|
Тибетская книга мертвых - предшественница психоанализаАвтор статьи: Алексей Владимирович Зайков
В конце XIX русский философ В.С.Соловьев пророчески писал: "С востока свет, с Востока силы!" (1) В это время западный и русский человек, разуверившись в Просвещении, рационализме и христианстве стал искать "новые" истины на Востоке. Проснулся интерес к загадочному Тибету, Индии и восточным цивилизациям. Наряду с псевдоисследователями Блаватская, Рерих, Кроули, Мулдашев и иже с ними появились и капитальные информативные труды, написанные серьезными учеными такими, как Мирче Элиаде и Евгений Торчинов. Но и до этого западная мысль во времена крестовых походов уже обретала "свет с Востока", а где и напрямую с ним соседствовала, обогащая свою культуру свободомыслием, как было с потопленным в крови альбигойским или катарским движением. Носителями восточного света были и рыцари-храмовники тамплиеры. Не случайно в поэме Вольфрама фон Эшенбаха "Парцифаль" они охраняют таинственный Грааль. После этого небольшого вступления перейдем к тибетской книге мертвых или "Бардо Тхедол". Впервые этот текст был записан во времена Падмасмбхавы , в 8 в. н.э. Затем он был спрятан, а когда настало время открыть его миру, это сделал Ригзину Карма Линг-па, который считается эманацией или инкарнацией Падмасамбхавы, Основателя ламаизма. Не будем вдаваться в суть предания и утверждать его историчность, ибо подтвердить научно сей факт ученые бессильны. Поэтому кратко коснемся идей, лежащих в основе "Бардо Тхедол". В основе структуры текста лежит символическое число 49, квадрат священного числа 7. Это связано с тем, что, согласно оккультным учениям, общим для северного буддизма и высшего индуизма, внутри сансары, т.е. бытия, которое неизбежно связано со страданиями и перерождениями живых существ, существует семь миров, или семь ступеней майя (иллюзий). организованных как семь небесных тел планетарной цепочки. На каждом небесном теле существует семь эволюционных циклов, в сумме дающих 49 состояний активного существования. Так же, как во внутриутробном состоянии человеческий эмбрион проходит все стадии биологического развития от амебы до человека, так и в состоянии после смерти, зародышевом состоянии психического мира, Узнающий, или принцип сознания, предшествующий его новому воплощению в грубой материи, аналогичным образом проходит через различные чисто психические состояния. Другими словами, в обоих этих взаимосвязанных процессах развития эмбриона - одного физического, другого - психического - человек проходит через эволюционные и инволюционные ступени. которые соответствуют 49 состояниям существования. Кроме того, 49 дней Бардо могут также символизировать Сорок Девять Сил Тайны Семи Гласных. В индуистской мифологии эти Гласные составляли Тайну Семи Огней и 49 входящих в них огней, или аспектов. Они также представлены знаками свастики, венчающими семь голов Змеи Вечности мистерий северного буддизма, имеющего древнеиндийское происхождение. Теперь о психологии посмертных видений. Они подразделяются на два вида: Мирные Божества - персонифицированные формы тончайших человеческих чувств, которые исходят из психического сердечного центра, и Гневные Божества - персонифицированные рассуждения, исходящие из психического мозгового центра. Недаром, как сказал кто-то из великих, "сон разума порождает чудовищ". Однако что самое удивительное Гневные Божества являются свирепыми ипостасями Мирных. Как пишет об этом "Бардо Тхедол": "после того как закончится явление Мирных и Обладающих Знанием Божеств... начинается явление пятидесяти восьми гневных божеств, окруженных ореолом огня и пьющих кровь, которые суть свирепая ипостась бывших Мирных Божеств - в соответствии с местом или психическим центром тела Бардо усопшего, откуда они возникают, тем не менее. на них они не будут похожи". (2) Но и это еще не все в 8 н.э. "Бардо Тхедол" предвосхитила психоанализ. Вот краткая цитата: "Если ты вот-вот родишься существом мужского пола. у Узнающего появится ощущение, что он существо мужского пола, и его охватит чувство сильной ненависти по отношению к отцу, и ревности, и влечения по отношению к матери. Если ты вот-вот родишься существом женского пола, у Узнающего появится ощущение, что он существо женского пола, и его охватит чувство сильной ненависти по отношению к матери и сильное влечение, и любовь по отношению к отцу".(3) А вот что пишет по этому поводу З.Фрейд: В фантазиях-представлениях у всех людей снова проявляются инфантильные склонности, "теперь усиленные соматически; среди этих фантазий, закономерно и часто повторяясь, на первом месте находится дифференцированное уже благодаря половому притяжению сексуальное стремление ребенка к родителям, сына к матери и дочери к отцу." Отсюда, по мнению Фрейда, каждый новорожденный должен преодолеть Эдипов комплекс, кто не в состоянии этого сделать заболевает неврозом. (4) Отсюда можно сделать весьма парадоксальный вывод, что наша культура и наука не только тесно связаны с мифологией, но и эзотерикой. Для подтверждения своей мысли приведу еще два примера: так К.Г. Юнг, работая над своей статьей "Индивидуальный символизм сновидения в отношении к алхимии", использовал работу Юлиуса Эволы "Герметическая традиция", а широко разрекламированный Вадим Зеланд взял из эзотерики, естественно без ссылки на источники, слово "эгрегор"(5)
1. Имеется стихотворение В.С.Соловьева "EX ORIENTE LUX" ("Свет с Востока"). 2. Тибетская книга мертвых. Бардо Тхедол.- М., 2012, с. 224. 3. Бардо Тхедол, с.294. 4. Фрейд З. Основной инстинкт. - М,,1997, с.106-107. 5. Г.О.М. Курс энциклопедии оккультизма. - К.: "София", Ltd, 1994, с.24 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|