|
Глубинные причины наркомании (трансперсональный взгляд)Автор статьи: Карельский Герман Борисович
Как часто человек устает от самого себя и этого мира. Как часто страдает от одиночества и беспокойства, подпитывая собой свои собственные проблемы. Порой не хватает физических и душевных сил, чтобы суметь осознать, за что судьба бьёт нас в одно и то же место, и с каждым разом делает это чаще и больнее. Долгие поиски входа в новую жизнь приводят кого-то к психологам, кого-то к экстрасенсам, колдунам или в церковь, а другие замыкаются сами в себе. Для многих ключом от таинственной виртуальной двери с надписью "Выход" становятся наркотики - вещества, вызывающие физическую и психологическую зависимость. К сильным наркотическим веществам относятся опиум и его производные: морфин, героин, диоин и т.д., а на сегодняшний день явление наркомании (особенно героиновой) в нашем обществе стоит на первом месте. Наркотики - вещества, преимущественно действующие на нервную систему, вызывающие ложные состояния веселья , благодушия, приятного успокоения или наоборот возбуждения. Иногда могут появляться иллюзии и галлюцинации, наркотический сон, иногда отравление. При частом повторении приема, потребность становится беспредельной и над ней утрачивается контроль. Как следствие в случае отмены приема возникает состояние абстиненции в результате отсутствия в организме, привычного яда. Это сопровождается неустойчивостью в настроении, раздражительностью, апатией, страхами, болями во всем теле и снижением умственных способностей. Со стороны внутренних органов наблюдаются нарушения: сердечно-сосудистой системы, пищеварительного аппарата, особенно печени, обмена веществ, половой деятельности. Ужасающий факт - явление наркомании легализовано: героин, кокаин легко можно достать (как правило, низкого качества), хотя наркотики и алкоголь, бесспорно, имеют статус наиболее разрушительных компонентов для психики. Каждый день в зависимость от «опиума» попадают сотни людей. На улицах, в транспорте встречаются «субъекты» с затуманенным взглядом, не выражающим ничего человеческого. Молодежная субкультура завсегдатаев клубов, ночных тусовок и вовсе дарит нам деградировавших тинейджеров, соперничающих в этом с людьми зрелого возраста, так же наркоманами. Душевное состояние многих сегодняшних наркозависимых - это ностальгия по собственной утраченной душе, тоскливый страх перед пустотой собственной жизни с утраченной верой, с потерянной надеждой, с усилием душевного воскресения. Им нужно учиться жить без наркотиков и жизнь предоставила такой шанс. Человечество загнало себя в тупик, но необходимо иметь веру, что, может быть, из него удастся выбраться Встречаясь с такими явлениями, становится понятно, что это трудноизживаемая зависимость. Дело в том, что мозг каждого человека вырабатывает т. н. «гармоны радости», эндорфины. Такие вещества отвечают за состояние эйфории, экстаза, удовольствия, обезболивания и расслабление или как обозначил американский психолог Маслоу, «пиковые состояния сознания». Любое вещество, в том числе алкоголь и наркотик, выступает в качестве "заместителя" или стимулятора выработки эндорфинов. Уже после однократного приема такого рода веществ эндорфины вырабатываются у человека в меньшем количестве. Попытка восстановить утраченные «гармоны радости» приводит к новой дозе. Таким образом, с некоторого момента "кайф" заканчивается и человеку приходится постоянно поддерживать себя в привычной норме - в этом и кроется причина зависимости. Зачастую стремление к удовлетворенности действительно приводит человека в тупиковые жизненные ситуации. Но, все люди необыкновенно разные. И человек разочарованный, неудовлетворенный состоянием своей жизни, будет искать другие пути, ставить перед собою новые задачи, постепенно приходя к реализации своего духовного потенциала. Таким образом, в конце концов, все человечество найдет выход из той не слишком радостной ситуации, в которой находится сейчас. Задача - научить способам выработки собственных эндорфинов. т. е. воспринимать свое тело, свое сознание с точки зрения созидательного отношения и помочь каждому осознанно подойти к тому, что можно научиться жить без наркотиков, быть успешным и социально адаптивным. Одни из характерных черт нашего времени - широчайшая распространенность разнообразных веществ, способных дать человеку временный кайф. К сожалению, все большая часть современного человечества предпочитает кратковременное легкое удовольствие более трудным и более честным способам радоваться жизни. Наркомания - это такое состояние жизни, когда человек вместо того, чтобы интересоваться миром, начинает интересоваться только наркотиком, необходимостью его употреблять, своей тягой к нему, ощущениями, которые он рождает, и так далее. Привязанность к наркотику, к одной-единственной крошечной частичке нашего огромного мира, постепенно выстраивает стену между человеком и всем миром. Эта изолирующая привязанность является смертельным заболеванием, имеющем социальные, физиологические и генетические предпосылки. Под «зависимостью» можно понимать не только хроническую потребность человека в алкоголе или в наркотических препаратах. Важно более широкое понимание этого термина: зависимость от привычных состояний и негативных влияний среды общения. Один из клиентов сказал: «Я зависим от героина ровно настолько, насколько я зависим от собственной матери». Анализируя проблему, можно предположить, что матери выгодно, чтобы ребенок был именно таким. Как это ни кощунственно звучит, но только в этом случае мать может ощущать себя нужной сыну, т. к. в таком состоянии он позволяет о себе заботиться. В подобных случаях должна вестись работа с созависимостью. Наркомания - это болезнь не отдельного человека, а всей его семьи, поэтому так важен системный подход. Не исключено, что за потребностью многих людей в наркотиках или алкоголе скрывается потребность в трансценденции, потребность в целостности. Если это так, то тогда наркотическая и алкогольная зависимость, так же как и другие формы зависимости, могут быть во многих случаях формами духовного кризиса. Зависимость отличается от других форм духовного кризиса тем, что духовное измерение здесь часто скрыто за очевидной деструктивной и самодеструктивной природой этого расстройства. В драмах духовного кризиса люди сталкиваются с проблемами, вызванными духовными или мистическими состояниями ума. В противоположность этому, в случае зависимости многие трудности возникают из-за поиска более глубоких измерений внутри себя, которые не могут проявиться наружу. Издавна у людей существует интерес к тому, что больше чем личность человека. Тяга к заличностному, трансцендентному побуждала человека обращаться к шаманизму, религии, духовным практикам, в конце концов - к алкоголю, наркотикам. Неугасающее любопытство к тому, что непознаваемо, живет в каждом человеке по сей день. Попытка получить ответ на значимый для конкретного человека вопрос не всегда венчается успехом. Очень много и вовсе неразрешимого. Наркомания, зачастую, - это поиск ответов на вопросы этой реальности путем перехода в реальность иного порядка. А может быть и бегство от действительности, поиск свободы в измененном состоянии сознания. Проблема здесь кроется в том, насколько это измененное состояние полезно человеку. Оно созидательно или деструктивно? Деструктивно, если путь в такое состояние лежит через ворота наркотического дурмана, но созидательно, когда человек сознательно руководит своим «путешествием». В таком случае помощниками выступают интенсивные интегративные психотехнологии, методы трансперсональной психологии включая трансовые, медитативные и шаманские практики. С давних времен шаманы устраивали мистерии, собирая для участия в них все свое племя. Шаман, входя в трансовое состояние, увлекал за собой остальных для того, чтобы воссоединиться с иными мирами, с духами умерших предков. Зачастую это проделывалось не без использования психоделических средств (галлюциногены естественного происхождения). Каждый человек имеет ресурс для вхождения в состояние, близкое к состоянию наркотического опьянения, но естественные ощущения имеют совершенно иное качество. Действительно, традиции уходят к шаманизму. Это древняя, очень эффективная техника для каждого уйти в глубь себя, узнать свое бессознательное, а также выйти в область коллективного бессознательного, объединиться с конденсированным опытом других поколений, космосом, Вселенной. Теория трансперсональной психологии, автором которой является Станислав Гроф, дает нам знание о том, что мозг каждого человека содержит память о моменте его зачатия, пребывания в качестве плода в организме матери и о процессе рождения. В том случае, если какой - либо из этапов перинатального развития (до и сразу после родов) был неблагополучен, нарушается гармоничная картина внутренних механизмов. Человек столь же неадекватно воспринимает окружающий мир, сколь и проявляет себя в нем. В этом кроются корни таких явлений, как враждебность к миру, слабоволие, депрессия, неврозы, психические отклонения: нездоровые влечения (в том числе и к наркотикам), насилие, извращенная сексуальность и другие патологии. В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию. Если происходило "жесткое" родовспоможение, стимуляция родов или кесарево сечение, то ребенок не прошел самую важную фазу борьбы за выживание (БПМ3) - самостоятельное рождение - и не испытал ощущение победы от достижения цели своими силами, которое закрепляется у младенцев при естественных родах. (Этот этап борьбы в рамках трансперсональной психологии определяется как этап Смерти - Возрождения). В дальнейшем, встречаясь с трудной ситуацией, человек не сумеет бороться, т. к. волевые качества у него слабо сформированы. Он будет искать помощь, чаще медикаментозную (особенно, если при родах матери делали обезболивание). Когда мы спрашиваем у подростков, зачем им наркотики, они отвечают, что это самый быстрый способ снять напряжение, так как наркотик - это лучший антидепрессант. Они получают удовольствие от состояния полного бездействия и безразличия. Содействует появлению такой патологии наш институт акушерства, относящийся к биосоциальному процессу беременности и родов, как к медицинскому (роженица - больная). До тех пор, пока в нашем обществе не будет культуры рождения детей, а также осознанного их зачатия и вынашивания, мы будем иметь дело с ростом численности наркоманов, алкоголиков, преступников. Рекомендовать можно только естественные роды, и статистические данные подтверждают их пользу для дальнейшего интеллектуального и физического развития ребенка. Традиционные методы лечения опийной наркомании - медицинская детоксикация и (или) психологическя поддержка, являются мало эффективными. Это объясняется многоуровневостю наркотической зависимости. Как было экспериментально доказано, это объясняется тем, что на глубинном, бессознательном уровне у личности остается психологическая (эмоциональная) зависимость от состояний даваемых наркотиком - состоянием транса. Потребность в трансовых или расширенных состояниях сознания (измененных состояниях состояния), изначально есть у каждого человека. В трансе мозг человека работает в других режимах. В трансе человек получает доступ к своим ресурсам. Известны случаи, когда под влиянием сильных переживаний, человек совершал те действия, которые в обычном состоянии сознания для него невозможны. Например, женщина поднимает легковую машину доставая из под нее своего сбитого сына. Такое возможно только в трансе. Случаев, когда в состоянии транса у человека активизируются скрытые ресурсы - его сверх обычного состояния возможности на протяжении истории человечества описано множество. На протяжении многих лет эволюции люди использовали трансовые состояния для выживания, получения знания и удовольствия. В конце XX века люди получают удовольствие через экстремальные состояния, занимаясь опасными видами спорта, входят в состояние транса употребляя алкоголь и наркотики. Условия жизни современного человека сталкивают его с негативными воздействиями на психоэмоциональную сферу. В процессе накопления или поднятия проблемного материала у человека возникает потребность разобраться с ним, почувствовать внутренний смысл своей жизни, научиться сочетать социальную эффективность с духовным ростом и самоисцелением. Познать себя, обрести смысл жизни, переосмыслить старую систему ценностей и создать новую позволяют современные холистические психотехнологии. Это интегративные эмпирические техники самоисследования и самотрансформации, использующие работу в измененном, расширенном состоянии сознания. Они являются системой методов целостного преобразования, представляющей собой синтез древних духовных практик и экзистенциально-трансперсональной психологии, это зона постоянных конфликтов и источник новых идей миропонимания. В основе методов самоисследования лежит холистическая парадигма. Это система получения опыта и знаний, основанная на идее целостности мира. Проиллюстрировать эту идею можно с помощью ряда высказываний: "Каждая точка пространства содержит информацию о всем пространстве в целом; каждая частица пыли содержит бесчисленное множество Будд; часть отражает целое". Сегодня с помощью интегративных техник, а в частности, трансперсональных методик можно научить входить в исцеляющее измененное состояние сознания, не используя препараты. Можно осознанно «путешествовать» в глубинах нашей психики, контролировать свое состояние и при этом прорабатывать разного рода проблемы. Как мы в начале говорили, для успешного разрешения сложного вопроса должен быть взгляд на него как бы со стороны. Человеку необходимо, по нашему мнению, преодолеть рамки собственной тюрьмы, тюрьмы стереотипов, устоев, зависимости. Выйти за рамки своих проблем, на трансперсональный уровень - главная задача. Помочь человеку встать и удерживаться на этом пути, обучиться техникам самотрансформации могут интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ) Правило,объединяющее эти техники следующее:КАЖДАЯ НЕГАТИВНАЯ ПРОГРАММА В КОНЕЧНОЙ СТАДИИ СВОЕГО РАЗВИТИЯ ИМЕЕТ ПОЗИТИВНОЕ НАМЕРЕНИЕ по отношению к человеку. ИИПТ позволяют в сжатый временной период поднять проблемный материал из систем конденсированного опыта и трансформировать его до позитивной формы, когда он становится союзником для человека и помогает за счет выявленных уроков и полученного опыта в реальной жизни . Работая с глубинными пластами бессознательного, человек обучается картографии внутреннего пространства и с достаточным осознанием ориентируется в нем. Он начинает понимать связь между причиной и следствием разного рода переживаний и привносить в жизнь урок, извлеченный из опыта работы с виртуальными мирами бессознательного. Подход к трансформации негативных программ или болезни, только как к следствию, без устранения причины, породившей проблему не эффективен, так как действующая причина воссоздает устраненное следствие. Психологическая помощь начинается с выявления мотивации при помощи предварительной беседы и тестирования. Это важно как на первом этапе, так и в середине, и в заключительной стадии работы. Таким образом собираются данные о динамике процесса лечения, подбирается необходимая комбинация ИИПТ и отслеживается взаимодействие с клиентом. Необходимо подбирать каждому человеку индивидуальную программу. Это касается всех аспектов реабилитационной деятельности. Техника работы с клиентом без зависимости и наркоманом в принципе одинакова. Только во втором случае ставится акцент на укрепление волевых качеств, выявление мотивации на лечение и устранение зависимости. Спектр возможностей ИИПТ очень широк и разнообразен. По нашему мнению, ИИПТ представляют в настоящее время наиболее целостное и эффективное направление в современной психологии. Использование расширенных состояний сознания (РСС) в психологической работе позволяет за достаточно короткий период достичь интеграции и состояния целостности, в то время, как методами традиционно используемыми в психологии, например, психоанализом (при всем к нему уважении и признании), для достижения тех же результатов потребовалось бы несколько лет. В настоящий момент, сфера применения ИИПТ распространяется не только на работу с отдельно взятым человеком. Фокус нашего внимания по - прежнему сосредоточен на развитии индивидуального сознания, но речь уже идет не только о людях с глубинными конфликтами, с желанием их решать и развиваться, но и о клиентах с более тяжелыми проблемами, как например, наркозависимость. На данном этапе очень эффективны групповые методы работы. Для этого проводятся тренинги, направленные на решение разного рода проблем, включая наркоманию. ИИПТ, такие как ребефинг, вайвейшн, холотропное дыхание, Свободное Дыхание и контекстуальные тренинги, использующие естественное связное дыхание для вхождения иногда в очень приятное трансовое состояние является наиболее эффективным методом работы с личностью опийного наркомана. Как говорили наркоманы, проходившие тренинг холотропного дыхания - переживание транса очень похоже