Обесценивание vs. Подтверждение ценности: Глоссарий дифференциальной диагностики

Автор статьи: Елена Корнеева

„Кастрирующая мать“, „токсичные отношения“. Такие и подобные этим метафоры и аллегории часто употребляются в рамках психотерапии и консультирования. Интуитивно любой владеющий языком понимает, о чём речь, но зачастую метафора бывает понята не совсем верно или даже превратно.

Для эффективной работы необходимы недвусмысленные понятия, ведь, например, под оборотом „сильная личность“ часто подразумевается склонный к насилию, неуверенный в себе и зависимый от чужого мнения, то есть на самом деле слабый и отчаянно стремящийся скрывать свою слабость отец.

В процессе моей работы с немецко-язычными пациентами я обратила внимание на сложности и неясности, возникающие при объяснении модели традиционной функциональной модели Эго-Состояний и в то же время на то, что в немецком языке как прилагательное „обесценивающий“, так и прилагательное „ценящий“ имеют один и тот же корень и являются как бы концептуальными антиподами друг друга (wetschätzend и abwertend). Обесценивание vs Подтверждение ценности Глоссарий дифференциальной диагностики

Так, для более ясного и менее затратного введения в тему моих немецких клиентов я решила применять именно эти два прилагательных и это „переименование“ очень хорошо зарекомендовало себя в моей практике: оно не оставляет пространства для недопонимания и позволяет клиенту быстрее научиться самостоятельно осознавать манифестации обоих из Эго-Состояний. (Кстати, и в англоязычной традиции употребляются сразу несколько определений Обесценивающему Родителю (Critical Parent, Controlling Parent, Pig Parent, Witch Messages) и среди специалистов нет полного консенсуса по поводу единого, поясняющего природу данного интроекта всеобъемлюще и исчерпывающе.)   

Идея противопоставления обесцениваний подтверждениям ценности проявила себя как эффективная и по той причине, что психотерапевтическая работа так или иначе затрагивает аспекты индивидуально воспринимаемой ценности как нашей природной потребности – базовой потребности в любви („голода по поглаживаниям“ в трактовке Эрика Берна) и подтверждения индивидуальной ценности в рамках коммуникации и отношений вообще. 

Также и в анамнестическом контексте – то, в какой степени была удовлетворена потребность индивида в подтверждении его ценности значимыми родительскими фигурами в период младенчества и дальнейших этапов развития, решающим образом определяет и его жизненную позицию („окейность“), и личностный сценарий, и характер складывающихся уже во взрослой жизни отношений.

В прилагаемой таблице собраны эпитеты, попарно отражающие аттитюды соответственно Обесценивающего и Ценящего Родителя. 

Упражнение в подборе пар-антиподов способствует развитию навыка безошибочно отличать трансакции и поведенческие паттерны и идентифицировать их самостоятельно как желательные или нежелательные. Этот навык – необходимая предпосылка для развития умения адекватно постоять за себя, выяснить недоразумение и т.д..

Удобен этот метод и в виде брейнсторминга при помощи карточек (на каждой карточке – одно понятие из списка). Так, в рамках работы в тренинговых группах я предлагаю составить 27 идеальных пар антиподов и потом сверить их со списком.

Обесценивающий Родитель

Critical Parent / Wertschätzender Elternteil

(Послание: „ТЫ не ОК“)

 

Ценящий Родитель

Nurturing Parent / Abwertender Elternteil

(Послание: „ТЫ ОК“)

 

„токсичный“

„экологичный“

язвительный

беззлобный

скупой на похвалу

щедрый на искреннюю похвалу

игнорирующий

отзывчивый

унижающий

уважающий достоинство

непрозрачный („не твоё дело“)

открытый, способный к диалогу

бестактный

чуткий

жёсткий

ласковый

эмоционально невосприимчивый

эмпатичный, сочувствующий

холодный

тёплый

пренебрежительный

уважающий

разрушительный

бережный

аутентичный, искренний

скрывающий собственные чувства

задевающий, ранящий чувства

внимательный, деликатный

вынуждающий „заслуживать“ любовь

любящий без условий

ищущий недостатки

замечающий достоинства

отвергающий

принимающий

ограничивающий

поощряющий

подавляющий

вдохновляющий

ставящий под угрозу

стремящийся обезопасить

причиняющий вред

оберегающий

отказывающий в поддержке

утешающий, поддерживающий

вселяющий сомнения в себе

укрепляющий веру в себя

внушающий чувство вины

прощающий, принимающий

игнорирующий, избегающий близости

доступный, приветливый

патерналистский

паритетный

авторитарный

демократический



Просмотров: 298
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про потребности и ценности
  • Отношения основаны только на сексе. Нет ценности себя.
  • Потребности и ценности как основа личностного роста
  • Священный грааль моей ценности
  • Самооценка. Нет ценности себя.
  • О ценности себя в материнстве
  • Чем отличается самооценка от ценности себя?
  • Муж работает, а я сижу дома (о ценности самой себя)
  • Отвержение себя. Путь к собственной ценности и целостности.
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.
  • Механизм формирования невроза в рамках модели когнитивно-поведенческой психотерапии
  • Если не хватает ценности внутри, то требуется подтверждение снаружи.
  • Ценности человека и смыслы его жизнедеятельности в контексте консультативных теорий
  • Цены и ценности в психологической практике
  • Как принять решение или отказаться от него, опираясь на собственные жизненные ценности?
  • О моей ценности "действовать экологично"
  • ''Голодные'' ценности и что с этим делать?
  • Чувство собственной ценности
  • Чувство собственной ценности.
  • Ценности и время
  • Про любовь, тренинги финансового благополучия, ценности и обесценивание.
  • Ценности ЕСТЬ!
  • Ценности предпринимателей: что мотивирует открыть свое дело?
  • Жизненно важные Ценности. Время
  • Движение в психотерапии: ценности и выгоды
  • Случай работы с аллергией в рамках эмоционально-образного подхода.
  • Ценности и отношение к ним. Работа с ценностями.
  • Про ценности в жизни
  • О ценности жизни...
  • Ценность женщины. Упражнение на определение своей ценности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь