархии, каждый участник относится к тому, кто выше с позиции Я – Ты +, а к тому кто ниже Я +, Ты -. Соответственно, каждый одновременно, и Последователь по отношению к тем, кто выше, и Властитель – к тем, кто ниже. Поскольку позиция доминирование/подчинение определяется в столкновении, в такой иерархии ведется много борьбы за власть, и вся она основана на страхе. Только находящаяся на вершине иерархии личность, не имеет того, к кому бы она относилась с позиции Я – Ты +, за исключением, оставшихся в памяти. авторитарных фигур из детства и отрочества. Это хорошо иллюстрирует история, рассказанная телохранителем Сталина, когда тот посещал свою мать в Тбилиси: «Мы пересекли двор и направились к ее двери. Сталин первым вошел в темный коридор, я последовал за ним. Вдруг раздался громкий голос. Из комнаты нам на встречу вышла высокая женщина, размахивающая своей палкой: «Никчемный мужлан! Что ты сделал с Грузией? Что стало с моими друзьями?». К моему удивлению Сталин казалось потерял дар речи, он просто стоял перед ней и дрожал как лист. Я решил уйти <…> Не прошло и пятнадцати минут во двор выбежал Сталин и подозвал к себе. «Где ты был?» - спросил он подозрительно. «Во дворе», - кротко ответил я. «Ты не заходил со мной в квартиру?» <…..> Если бы у него оставалась хоть тень сомнения, что я был свидетелем того как приветствовала его мать, мою судьбу можно было бы считать решеной. Любой, кто видел, как Сталин дрожит от страха перед матерью, должен был умереть» (Konieczny, 1989).

Те, кто находится на дне иерархии не связаны ни с кем, к кому бы они могли относится с позиции Я +, Ты -, а потому всегда ищут группу людей, к которой бы они относились как к низшей. Одна из главных функций Властителя – найти такую группу для них.

Формы и уровни некрофилии

Аномальные формы некрофилии имеют степени, которые определяются как зарождающаяся, первичная, явная и ужасающая.

Первая степень зарождающегося синдрома обнаруживается у людей, которые находят удовлетворение, наслаждение и восхищение посещая похороны, поминки, читая об умерших, либо просматривая новостные выпуски и видео содержащие сцены военных действий, смерти и разрушения или даже убийства. Дополнительными симптомами могут быть: удовольствие от убийства насекомых или маленьких грызунов впоследствии перерастающее в убийство более крупных животных во время охоты.

Вторая степень, называющаяся первичной некрофилией, проявляется когда потребность становится более стойкой и человек постоянно ощущает влечение к контакту с мертвыми вплоть до сексуального контакта с трупами. Однако любовь к мертвым не обязательно включает только сексуальный подтекст. Возможно, человек просто предпочитает физически находится в присутствии трупов, а именно работать в онкологическом отделении, водить скорую помощь, или работать в морге.

Третья степень, явная форма, включает убийство людей ради ощущения в этот момент силы, власти, удовольствия, наслаждения и переживания триумфа над смертью. В эту категорию входит большинство Властителей Идеологического/Порабощающего типа. Имея явную форму некрофилии человек испытывает желание ощущать себя причиной смерти других людей, чтобы таким образом переживать злорадство над живущими. Это может быть серийный убийца, солдат наемник, или даже обычный солдат любого ранга, которого влечет к битве, где он может убивать и ощущать свою силу и способность выживать.

Четвертая степень, проявляется в ужасающем желании уничтожить больше чем просто несколько человек, а вместе с ними результаты их труда в том числе дома, города и т.д. На этой ступени находится Уничтожающие Властители. Основной их целью является создание скоплений мертвых. Разрушение зданий, мостов, городов и т.д. являются всего лишь заменителем основной цели – уничтожения людей. Чем сильнее паранойя и порождающийся ею страх смерти, тем сильнее потребность в увеличении числа смертей вокруг. В большинстве исторических эпизодов существования этого феномена можно увидеть Ужасающего Властителя, который ведет за собой массу людей, имеющую вместе с ним четвертую степень некрофилии к их гибели. Только Ужасающий Властитель не имеет потребности следовать за кем-либо и поэтому у него нет и тех, за кем бы он мог следовать. Хотя Последователи и агенты Властителя имеют одинаковую с ним степень некрофилии, их необходимо различать от самого Властителя.  В отличие от него у них две ипостаси. Первая – личина Последователя, нужная для получения покровительства Властителя, и позволяющая ему себя поглощать. Вторая личина – Властителя, нуждающегося в уничтожении большого количества людей. Потому их можно назвать Ужасающие Властители/Последователи.



Просмотров: 492
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Страх смерти: своей и близких людей (ответ на вопрос клиенту)
  • Можно ли использовать других людей? - Нужно!
  • Почему у одних людей деньги есть, а у других — их нет?
  • Почему у одних людей есть деньги, а у других — нет?
  • Почему одно и то же событие психологически травмирует одних людей и гораздо меньше затрагивает других?
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • 5 причин того, почему этот вид предательства является самый худшим из возможных
  • Опыт расширения сознания и вопрос о возможности влияния на судьбы других людей
  • «Страх выступления перед большой группой людей»
  • В борьбе за умы людей всегда побеждает та группа людей, в которой разрешается свинство.
  • Привычки людей, которые имеют финансовый достаток и материальное благополучие
  • Любовь на 2 фронта: можно ли любить двух людей одновременно?
  • Проблемы существования: триумф над смертью и одиночеством (перевод статьи Алана Якобса) часть 2
  • Ошибка выжившего: почему нужно слушать не только успешных людей?
  • Не на того напали: как защититься от пассивно-агрессивных людей
  • Я есть - это хорошо. Статья для людей с заиканием.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • 9 вещей, которые вы должны перестать ожидать от других людей
  • Почему в последнее время стало больше людей, страдающих от панических атак.
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Слон и Моська, или Почему люди оскорбляют других людей-2
  • Как быть, если сильно зависишь от мнения других людей
  • Как понять мысли и причины поступков других людей
  • Почему мы оправдываем поступки других людей?
  • Почему мы закрываемся и убегаем от других людей
  • Расщепление, или Почему нам сложно принимать людей такими, какие они есть
  • Можно ли узнать время рождения, людей рожденных в дореволюционной России?
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Почему мы видим людей искаженно, и что делать, чтобы увидеть реальность.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь