|
«Я не хочу выходить из дома»Автор статьи: Рябова Виктория Борисовна
Ирине* (имя по этическим причинам изменено) 27 лет. Она живет с мамой, девушка не замужем, отношений с молодыми людьми нет и по большому счету никогда не было. С подругами тоже негусто — приятельницы, знакомые. Я предлагаю клиентке из колоды метафорических ассоциативных карт - "Сценарий в действии" - выбрать карту своего состояния под названием: «Я не хочу выходить из дома».
Ирина: — Хмурый, дождливый город. Холодно, зябко, тревожно, одиноко. Все проходят мимо, не смотрят на мой классный красный зонтик. Нет, точнее не так. Они обращают внимание, но мимолетно, могут что-то сказать из вежливости и пойти дальше. Говорят что-то милое, но не задерживаются. По большому счету, до меня нет никакого дела. Мне жалко эту девушку на карте. Она одинока и очень печальна, но почему-то подходить и помогать ей желания нет. Буду стоять, смотреть на нее, сетовать на ее грустную судьбу, но делать ничего не буду — не ободрять, не поддерживать. Я: — Что будет после того, как она побродит по городу? Ирина: — Она будет ходить так, пока совсем не замерзнет. Потом пойдет домой, где тоже будет грустить, занимать себя важными делами. А в голове будет крутиться мысль: «Почему я одна, почему никому не нужна? Спрашиваю, как можно назвать эту карту. Ирина: — Одинокое путешествие. Предлагаю выбрать следующую карту, которая расскажет, как Ирина себя чувствует после этого одинокого путешествия.
Ирина: — Чувствую себя сгоревшей спичкой. Жизнь идет, а я все — сгорела, и теперь никому не нужна. Я зажгла чью-то жизнь, и про меня все забыли. Все заняты свечой: ею восторгаются, рядом с ней тепло, светло, ярко. А я – сгоревшая спичка, которая зажгла эту свечу. Спичка бесполезная, ненужная, забытая. Я: — А что будет потом, когда спичка закончит переживать? Ирина: — Спичка хочет опять загореться и зажечь еще одну свечку. И так до бесконечности. Зажгу, полежу, попереживаю о своей ненужности, бесполезности и забытости, потом загорюсь и снова начинаю зажигать свечки. Интересуюсь, чего Ирина лишает себя, живя такой жизнью? Прошу вытащить еще одну карту.
Ирина: — Драгоценного жемчуга. Девушке немного страшно под водой. Но там красиво и интересно. Можно собрать много жемчуга, подняться с ним наверх. Все увидят девушку с жемчугом, прибегут к ней не из-за ее богатства. Они будут восхищаться девушкой: она такая смелая, находчивая, так классно может находить жемчуг. Все будут с ней дружить, будут веселиться. Жизнь станет настоящая, яркая, наполненная. Я поняла, что лишаю себя такой жизни, общения. Предлагаю Ирине выбрать карту наугад. Она расскажет для чего клиента это делает.
— Чтобы не нести на себе бремя власти. Ты в ответе за все. Этому человеку дали власть, а она ему не нужна, тяжелая. И никто не обращает внимания, что для него она слишком тяжелая. Все рассказывают ему, как это здорово и почетно иметь власть. Я: — Если бы эта карта была частью, кадром из фильма, какой бы это был фильм? Ирина: — Это фильм про девочку, которая родилась в королевской семье. И когда ей исполнилось 5 лет, ее посадили на трон. Она стала королевой. Рядом с ней все время была женщина-кормилица, которая рассказывала девчушке, как это классно быть королевой. «У тебя тогда будет столько возможностей, ты сможешь делать все захочешь» — нашептывала кормилица. Девочка поверила, но на деле все оказалось совсем не так. Ей надо было думать о всех, кто был рядом с ней. О себе ей думать было некогда. Из-за этих забот у девочки не было друзей. Она была очень одинока. Все, кто был с маленькой королевой, возложили на нее ответственность за свое счастье. Если у них все было хорошо, то все веселились и забывали про королеву. Если что-то не ладилось — приходили к ней плакаться, обвиняя ее в своих несчастьях. Девочка так от этого устала, что бросила свою державу и сбежала в деревню, чтобы никто ее не трогал. Там она что-то делала, занимая свое время, только бы не думать о своем одиночестве. Я: — Какой вывод сделала девочка из этой истории? Ирина: — Когда в твоих руках власть – ты идешь на поводу у толпы. Ты должен делать то, что нравится окружающим, обустраивать их жизнь. Спрашиваю, какое отношение эта история имеет к Ирине. Ирина: — Мои родители развелись, когда мне исполнилось 5 лет. После этого я почувствовала себя главной, ответственной за мамино счастье. Она часто мне рассказывала, что отец был отвратительным человеком (после развода я с ним не виделась до 18 лет, и встреча не оставила радужных воспоминаний). Часто говорила, что развелась ради меня. Она никогда не упрекала меня в своей тяжелой жизни, но я видела, что ей тяжело. После развода она заболела. Для меня было очень важно, чтобы она была счастливой. Я стала ее смыслом жизни. И как у моей маленькой королевы, у меня не было друзей, я чаще всего была с ней. Страдала, переживала за нее. И не понимала, почему я одна и со мной никто не дружит. Но мама все равно была главнее. И важнее всех и всего вокруг. И теперь я сижу рядом с ней и не хочу выходить из дома. Предлагаю поменять карты местами. Первая карта – красный зонт, вторая – держава, третья – спичка. На самом деле история выглядела таким образом. Спрашиваю: «Как теперь она будет звучать»?
— Жила-была девочка. (это, наверное, тот момент, когда родители развелись и им было не до меня). Ей вручили державу, сделали королевой, главной. Она несла это бремя власти и так устала, что сгорела. Я: — Можно ли придумать для этой истории хэппи-энд? Ирина: — Думаю, да. Девочку надо научить быть настоящей королевой. Она не имеет брать на себя правильную ответственность. Предлагаю клиентке: «Давайте попросим карты помочь нам. Представьте, что девочку отправили в школу королев. И там ее научили быть настоящей королевой!» Ирина выбирает первую карту с ответом на вопрос: «Что надо делать, чтобы быть настоящей королевой?» и вторую: «Как это надо делать?» (все карты выбираются наугад).
Ирина: — Категорически отказываться от того, что тебе не подходит, даже если это завернуто в красивую обертку. Вторая пара карт:
Ирина: — У меня есть своя точка зрения, вполне возможно, отличающаяся от других. И я могу ее высказать, не убеждая в ней других, говорить на понятном языке, оставляя им право оставаться при своем мнении. Третья пара карт:
— У каждой медали есть две стороны. Не всегда то, что человек показывает, является правдой, истиной. Вполне возможно, что есть что-то, что он скрывает, прячет, чтобы ему не сделали больно. Не надо «давить» на больные точки, а если что-то непонятно – прояснять ситуацию, задавать вопросы. Я: — Как Вы себя сейчас чувствуете? Ирина (улыбается): — Мне захотелось прогуляться по городу, походить, посмотреть на людей, улицы, деревья. Закрыть свой красный зонтик!
Небольшое от меня резюме: Дорогие мамы и папы! Пожалуйста, не делайте детей главным смыслом своей жизни, не ломайте им судьбу. Если вам интересно, я написала отдельную статью о том, что происходит с детьми, ставшими «смыслом жизни» своих родителей. Подробнее здесь: https://www.psyoffice.ru/article/130966/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|