Модели понимания. Нейронное существо.

     Каждый знает: для того чтобы стать специалистом, нужны знания и практическое их использование. С ранних лет разум любого человека обогащают системами представлений. Огромный объем знаний, что мы получили в школе, университете или аспирантуре остаются невостребованными по двум причинам:

  1. Мы в них не нуждаемся, поскольку область нашей деятельности сосредоточена на небольшом объеме необходимой информации.
  2. Тот объем информации, что может быть полезен для практической деятельности, остался без внимания, - не трансформировался в индивидуальные модели понимания, не стал инструментами.

    В процессе восприятия и использования информации действуют психофизиологические факторы, которые определяют границы восприятия и структуру понимания. Особенно важны три закономерности: искажение, исключение и обобщение информации. Именно они формируют индивидуальные системы представлений. Важно не то, что мы знаем, а каким образом мы представляем. Полезным итогом обработки информации в процессе ее использования являются образные модели.

    Например, фундаментальный принцип  суперпозиции в квантовой механике описывается формулой: ψ = с1ψ1 + с2ψ2, +… + сnψn, где с1, с2, …, сn произвольные комплексные числа. 

   Наглядная, то есть образная модель этой формулы выглядит так: Вы читаете этот текст сейчас, когда много лет назад на уроке русского языка пишите диктант и прислушиваетесь к голосу учителя ….  И, планируете свой отпуск, представляя отдых на море: пляж, горячий песок и набегающие на берег волны. Сейчас, в своей деревянной кроватке, рядом с плюшевой игрушкой, с закрытыми глазами …  слышите голос мамы и чувствуете уют и тепло. В тот момент, когда ранним утром вместе, теперь уже с бывшими одноклассниками, встречаете рассвет  и остро осознаете, что закрыли дверь в прошлое. …  Когда школьные годы остаются позади, …  и вы стоите на пороге, за которым начинается путь в настоящую и большую жизнь….

    То есть, все происходит одновременно в прошлом, настоящем и будущем; в один момент и в разных состояниях. Таким именно образом работает нейрон. Взрослый сорокалетний мужчина, сидя перед вами в кресле, сильно заикается. Потому что прямо сейчас из далекого детства, из логова подсознания….  выпрыгивает собака! Она рычит, стремительно бросается на него и кусает за подбородок. Эта злая собака притаилась в пространстве детской памяти и тридцать лет подряд, каждый день выходит на охоту, чтобы наброситься и покусать его внутреннего ребенка.

    Передача индивидуальных моделей понимания в виде образов – это основное предназначение (функция) любого процесса обучения. Смысл этой книги – предложить модели понимания, подходы и приемы, что могут пригодиться  для работы в области медицинской (клинической) психологии.

    Поскольку взаимодействие между людьми производится на двух уровнях (осознанном и бессознательном) одновременно, то для психолога важно использовать два языка: язык знаков – для общения с сознанием и метафорический язык  - для взаимодействия с бессознательным. С помощью метафор подсознание воспринимает информацию проще и легче, чем прямые указания.  Для меня мир личности по имени «Человек» представляется в виде нескольких образных моделей, построенных на принятых в нейрофизиологии и психологии личности теориях и концепциях.  Бесполезно искать точные соответствия между предложенными ниже мыслеобразами и работами представителей отечественной школы нейрофизиологии - И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Или методологией  Дж. Уотсона и радикализмом Б. Скиннера.   Используя исходный материал для построения метафор представления,  можно обратиться к теории личности К. Юнга или  когнитивной психологии Р. Аткинсона, концепции психосинтеза Р. Ассоджиоли или гештальтпсихологии М. Вертгеймера, транзактному анализу Э. Берна, NLP Technologies Р. Бендлера, Дж. Грингдера, экзистенциальной психологии Л. Бинсвангера. Можно пользоваться моделью позитивной психотерапии Н. Пезешкиана или пятью принципами психотерапии М. Эриксона.  В любом случае, используя тот или иной метод, концепцию или подход, в силу основных процессов восприятия и обработки информации (обобщение, искажение и исключение), вы получаете  интегративные инструменты понимания: упрощенные образные представления взаимно дополняющие, а порой исключающие друг друга.

    Интегративные модели понимания позволяют объемно рассматривать психогенез многих невротических и пограничных состояний. К примеру, можно представить, что наблюдаемый дисбаланс структуры «Я-концепции» по К. Роджерсу является результатом действия эманаций нарушенной «самости» по К. Юнгу. Архетипическая энергия, словно вулканическая сила, проходя сквозь тектонические слои бессознательного, воздействует на все аспекты жизни и трансформируется в искаженные когнитивные, оценочные и поведенческие составляющие «Я-концепции».  Если воспользоваться психогенетическими теориями нарушения самости по X. Кохуту или исследованиями «архетипа матери» Э. Ноймана, то гипнотические приемы психотерапевтического воздействия будут направлены на символические проекции архетипов Великой Матери и Бога-Отца. Гипноз в данном случае является универсальным инструментом доступа к глубоким слоям бессознательного. Другой пример: синергический эффект концепции Р. Ассаджиоли и трансактного анализа Э. Берна в гипнотическом пространстве сказки А. Экзюпери позволяет преобразовать систему близких отношений «муж-жена» и ответить на вопрос: что заставило маленького Принца убить Розу? Имеется еще и третий пример, который с позиции академических представлений медицинской психологии может показаться ересью. А именно, эвристическое объединение архетипической символики К. Юнга, мистических представлений каббалы о путях самосознания и  оккультных работ А. Кроули, (Э. Леви) с помощью инструментов гипноза позволяет успешно работать с проблемами гендерной самоидентификации. 

    Для меня эти модели выглядят как рабочие метафоры. Грамматические и синтаксические корни не только русского, но и любого языка изначально несут в себе архаическое (метафорическое) понимание мира. Персонификация и наделение предметов, объектов и процессов одушевленными  характеристиками, например самая обычные фразы: пасмурный день, счастливое время, плывут облака… и так далее определяют субъектность. Перцептивная аналогизация позволяет прямым образом, в обход стройных формально-логических умозаключений понимать сложные концепции и теории. То есть создавать метафорическую систему понимания. Некоторыми элементами такого понимания мне хотелось бы поделиться. 

1. Нейронное Существо.

    В 1791 году Луиджи Гальвани в «Трактате о силах электричества при мышечном движении» положил начало электрофизиологическим принципам работы нервной системы. В 1794 году чешский анатом и офтальмолог Иржи Прохаска  представил понятие  о рефлексе, как переходе (отражении) чувственных впечатлений от высших нервных центров к мышцам. «Счастье найдено нами, — говорят последние люди, бессмысленно моргая…» - словами Ф. Ницше говорил Заратустра. Он был не прав. Иржи Прохаска доказал, что в моргании есть смысл и полезное предназначение. В 1822 году австрийский анатом Франц Галь, основоположник френологии представил научному европейскому сообществу «карту мозга» человека. В научных трудах 1894-1899 года испанский гистолог Сантьяго Рамон-и-Кахаль описал нейрон как стуктурно-функциональную единицу нервной системы. В конце 19, начале 20 столетия произошел качественный скачок  в познании принципов организации и деятельности центральной нервной системы.  Открытия русской школы нейрофизиологии, - Работы С.П. Боткина, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М Бехтерева, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского, стали истоками, из которых в 20 и 21 веке образовалось мощное течение бихевиоризма, включающее в себя десятки направлений и методов прикладной психологии.

1924 год – немецкий физиолог Г. Бергер впервые зафиксировал на бумаге электрические импульсы в головном мозге.

1952 год – А. Ходжкин и Э. Хаксли показали изменение электрической активности, лежащую в основе всех функций мозга.

1974 год – М. Тер-Погосян и М. Фелпс представили позитронно-эмиссионный метод томографии, наглядно показывающий работу отдельных нейронных групп головного мозга.

1079 год - Б. Либет доказывает, что всякому сознательному действию предшествует бессознательный нервный импульс.

1992 год - нейробиолог Д. Риззолатти описал «зеркальные нейроны», отвечающие за сострадание и сочувствие.

1998 год – Ф. Гейдж доказал что человеческий мозг способен образовывать новые нервные клетки.

2009 год – В Италии и США впервые в судебной практике используются сканы головного мозга, призванные объяснить поведение подсудимых.

К 2016 году Д. Ван Эссен с коллегами из вашингтонского университета обогатили «Карту головного мозга» до 180 дифференцированных функциональных зон нейронной коры.

-------------------------------------

    Перед вами в кресле в напряженной позе сидит Иван Иванович. Пальцы кистей рук стиснуты в замок, ноги слегка поджаты, напряжены мышцы жевательной мускулатуры, орбитальные и мышцы лба. Глаза совершают мелкоразамашистые движения. Сила голоса слабая, мелодика фраз в силу его дрожания не выражена. Если вы снимите с него одежду, затем кожу, уберете скелет и внутренние органы, то увидите нечто фантастическое. То, что будет напоминать картинку из романа Г. Уэлса «Война Миров» - свободно плавающий в пространстве вашего представления волнисто изогнутый ствол спинного мозга. Словно корень дерева, разделяясь на четыре основные ветви, он прорастает более тонкими нитями и опутывается облаком мельчайших волосков - нервной паутиной. Там, в зеркале воображения, вы увидите грецкий орех головного мозга, увенчивающий гигантский корень. А на двух нитях оптических нервов перламутровые шарики глаз с окружностями радужки и темными отверстиями зрачков. А. П. Чехов не прав. Глаза – это не зеркало души. Это часть мозга, выведенная наружу. То, что Вы видите - называется Нейронное Существо. Оно имеет имя и паспорт,  умеет мыслить и  чувствовать. Сейчас Иван Иванович воспринимает своими оптическими, слуховыми и проприорецепторами бесконечное множество раздражителей. Он принимает миллиарды электрических импульсов, что стремительно летят через пирамидальные пути в центральную нервную систему. Здесь он обрабатывает, осмысливает и производит оценку. В сотые доли секунды он производит миллиарды химических преобразований; действие нейромедиаторов изменяет потенциалы мембран, рождаются электрические импульсы; и те разлетаются со скоростью света по трехмерной паутине нейронной сети. Имея средние показатели устойчивости, объема и распределения внимания, он избирательно воспринимает сигналы, отправляя их в хранилище кратковременной и долговременной памяти.

    Если добавить воображаемому объекту  голос, то оно сможет использовать вторую сигнальную систему и рассказать нам историю своего печального путешествия в Страну Страха.

    - Последнее время я  живу с необъяснимой тревогой. Когда она приходит, постоянно крутятся одни и те же мысли: вся моя жизнь  - какой-то жуткий беспросветный сон, из которого я не могу вырваться. Тогда меня начинает трясти, кружится голова и замирает сердце…. Кажется, еще чуть-чуть и я умру.

    Всматриваясь сквозь черты лица в нейронную сеть головного мозга, Вы замечаете,  насколько возбуждены обширные нейронные области. Нейроциркуляторные очаги как звездные массивы, организованные в спиралевидные галактики горят тревожно-багровым цветом. Всматриваясь еще глубже в телескоп вашего воображения, вы видите то, что происходит с нейронами. Z-потенциал их мембран равен минус 55 мвольт, он уже достиг своего предела (порога). Еще чуть-чуть, и калий-натриевый переход станет необратимым, АТФ-фаза не справится с исходом ионов калия из клетки,  откроются дырки кальциевых каналов. Это приведет к избыточному количеству свободных ионов кальция и, в конечном итоге, к «кальциевому взрыву клетки». Мощные потоки энергии станут захватывать другие нейронные области, R-факторы атакуют гипоталамус,  тот в свою очередь выбросит в кровь медиаторы, и те достигнут гипофиза. Каскад электрических импульсов и выброс армии молекул АКТГ ударит по коре надпочечников; произойдет выброс катехоламинов, участится пульс, систолическое давление подскочит вверх,  дыхание участится…. И тогда Вы станете свидетелем типичной панической атаки,  которую продемонстрирует ваш клиент прямо здесь, в кресле.

    Иван Иванович не понимает, что  живет в броуновском хаосе молекул ДНК, определяемых «судьбой человека».  В котором Судьба – это личная история, сотканная из случайных проявлений причинно-следственных отношений. Где Случай – всего лишь вектор квантовой неопределенности, замкнутый рамками парадигм физических, биологических и социальных законов. Заметьте, зависнув над креслом и повторяя его форму, оно сидит напротив Вас вверх ногами: стволами, разветвляющимися в конские хвосты – к центру земли, головным отделом – вниз, к звездам. Он не осознает того, что, сидя в кресле, на самом деле он плывет в космическом пространстве на планете Земля, совершая оборот вокруг звезды по имени Солнце со скоростью более ста тысяч километров в час. Вместе с семью с половиной миллиардами Нейронных Существ, что живут вниз головой - к звездам, он совершает увлекательную космическую прогулку, стремительно, виток за витком, двигаясь по спирали вслед за звездой. Прогулку, во времени и пространстве: в среднем семьдесят лет и почти пятьсот миллиардов километров! Иван Иванович не чувствует себя счастливым. Не осознает, что ему повезло. Потому что не принимает в расчет, что из многомиллионной сперматозоидной армии возможных братьев и сестер именно ему случайно выпал билет на аттракцион под названием Солнечная Карусель.

    Рассматривать вашего пациента как частное проявление формы белков жиров и углеводов, как резервуар, в котором кипят окислительно-восстановительные процессы, или как биоэлектрическую систему, обеспечивающую физиологический и психический гомеостаз - иногда полезно. В этом случае вы можете считать! Математические модели его психосоматических проявлений становятся главным инструментом познания и воздействия. Нейрофизиологические принципы организации первой и второй сигнальной системы, модели бихевиоризма, NLP-технологии - Вам в помощь. Такой взгляд на объект психокоррекции исключает возможность контрпереноса. Он дает возможность избавиться от гипнотических мыслеформ ваших клиентов и остаться на плаву в океане таких терминов, как грусть, ликование, гнев или отчаяние. Рассматривать себя и клиента как волновую функцию, под воздействием регистратора (ваших (его) глаз), преобразующую бесформенную волну в материальную форму его (вашего) тела тоже полезно. Это дает новую модель понимания, при котором, например, дихотомия наблюдаемого наблюдателя становится тоннелем, соединяющим психические поля бессознательного психотерапевта и пациента, и обеспечивает то, что называется раппортом. Если Вы владеете приемом «интеграции якорей», то лучше видеть генезис  астенического невроза как взаимодействие доминант Ухтомского-Кочергина, а детскую, вытесненную из сознания психотравму – как процесс запорогового возбуждения с последующим формированием стойкого нейроциркуляторного очага. Если сложные поведенческие процессы представлять как алгоритмы сочетаний, построенные на сумме отдельных трансакций, в основе которых лежат простейшие механизмы реагирования нейрона на раздражитель, то концепции Д. Уотсона и Э. Берна не так уж и далеки друг от друга.

    Тогда нейровселенная клиента, в которую вы погружаетесь, будет напоминать космическое пространство. В тёмной ее глубине горят звёздные скопления; мириады нейронов организуются в нейроциркуляторные доминанты - галактики и метагалактики....  Всё связано во внутреннем пространстве, всё сбалансировано. Пульсирующий свет звёздных массивов подчиняется строгому ритму. Он похож на танец. Танцующие звёзды протягивают свои лучи к соседям, и те вспыхивают и перемигиваются.  В свою очередь они посылают световые сигналы по всем направлениям и зажигают Млечные Пути и Андромеды там, в глубоком нейрокосмосе. Невообразимая сложность сопряжения сияющих облаков подчиняется невидимому хореографу. Его задача - начертать во тьме ослепительные узоры и исполнить небесный танец жизни.



Просмотров: 247
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Психофизиология функциональной асимметрии головного мозга и межполушарное взаимодействие
  • Социальные сети головного мозга
  • Об асимметрии головного мозга и сознания
  • Эффект «ореола» .ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство) - патология головного мозга?
  • Смартфон головного мозга
  • Порнозависимость: МРТ исследования головного мозга
  • Современные модели отношений - как выбрать модель, которая подходит именно Вам
  • Мигрень: зависть разрушает сосуды головного мозга
  • Мигрень: зависть разрушает сосуды головного мозга
  • Сложные для объяснения и еще более тяжелые для понимания темы
  • Психофизиология здоровья. Дисимметрия и функциональная специализация отделов головного мозга
  • Проблема понимания друг друга — это не вопрос отцов и детей!
  • Когда говорят струны (к вопросу понимания общения)…
  • 3. Модель понимания. Структура личности: русская матрешка.
  • Экзистенциальные школы психологии и психотерапии в России и постсоветском пространстве.
  • Крайне важные вопросы для понимания ваших отношений
  • Эмоции – как регулятор понимания себя и своего поведения
  • 2 уровня понимания причинно-следственных связей и о деньгах...
  • Депрессия: от психологии к состоянию мозга ч.1
  • Депрессия: от психологии к состоянию мозга ч.2
  • 5 привычек, которые восстанавливают клетки мозга
  • Миф о двух половинках. Половинка есть у мозга, таблетки...
  • Что делать, когда нет понимания и уважения
  • Когда мышление закрыто от возможности понимания
  • «А как я к себе отношусь?» — Практика для лучшего понимания себя
  • Кого можно ненавидеть?! [к аспекту понимания ненависти]
  • В каждом из нас есть что-то от ящерицы, или сила архаичного мозга
  • Важность понимания своего Я…
  • Новые методы анализа речи и понимания ее скрытых смыслов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь