|
Там, где сбываются мечтыАвтор статьи: Афанасьев Алексей Владимирович
В этой статье мы будем говорить о той сфере жизни человека, где влияние на него извне должно отсутствовать, как факт. Чье угодно влияние. Да, наверное, вы уже догадались. Это одна из самых важных тем – тема индивидуального смысла жизни. Индивидуальный смысл жизни – это та уникальная задача, тот неповторимый смысл, который дается каждому человеку, когда он приходит в этот мир. Это то единственное, что предназначено именно этому человеку, и что никто, кроме него, выполнить не в состоянии. Именно реализуя свой индивидуальный смысл, человек в полном смысле слова живет, чувствует себя нужным, важным, ощущает свою жизнь полноценной, и в конце ее никогда не скажет, что ему «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Если же человек сворачивает со своего неповторимого пути, он теряется, блуждает впотьмах, или, что еще хуже, берется воплощать чужой индивидуальный смысл, и, не получая поддержки от собственной жизненной миссии, очень быстро сгорает, понимая где-то внутри, что делает чужое дело и проживает чужую жизнь. Каждому человеку свойственно от рождения умение направлять свою внутреннюю силу на самое важное в своей жизни. И это самое важное для каждого человека индивидуально и уникально, оно – для него и только для него. Это его истинный путь, путь воплощения тех самых уникальных ценностей, которые даются нам откуда-то свыше и которые нельзя изменить никак – и конечно, менять не нужно. Путь человека – это воплощение его смысла, первоначального замысла, который вложен в каждого из нас. Этот путь каждый находит сам, держась за светящуюся путеводную нить своей миссии, своего индивидуального смысла. Эта нить есть у каждого из нас. Выпустил ее из рук – потерялся, заблудился. Но потом нашел ее снова – и снова получил доступ к той силе развития, смысла и творчества, с которой человек приходит в этот мир, с которой он рождается. Многие ошибочно считают, что смерть человека – это смерть его физического тела. Разумеется, это не так. Смерть для человека как для самоактуализирующегося индивидуума – это потеря собственной нити смысла и отказ от того, чтобы искать ее, снова найти и продолжить путь до конца; активировать свой творческий интеллектуальный потенциал развития и творения в своей жизни чего-то такого, чего до него еще никто не делал. Отказ от своего индивидуального смысла – это и есть смерть. И как говорил великий Милтон Эриксон, к сожалению, некоторые люди умирают задолго до того, как умирает их физическое тело. В каждом из нас есть силы, желания, энергия. Все мы в детстве мечтали о чем-то выдающемся и величественном. Мечты наши были очень смелыми и многим казались дикими, сумасбродными. Но мы прекрасно понимаем, что все-все-все, что создано в нашем мире, – когда-то было именно что чьей-то сумасбродной, дерзкой мечтой. А мечта сбывается, и сбывается она тогда, когда находится в рамках индивидуального смысла человека. Потому что что-то дает человеку силы, а что-то у человека силы отнимает. Как же так? Ведь бывает так, что у человека есть в жизни какая-то цель; он просыпается утром и вспоминает о том, что ему сегодня целый день придется вкалывать, чтобы еще чуть-чуть приблизиться к этой самой цели. И только он об этом подумал – плечи его ссутулились, спина сгорбилась, и силы исчезли, как исчезает пролитая на песок вода. Ничего себе цель! Так может, это его кто-то обманул? Может, это и не его цель вовсе? Уж очень подозрительно это как-то! Вроде и цель притягательная, и мечта красивая, а силы она не дает, хоть убей, наоборот: стоит только подумать, сколько еще «пахать», чтобы ее достичь, как сразу руки опускаются. А человек, как одержимый, все наступает и наступает на те же самые грабли, все пытается и пытается добиться цели, которая «не любит» его в ответ. Это яркий показатель того, что его настоящая цель им еще не осознана. Этому мешает какая-то другая цель, «невсамделешняя», надуманная. Наши истинные цели проистекают из наших ценностей. Они-то и дают нам силу. Они-то и заставляют подниматься за час до будильника и от предвкушения предстоящего рабочего дня испытывать ярчайшее детское счастье, они дают возможность каждый вечер ощущать невероятную радость оттого, что сегодня был сделан еще один шаг навстречу своей мечте, той самой, что превращает биологический процесс под названием жизнь в Жизнь Настоящую, счастливую, полную смысла. Поэтому так важно сохранить детское умение направлять силы и энергию на самое важное, самое главное в нашей жизни – или же возродить это умение на новом уровне. Потому что это дихотомия: если человек не спит, он бодрствует, если человек не развивается, то он деградирует, если человек не набирает силы и энергию – значит, он теряет силы и энергию. Все, что делается не для воплощения своего индивидуального смысла – это разброс сил. Все, что делается для его воплощения, – это приращение своих сил и энергии. Метафора проста: физик, одержимый идеей открытия новых, альтернативных источников энергии, может получить образование энтомолога, а потом еще диплом искусствоведа, потом пройти курсы кройки и шитья одежды, потом все бросить и пять лет посвятить изучению искусства икебаны, торговать нефтью, после чего стать успешным трейдером – но это будет яркий пример разброса сил и энергии. Его недописанная кандидатская по физике все равно будет где-то на заднем плане довлеть над каждым его днем, потому что он будет прекрасно понимать одну простую вещь: прекрасно продадут эту нефть и без него, да и все другие отрасли тоже без него обойдутся… кроме одной. Его уникальная идея без него не обойдется никак. Это его смысл. Это его шанс. Упустить свой шанс – значит потерять ощущение собственной судьбы, перестать быть человеком в изначальном смысле этого слова, потерять способность творить и создавать нечто уникальное, до тебя еще никем не созданное и не открытое. И не важно, в какой социальной и профессиональной нише человек находится. Как говорил Владимир Семенович Высоцкий, в любой профессии есть место для творчества. Эти слова великого поэта способны вернуть любого думающего человека в реальный мир, где существуют огромные просторы для творчества. И вот в этом мире цели дают невероятные силы, мечты – сбываются. Именно на пути подобных свершений человек набирает силу, расширяется, получает нужный для него опыт. Человек, идущий этим путем, просто не поймет вопроса «а есть ли смысл жизни?» Хотелось бы посмотреть на того умника, который осмелился бы задать этот вопрос, скажем, Альберту Эйнштейну, Лобачевскому, Карлу Густаву Юнгу – или любому другому самоактуализирующемуся человеку, который живет в мире реальном. Что же такое реальный мир? Мир реальный – это тот мир, который ты сам познал. Потрогал, пощупал, почувствовал. Открыл его – и сформировал в себе мечту о том, как бы ты хотел этот мир дополнить чем-то своим, новым и необычным, уникальным, творческим. Мир же фальшивый, иллюзорный, состоящий из пустоты, – это тот мир, который человеку навязали, мир, созданный из убеждений, установок и сценариев, в которые маленького ребенка заставили поверить. Родители это сделали без злого умысла. Либо их самих так воспитали, либо были какие-то другие причины – это не важно. Не нужно искать виноватых в том, что так случилось. Важно – начать жить по-новому. Как же создается этот самый «фальшивый» мир? Предположим, сначала младенца заботливо обкладывают подушками, чтобы «не убился». Потом сажают в манежик, где он вроде бы будет в полной безопасности. И т.д. Вот они, зачатки искусственного мира в его сознании. Ведь манеж, полный подушек и игрушек, в котором мягко и безопасно, не является настоящим миром «как он есть». Ребенка априори лишают возможности узнать, что такое угол стола и край кровати, чем отличается дверца кухонного шкафчика от дверцы духовки… И дальше – пошло-поехало. Везде подушки безопасности, везде какие-то правила, которые от чего-то уберегают и не дают попробовать то, что нужно и важно попробовать, даже если это может причинить неудобства.
Типичные иллюзии о работе: нужна стабильная, хорошо оплачиваемая работа, на которой ничего особо делать не нужно. Кто не работает, тот не ест. Работа не волк, в лес не убежит. Все равно все самое гениальное уже изобрели, так что нечего рыпаться. Иллюзии на тему секса: секс – это грязно. Если я покажу, что люблю секс, он станет меня презирать. Если я буду говорить о сексе, она посчитает меня озабоченным. Секс нужен только для зачатия детей. Зачатие детей – это неприятное последствие секса, секс нужен только для того, чтобы получать удовольствие. Нужен секс с каждым или с каждой. Секс вообще не нужен. Иллюзии на тему детей и семьи: дети хорошие, пока маленькие. Не хочу рожать детей, чтобы они мучились так же, как я. Мои внуки хорошие, потому что отомстят моим детям за то, что те меня не слушались. Иллюзии на тему родов: роды – это тяжкий крест, который несет женщина – ах, бедняжка. Без обезболивания роды не пережить. Лучше кесарево, чем так мучиться. А мужу, когда жена рожает, ничего другого не остается, кроме как напиться. Иллюзии на тему жизни: жизнь хреновая, зато короткая. Иллюзии на тему чудес нашего мира: чудес не бывает. Можно перечислить тысячи иллюзий, из которых ловко сплетена клетка фальшивого несуществующего мира. И поэтому, возвращаясь к началу этой главы, мы хотим еще раз сказать: важно понимать, что окружая ребенка гиперопекой, мы изначально помещаем его в мир несуществующий, где он сформирует ложное мнение о том, что есть в мире, а чего нет; чего добиться легко, а чего сложно; что ему принесут на блюдечке, а за что, возможно, придется драться, добиваться этого всеми силами. И поэтому так важно оградить ребенка, в первую очередь, не от опасностей окружающего мира, а от собственных заблуждений, страхов и негативных установок. Самая большая опасность в плане воспитания ребенка – это заранее подорвать его веру в себя, отказать ему в поддержке, разбить его мечты («какой из тебя писатель?! А вот бухгалтером я тебя по блату устрою») и лишить его контакта с теми ценностями, которые у него уже есть. Именно так и теряется индивидуальный смысл жизни. Именно так и исчезают мечты. И конечно, родители, бабушки и дедушки, которые поддерживают детей в том, что для них важно, и дают им познавать мир таким, какой он есть, не понаслышке, получают от повзрослевших детей огромную благодарность и любовь. И таким родителям дети с огромной радостью звонят, приходят к ним в гости, приезжают даже издалека. Потому что тогда повзрослевшим детям не страшно поделиться с родителями своими планами и чаяниями. А откуда вообще этот страх берется? Догадаться несложно: если в прошлом его заветные мечты в родительской семье подвергались критике или осмеянию, то где гарантии, что этого не произойдет снова? Понятно, что в такой ситуации ребенок боится поделиться с родителями чем-то важным. И наоборот: если от родителя к ребенку исходит другой посыл, и, отец и мать говорят сыну так: «Сынок, я абсолютно уверен (уверена), что в каждой жизненной ситуации ты сам прекрасно разберешься, как поступить, и найдешь наилучший выход и наилучшее решение», – то ребенок легко делится с родителем своими целями, мечтами и планами. И выходит, что те родители, которые не считают себя начальниками, эдакой последней инстанцией по отношению к ребенку, а ведут себя, как его друзья и спутники, – именно они сохраняют теплые, любящие и бережные отношения с ним навсегда. Ощущение собственного главенствования над маленьким и еще неопытным существом, своим ребенком, – это основа для создания собственного ложного, несуществующего мира. Ребенок приходит в семью не потому, что он хочет стать чьим-то слугой, или копией, или опорой. Подобные убеждения – пустота, мираж. А реальность такова, что ребенок приходит в мир со своими ценностями и со своими целями. Приходит в семью, как гость, с мыслями создать свою собственную семью и выполнить свою индивидуальную жизненную задачу. Вот это – реальность. Если кто-то хочет верить в иллюзию – пусть верит, это его право… проживать жизнь через галлюцинации. Мир фальшивый порождает только их – пустые галлюцинации. Мир реальный лишен ограничений, он порождает уникальные творческие задачи, дерзкие мечты, которые кажутся почти неосуществимыми; мир реальный порождает новые смыслы. И, конечно, каждый разумный, трезво мыслящий человек выберет – реальность. Потому что реальность – это то место, где рождаются и осуществляются наши мечты!
(Подробнее об осознании индивидуального смысла жизни см. Бэндлер Р. Структура магии. Т. 1 и 2 / Ричард Бэндлер, Джон Гриндер. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – С. 23-34; Алнашев, Алексей. Древо жизни / А. Алнашев. – М.: Белые альвы, Амрита-Русь, 2005; Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990; Франкл В. Сказать жизни "Да": Психолог в концлагере / В. Франкл. – М.: Смысл, 2004; Юнг К.Г. Нераскрытая самость. http://www.burnlib.com/x/psylib/info/735.html ) Алексей и Мария Афанасьевы, г. Краснодар
© Алексей и Мария Афанасьевы. Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|