Взросление как "убийство" матери

Автор статьи: Татьяна Поддубная

У многих людей есть неприятный полуосознаваемый страх "убить" мать или свести ее с ума, начав жить собственной жизнью. Он нелогичный и граничит с переживанием душного чувства вины в комплекте с едким парализующим страхом. Внезапно на внутренние реплики "хочу уехать, переехать, выйти замуж, сменить работу, сказать "нет" очередному неудобному в моменте приезду на выходных, перестать потокать ее (маминым) деструктивным для меня желаниям и т.д." психика выкидывает фразу "но вдруг она без (из-за) меня умрет или сойдет с ума". Этот страх заставляет человека существовать в режиме чистилища, когда желание отделиться остро, а реализация психологически смертельно опасна, как и возвращение в насиженное подгрудное лоно, которое на интуитивном уровне приравнивается к собственной погибели. Личность в состоянии злости и вины отказывается от индивидуального пути и застывает, причем ни тут и ни там. Мы все, вырастая, с грустью покидаем родительский дом. Естественно и переживание родителями взросления детей. Опасной же становится ситуация, когда неизбежное психологическое расставание превращается в драму "убийства".

Причины формирования страха "уничтожить мать отделением" всегда совокупные, я постаралась сформулировать как одна ситуация хронологически цепляет другую и превращает развитие личности в снежный ком потенциального материубийства.

Первой точкой запуска становится неадекватный выход из симбиотического единения (до 3х лет) без простраивания собственного Я. Из трех вариантов распада симбиотической диады - это случай, когда ребенка активно удерживают в слиянии, парализуют его право на эмоциональное и порой даже физическое развитие. Заторможенная индивидуация в перспективе оказывается плацдармом для невыражения себя в отношениях и нечувствования себя. Личность ребенка не существует без отзеркаливания ее особенностей родителями, поэтому фиксация в парализующем симбиозе без материнской поддержки в самоидентификации формирует ощущение себя неживым предметом, не способным к автономному существованию без внешнего управления. Условием любви в паре становится отказ от собственного Я, подстройка, игра в "слабость" и "безжизненность". Такие люди во взрослом возрасте жалуются на чувство вины и страх разрушить отношения, выбирая что-то для себя, озвучивая ''нет'' и даже просто фантазируя о собственных желаниях.

Другой важный момент - выполнение роли приемника для переживаний матери, связанных с отсутствием для нее безопасности в мире (на профессиональном языке - функция "контейнирования"). Женщина без опыта надежного окружения в детстве, с ощущением одиночества, пустоты, тревоги естественным образом неосознанно использует ребенка в качестве средства утоления страдания. Беспомощный младенец оказывается первым "своим", способным не просто наполнить реальность смыслом, но и отгородить мать от тяжелых витальных тревог. Женщина цепляется за ребенка как за единственного стабильного в жизни человека, который по факту заменяет ей отсутствующие ранние надежные отношения с ее собственной матерью. Попытки дитя отделиться, заняться чем-то лично своим вызывают у нее страх и агрессию. Ребенок это чувствует и интуитивно берет на себя функцию перерабатывателя материнского одиночества, чтобы сохранять отношения и не лишаться базовой любви, основанной на слабости и беспомощности.

Кроме того, когда женщина нереализована в личной жизни, если, например, муж в семье отсутствует или наличствует формально, не являясь опорой и любящим мужчиной. Тогда боль, обиды, потребность быть нужной канализируются в ребенка и назначают ему роль того, кто залатает бреши пустоты в супружеской связи. Взросление, становление индивидуальности дитя в подобной ситуации всегда угроза оказаться во враждебном мире с нелюбящим мужчиной. Контрольным выстрелом обычно оказывается уход мужчины из семьи. Взрослеющий априори виноватый подросток уже точно психологически не имеет право оставить рассыпающуюся мать.

Интересно, что расшатывание лодки симбиотических отношений (уйти нельзя остаться) связано еще и с получением качественно иного контакта с другими взрослыми, которые признавали индивидуальность ребенка. В этом случае появляется опыт "себя", а значит и энергия для борьбы и убегания.

В итоге, вырастая, человек оказывается в двух крайних болезненных ипостасях:

- тотальное слипание с матерью, отсутствие собственной полноценной личной жизни (она может и проскакивать, но в однотипном и несчастливом формате с итоговым возвращением в общую с мамой берлогу, не в физическом смысле, а эмоциональном), зато без токсичного чувства вины. Побочный эффект - активное саморазрушение, деструктивное выражение злости на себя, которая по факту является табуированной злостью на удерживающую мать. Человек проживает несчастливую жизнь с нереализацией в работе и личной сфере, зато с фантазией о том, что мама - самый близкий и надежный человек, c которым безопасно (но только с ней, в реальном мире личность оказывается нежизнеспособной);

- Резкий разрыв, бросание матери, однако с сильным чувством вины, с которым, к слову, можно жить (в первом случае вина настолько непереносима, что личность отказывается от индивидуации и шага вперед). Побочный эффект - тоже агрессия на себя, она осложняет жизнь, но не доходит до уровня токсичного саморазрушения. Способность выдерживать вину - это благоприятный психологический признак развития. Личная жизнь таких людей обычно развивается в русле антиматеринского сценария и осложнена некоторой изоляцией, даже в паре, от окружающего мира. Такова своеобразная плата за ''убийство'' ближайшего человека.



Просмотров: 279
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • Когда мать становится "колдуньей"...
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Правильно ли мы понимаем роли "мать" и «"отец"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • В мире апатии или "Я не знаю чем занять себя в жизни"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Здоровая" или "патологическая" ревность...и страх оказаться обманутым.
  • Чувство вины за "особого ребенка"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь