|
Критика: где взять защитный шлем?Автор статьи: Полина Панасенко
Критика. Что это такое?В философском энциклопедическом словаре дается такое определение критики: «Это способность к оценке, проверке, одна из важнейших способностей человека, предохраняющая его от последствий заблуждений и ошибок». Звучит вдохновляюще! Давайте теперь разберемся, почему же порой это бывает так больно? Если на минутку задуматься, критика — это инструмент эволюции, двигатель прогресса. В психиатрии говорят: «Личность здорова, если у нее присутствует критичность восприятия». Но когда она используется не по назначению, начинаются проблемы. Критика — это про взаимодействие двух людей* (в данном случае не будем затрагивать феномен внутреннего критика, он «работает» немного по другим законам), следовательно, и причины болезненности критики могут крыться и в том, кто критикует и в том, кого критикуют.
Существует 2 вида критики: конструктивная (+) и обесценивающая (-). Схематическое изображение хорошо проясняет разницу:
обесценивающая критика (-) Конструктивная критика имеет целью предложить человеку решения, как можно было бы улучшить то, что он(а) сделал(а). Она про заботу и помощь тому, кому она адресована. Вся ее прелесть в том, что принимающий такую критику, скорее всего, и не почувствует, что это было критикой, так как в ней чувствуется искреннее желание помощь собеседнику, поддержать. Она по-настоящему теплая и дружелюбная, а еще всегда переживается как уместная. Деструктивная критика направлена против собеседника. Она нацелена на то, чтобы оскорбить человека, унизить его, самоутвердиться за его счет, выплеснуть свои негативные эмоции и отобрать у него часть сил и ресурсов заниматься тем, что он делает за счет обесценивания. Именно деструктивная критика и является такой болезненной. К деструктивной критике относятся обесценивающие фразы, переход на личности, грубое и агрессивное осуждение и др. Давайте сравним 2 примера: — «Я прочитал твою статью о «ХХХ». Ты знаешь, текст показался мне слишком запутанным и непонятным, по моему, там не хватает парочки логических разделов. Читателю просто не продраться сквозь каскад навешенных тобой художественных оборотов. На твоем месте я бы писал более сдержанно, чересчур эмоционально, тебе не кажется? Нас вот учили писать так и так, а ты, конечно, сразу видно, что самоучка…» — «Я прочитал твою статью о «ХХХ». Информация, которую несет твой текст очень полезна, спасибо, что ты ей делишься. У меня есть только парочка предложений по структуре изложения. Как думаешь, если добавить в текст раздел про «…», будет ли более понятно то, о чем ты хотел сказать? Как ты на это смотришь? И еще по поводу вот этого речевого оборота «…», мне не совсем было понятно, что ты хотел этим сказать. Можешь подробнее пояснить? Какой из них вам больше нравится? :)
Конечно, выслушивать деструктивную критику всегда неприятно, но когда критика задевает меня настолько, что блокирует даже мое желание что-то делать, она становится проблемой. Почему так происходит? Здесь я хочу предложить вам трактовку ситуации, взятую из экзистенциального анализа. Так может случаться, если у меня самого(ой) нет устойчивой позиции (своего «внутреннего компаса», с которым я сверяюсь): мне нечего противопоставить тому, кто меня критикует. Я обращаюсь к себе, ищу у себя поддержку, но в ответ пустота. Это в лучшем случае. А в худшем случае — изнутри меня приходят такие же болезненные обесценивающие фразы: «Верно они говорят, конечно, ты ни на что не годишься! Сиди и не высовывайся!». Устойчивость к критике базируется на прочной самоценности, моем уверенном понимании и чувствовании, что я сам(а) для себя ценен(нна), я могу и обязан(а) стоять за себя и не давать себя в обиду. Такая позиция дает мне прочную основу и опору, чтобы выстоять против критики.
Правила критикиДля принимающего критику есть 3 простых правила. №1: вы не обязаны все выслушивать, принимать к сведению и что-то менять под критикующего. №2: вы в любой момент можете сказать критикующему «стоп», если он(а) относится к вам неуважительно, использует недопустимую для вас лексику. То, что вы делаете — ваша полноправная «территория», поэтому и правила в ней ваши. №3: если вас кто-то критикует, это не значит, что вы плохой(ая), это не делает вас хуже. Скорее всего даже совсем наоборот: не получает критики только тот, кто ничего не делает ;) Для того, кто дает критику тоже есть правила: №1. Если вы критикуете, то давайте человеку конструктивную критику. Это как? Это если ваш основной мотив — помочь и поддержать. Делать это нужно осторожно, уважая границы другого человека. Начать можно с перечисления того, что есть в работе хорошего, а потом уже переходить к тому, что по вашему мнению можно улучшить. Если вам нечего предложить, зачем тогда начинать критиковать? Если у вас не выходит сделать критику конструктивной, помогающей и улучшающей работу человека, тогда просто пройдите мимо. №2. Прежде чем критиковать, подумайте: разбираетесь ли вы в теме, насколько ваше замечание необходимо человеку (вы целевая аудитория?), действительно ли недостатки работы гораздо больше, чем ее достоинства? Может, вам просто субъективно не нравится это, не подходит под ваш вкус и предпочтения? №3. Вы имеете полное право [конструктивно, напомню] критиковать, если это совместная работа, дело, проект, отношения. Другими словами, если то, что делает другой человек вас напрямую касается, меняет ваши условия, имеет для вас какие-то последствия. В противном случае руководствуйтесь принципом: конструктивно критикую, если меня об этом специально попросили/дали на это согласие. Под этим скрывается правило №4 — правило уместности. №5. Можно и нужно критиковать, если то, что делает человек для него самого или для его окружения несет негативные последствия, противоречит этическим правилам. Да прибудет с вами защитный шар самоценности! :)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|