ПО СЛЕДАМ КОНСУЛЬТАЦИЙ ( с разрешения клиентов)
Здорово, когда наступает такой момент в терапии , в котором становится очевидным факт, что отношения с терапевтом выстроены на основе доверия. Что можно говорить обо всем на свете, без "задних" мыслей и опасений. Когда нет идеи, что меня осудят, наругают, высмеят, раскритикуют, воспользуются властью надо мной. Конечно, такой контакт формируется не быстро и не сразу.
Нужно обладать определенной смелостью, чтобы на консультации проговорить:"Я боюсь Вам доверять, боюсь что уйду в идеализацию Вас ,как специалиста, и тогда я себя потеряю. Вы будете важнее для меня, чем я сама для себя, вы станете для меня слишком авторитетны, Ваше мнение станет главнее моего"
В ответ на это у меня рождается теплое чувство благодарности к клиенту, за его искренность и открытость, за его честность и некоторую уязвимость. И мне кажется, что это очень важный шаг в терапевтическом процессе. Как же он разворачивается ? Как приходят в голову подобные мысли? А ведь боится психика вполне обоснованно, потому что в раннем опыте произошло запечатливание болезненных ощущений небезопасности открытости и доверия.
Ребёнок доверяет родителям безусловно в самом начале, ребенок идеализирует родителей и это неизбежный процесс( для каждого ребенка мама - "самая-самая", папа- "лучший из лучших ").
Но если родители злоупотребляют своей властью: "поглощая" ребёнка, чрезмерно контролируя его, не предоставляя свободы выбора в разумных рамках, не беря в расчет его чувства, не интересуясь тем,как ребенок себя ощущает, то он теряет ощущение себя, теряет опыт своей автономности (отдельности) , теряет право быть собой, со своими чувствами, мыслями, желаниями. Еще сложнее,если открытость и доверие ребенка обернулось против него же самого( откровенность вернулось припоминанием и укором, честность аукнулась манипуляцией или претензией).
Ребёнок закрепляет этот опыт в разных других ситуациях, и к какому-то возрасту психика надежно научается не доверять, из-за страха быть поглощенным, быть беспомощным, быть ВО ВЛАСТИ другого человека.
Однако, в жизни много процессов, где доверие и идеализация необходимы и полезны. Например, любой процесс обучения строится на частичной идеализации наставника. Когда мы смотрим на человека и видим те качества, или те умения, которыми мы хотим овладеть для себя, сформировать подобное внутри себя. Соотнося себя с этим человеком, у нас появляется возможность стать в чем-то похожим на него.
Или,к примеру, построение дружеских или любовных отношений:без доверия они невозможны. Это база, фундамент близости.
Да и терапевтическая деятельность без доверия - "выбрасывание денег на ветер".
Если Вы ощущаете внутри подобную тему, задайте себе пару-тройку вопросов:" В связи с чем сложилась такая ситуация? Что в моем опыте наталкивает психику на такой сценарий? Чего я опасаюсь на самом деле? Анализирование ответов может оказаться весьма полезным занятием, которое продвинет Вас на пути познания себя.