Для начала уместно будет напомнить один из основных тезисов гендерной психологии, а именно социальный конструктивизм, который подразумевает, что психологические различия между мужчинами и женщинами не природного происхождения, но социального. То есть есть пол, а есть гендер. То есть ребенка мужского пола можно воспитать как девочку, а девочку как мальчика и отличаться они будут незначительно.
Современная концепция сходится на компромиссной идее: признавая роль социальных процессов в формировании гендера нельзя отрицать, что имеет место также гормональный фон, который образуется сразу после формирования гениталий в зародышевой стадии и влияет на мозговые процессы.
Сложно определить какой из двух факторов в какой степени определяет гендерную роль. Лично я, по совокупности всех теорий и исследований причин психологических проблем, считаю, что воспитание, то есть социальный конструкт, имеет гораздо большее влияние, чем гормональная детерминанта. В любом случае здесь мы поговорим только о роли социального конструктивизма, иначе традиционного воспитания, на что мы реально можем повлиять.
Итак, маскулинность характеризуется в том числе такими качествами, как агрессия, доминирование, выдержка. Сами по себе эти качества полезны для здоровой конкуренции и реализации личности. Но ведь в спорте, например, есть правило Fair Play - свод этических и моральных законов, основанных на благородстве и справедливости, то есть стремящийся к победе никак не должен препятствовать другим в их стремлениях и никакими нечестными способами не удерживать свою позицию, в том числе психологическими: насмешками, угрозами, троллингом. После победы нельзя явно выражать презрение к проигравшим, следует радоваться своей победе и уважать тех, кто также бился наряду.
То есть есть маскулинные черты, а есть токсичная маскулинность - и это очень важно разделять, т.к. многие бинарно мыслящие господа считают статьи по этой теме как протест против маскулинности в принципе. Надо понимать, что токсичная маскулинность возникает в тех случаях, когда индивид применяет ее во всех удобных случаях. То есть даже небольшой успех служит поводом для выражения агрессии и доминирования, как и неуспех вовсе.
И суть в том, что какое поведение возникает в тех случаях, когда требование «будь мужиком» превращается в жесткий кодекс поведения, которому пытаются следовать во всех обстоятельствах.
Те мальчики, которые растут с явно маскулинным отцом, который декларирует однозначно мужское поведение в его понимании, настолько превыше всего ценят доминирование, что для них это становится самоцелью, к которой нужно стремиться любыми способами.
По сути проблема в именно в чрезмерно жестком догмате ценностей в принципе, которую можно рассмотреть на примере токсичной маскулинности. Вредно вообще что-либо чересчур яро навязывать ребенку.
Культивирование образа «настоящего мужика» при успехе внедрения взращивает сурового альфача, скованного рамками соревновательности. А при неудаче мальчик ломается и занимает позицию проигравшего, что в целом качественно меняет его жизнь.
Если рассматривать последних в контексте психотерапии, то можно понять как сложно им особенно сложно находиться в закрытых мужских сообществах — армии, студенческих братствах и спортивных клубах: «Идея в том, что если ты не пьешь всё, что горит, не пытаешься трахнуть всё, что движется, не любишь спорт, не решаешь проблемы насилием, не соревнуешься с другими мужчинами за то, чтобы стать альфа-самцом, то ты не мужчина».
Как феминистки борются с типично женскими чертами, которые мешают самореализации и защиты себя в мире конкуренции, так и мужчинам в принципе следует мягче относиться к тем, кто не участвует в соревновании, по аналогии со спортом, уважая их решение не унижая (fair play).
Маскулинность сама по себе сложилась в природе потому, что особи жили и живут в условиях жесткой и безкомпромиссной конкуренции. Действительно, если нет еды и ты не отнял ее у другого, не убил другого - то ты умрешь.
И человек долго строил цивилизованное общество, шел к идее гуманизма и милосердия. Поэтому высокая маскулинность теряет актуальность, становится неуместной, а ее носители, будучи машинами для побед и доминирования, становятся невротичными личностями.
В книге «Риск быть мужчиной» Херберт Гольдберг писал об «эмоционально подавленных, отчужденных от своего тела, изолированных от других мужчинах, терроризируемых страхом поражения, боящихся просить о помощи… только и знающих, что свою работу».
Социологи, медики и психологи во многих странах констатируют, что мужчины переоценивают качество своего здоровья, стесняются признаться в собственных слабостях, не любят и не умеют просить о помощи. В метаанализе 2016 года ученые из Сингапура показали, что мачистские убеждения плохо сказываются на телесном и психическом здоровье.
Посудите сами, согласно статистике все из того же пособия АРА (Американской психологической ассоциации):
Мужчины реже обращаются за медицинской помощью и чаще выбирают рискованные формы поведения — от незащищенного секса до насилия и убийства. Это приводит к более высокому риску суицида, наркотической зависимости и преждевременной смерти.
Мужчины совершают 90 % убийств в США и составляют 77 % жертв убийств. Это демографическая группа, наиболее подверженная риску стать жертвой насилия. Они в 3,5 раза чаще кончают с собой. Продолжительность жизни среди мужчин в среднем на 4,9 года меньше, чем среди женщин. Мальчики гораздо чаще страдают от синдрома дефицита внимания и чаще подвергаются наказаниям в школе.
Личности с высокими идеалами маскулинности (а это могут быть и девочки по физиологическому полу) выше прочих имеют риск умереть от инфаркта. Реже обращаются к врачам и применяют лекарственные препараты при заболеваниях. К услугами психотерапевтов обращаются крайне редко, а в нашем обществе так вообще никогда, на мой взгляд. Решение психологических проблем производится с помощью агро-разрядки, либо "пивом с друзьями" (а самые маскулинные, кстати, даже друзьям не могут показать слабости, что вообще патология, то есть они даже с ними соревнуются). По информации Минздрава (http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/zdrav17.pdf), в России у мужчин уровень здоровья хуже, чем у женщин, практически по всем показателям. Разница в ожидаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами составляет 10 лет.
Традиционные представления о роли мужчины уже перестали работать в реальной жизни, но продолжают существовать по инерции. К мужчинам предъявляют противоречивые требования: с одной стороны, быть внимательными и чувственными, а с другой — напористыми и самодостаточными.
Каждый, кто смог уяснить суть статьи, самостоятельно сделал для себя выводы по воспитанию мальчиков и в принципе злоупотребления догматами. Пластичность, адаптивность, гибкость - вот те качества, которые необходимы современному человеку в столь интенсивно развивающемся меняющимся мире.
Если же попытаться дать какую-либо общую рекомендацию, то: избегайте ярлыков, стереотипов с аргументами "должен/должна", "тыжемальчик/тыжедевочка", "мальчики/девочки так не поступают" и т.д.
Мы прежде всего люди. И от запрета плакать, грустить мальчиками и соревноваться и драться девочкам - лучше не будет. Это естественные чувства и запрет их не искореняет, а лишь блокирует. Самое верное - это взращивать осознанность и морально-нравственные ориентиры, разбирать с ребенком моменты проявлений, исследовать причины и вместе делать выводы. Не культивировать, но просто поощрять стремление к победе, при этом не к пустой, а с обсуждением того, ради чего это нужно в каждом конкретном случае.
И может быть тогда, через пару поколений, вовсе пропадут эти "все бабы ..." и "все мужики ...".
На иллюстрации исполнители известного на весь мир ритуального танца Хака народа маори из Новой Зеландии. Это еще более яркий символ маскулинного архаичного поведения, чем ВДВ-шники из прошлой статьи. И причины их поведения во времена его появления понятны - культ агрессии был просто необходим для выживания племени. Сегодня стереотипная маскулинность должна также устареть, как необходимость ношения мачете и копья с собой каждый день.
Пестуйте свою осознанность и своих детей. Скуртул.