на ощущение от наркотика. Эти трансовые состояния весьма полезны в отличие от разрушающего транса наркотика, но для их достижения приходится работать. Таким образом удовлетворяется глубинная потребность человека в трансе и происходит активизация внутренних ресурсов направляемая психологом на работу с зависимостью. Предлагаемые интенсивные интегративные психотехнологии представлены синтезом идей психоаналитического направления, гештальт-терапии, экзистенциальной и трансперсональной психологии. Использующееся непрерывное связное дыхание для достижения транса имеет аналоги в пранаяме йогов, цигуне и др. древних психотехнологий. Философский слой этих техник представлен богатой палитрой идей буддизма, даосизма, суфизма, христианской мифологии, древнеегипетскими и тибетскими традициями. Так же учитывая многоуровневость причин наркотической зависимости применение семикомпонентной модели ЦПР предложенной В. В. Козловым в ИИПТ позволяет комплексно решать проблему опийной зависимости. Использующийся процесс связного дыхания, которому обучает опытный специалист - психолог, это способ и средство достижения расширенного состояния сознания, которое характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики. Человек при помощи освоенных на тренинге навыков получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, осознанной работе со своим бессознательным. В общем согласии с психоаналитической теорией,алкоголизм инаркомания представляются тесно связанными с депрессией и суицидом. Фундаментальной характеристикой алкоголиков и наркоманов, глубочайшим мотивом к принятию токсических препаратов является, по всей видимости, всепоглощающая жажда пережить снова блаженное недифференцированное единство. Чувства такого рода связаны с периодами безмятежной внутриутробной жизни и хорошего ухода в младенчестве; выше уже отмечалось, что этим состояниям свойственны божественные измерения. Алкоголики и наркоманы испытывают предостаточно эмоциональных мук, вытекающих из СКО и, в конечном счете, из негативных программ перинатального периода; речь идет о депрессии, общей напряженности, тревоге, вине, низкой самооценке и т.д. Чрезмерная привязанность к алкоголю или к наркотикам является по-видимому смягченным аналогом суицидальных тенденций. Алкоголизм и наркомания часто описывались как растянутая во времени, медленная форма самоубийства. Для наркоманов и алкоголиков характерен тот же психологический механизм, что и при ненасильственном суициде; он отражает бессознательную потребность отменить сам процесс рождения и вернуться в утробу. Алкоголь и наркотики будут подавлять различные болезненные эмоции и ощущения, приводить индивида в состояние диффузного сознания и безразличия к настоящим и будущим проблемам. Склонные к алкоголю и наркотикам пациенты, испытавшие на психоделических сеансах (и при прохождении ИИПТ) состояние космического единства, сообщают об интуитивных прозрениях, весьма похожих на интуицию пациентов с тягой к самоубийству. Они осознают, что стремились к трансценденции, а не к наркотической интоксикации; эта подмена основана на некотором поверхностном сходстве в действии алкоголя и наркотиков и переживании космического единства. Лучшим лекарством от саморазрушительных тенденций и тяги к самоубийству будет поэтому переживание смерти-возрождения Эго и космического единства. В этом процессе не только поглощаются разрушительные энергии и импульсы, в ходе его индивид связывается с трансперсональным контекстом, в котором самоубийство уже не кажется верным решением. Понимание бессмысленности самоубийства связано с интуитивным постижением того, что преображения сознания и циклы смерти-возрождения продолжатся после биологической смерти, или же, более конкретно, с осознанием невозможности избежать собственных кармических паттернов. Достигаемые на тренингах состояния расширенного сознания близки к мистическим переживаниям, полным психодуховных и экзистенциальных открытий. Часто при помощи погружений в процесс связного дыхания человек избавляется от психосоматических заболеваний, перестает быть агрессивным, начинает ощущать гармонию с людьми и природой. Проходя стадии интеграции личность человека становится более целостной. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|