|
Сила Личной ИсторииАвтор статьи: Даниил Макаров
Сегодня я хотел бы рассказать о центральном понятии в моей работе - о нарративе. Мне бы хотелось, чтобы для людей, которые никогда об этом феномене не слышали, стало сегодня понятно, что он из себя представляет и чем может быть полезно его приглашение в свою жизнь и свой способ думать о своей жизни. А для тех, кто так или иначе представляет себе, что такое нарратив, и, может быть, даже знаком с нарративной практикой, я бы хотел представить эту идею сегодня несколько по-новому. В основе нарративной практики лежит множество философских течений, лишь малая часть из которых непосредственно связана с этим понятием. Итак, начну с истории. Потом немного порассуждаю и наконец постараюсь объяснить то, как эти понимания, которые я хочу здесь предложить, могут пригодиться в жизни любого человека. Нарратив (lat. narrate) наиболее точно переводить на русский язык как повествование или рассказывание. Это понятие, означающее процесс самопорождения истории в ходе её изложения. Иными словами, нарративный подход к истории человечества сфокусирован не на том, как когда и кто построил какой-то город или выиграл сражение, а прежде всего на том, как, когда и кто об этом писал или рассказывал, и на том, как в ходе этого менялось отношение к этому событию самих историков и общества. В психологию этот термин пришел через осмысление американскими психологами Жр. Бруннером и Т. Сарбином работ фанцузских философов постмодернистов – Р. Барта и Ж. Деррида. В 1886 году в свет вышли две статьи «Жизнь как нарратив» Дж Бруннера и «Нарратив как базовая метафора для психологии» Т. Сарбина. Центральная идея обеих работ следующая – повествование является основным способом, посредством которого мы структурируем и передаем друг другу свой опыт. Результатом повествования, рассказывания является создание и изменение историй, в которых реальность отражена в виде последовательности событий, связанных темой и сюжетом. События и смыслы, не включенные в истории, остаются труднодоступными для сознания и не влиятельны по отношению к жизни. Если история только воспроизводится, повторяется - это какой-то другой вид сообщения, изложение, описание или объяснение, или что-то еще. Нарратив - означает именно процесс изменения или создания историй. Нарратив – это процесс производства фильма, а не его показа. Я пишу это для тех, кого так же, как и меня в своё время, учили, что нарратив — это история. Так вот нет, история – это итог нарратива. А нарратив – это творение историй. Исходя из определения, где нарратив - это творчество историй, мы можем задаться вопросом: что является, а что не является таким творчеством. И мы с удивлением обнаружим, что слова, действия, жесты и что угодно может являться нарративом, а может им не являться. Иными словами, когда я веду автомобиль и нажимаю на тормоз – это может быть автоматическим ответом на стимул (красный светофор) или это может быть выражением моего удивления, вызванного словами штурмана, сидящего в соседнем кресле. В последнем случае – это действие будет частью нарратива, то есть поступком. Отсюда следует, что нарратив, как его часто превратно понимают, не есть ложь; и нарративная практика, о которой мы поговорим позже, никак не связанна с тем, чтобы обучить людей лгать себе или окружающим. Совсем наоборот, как хорошая книга увлекает вас в ощущение предельной реальности происходящего, так и хорошее повествование тоже связано с ощущением предельной правдивости и реальности истории. И если присмотреться к этому в приложении к нашей жизни, то мы сможем увидеть, что это самое ощущение реальности во многом зависит не только от того, в чем сюжет истории, какие события она описывает. Гораздо большее имеет значение то, как, кому, при каких обстоятельствах и в каком состоянии мы повествуем. Владение этим правом в нарративной практике называется авторской позицией. Для того, чтобы вернуть человеку авторскую позицию, у нарративных практиков есть множество инструментов и идей. Одной из главных является идея о влиятельности и не влиятельности смыслов и событий на жизнь людей. Для нас истории делятся на:
Любые истории могут доминировать в жизни человека - в большей степени, чем все остальные, определять то, как он себя чувствует, каким видит себя и мир вокруг и как он действует. Влиятельность истории определяется несколькими переменными:
Отсюда исходят принципы работы нарративных практиков:
Один из важнейших трюков, к которым прибегают нарративные практики – это экстернализующий язык, т.е. распрашивание человека о его проблеме как о присутствующей в его жизни, но не определяющей его. Не ты ленивый – а есть лень, которая тебя навещает. Не ты жестокий – а есть жестокость, которая влияет на твои отношения с людьми. Такой язык создает в языке и сознании человека между ним и проблемой пространство взаимодействия, в котором можно обретать новые неожиданные способы переоценки последствий проблемы и противодействия ей. По отношению к каждой проблеме и к каждому своему успеху человек в общении с нарративным практиком выстраивает позицию, осознаёт причину того или иного своего отношения к событиям и явлениям в своей жизни, шаг за шагом подбираясь к осознанию того, что делает именно его счастливым, ради чего он живет и действует и как он наилучшим образом может следовать своему уникальному пути.
Итак, что же из всего вышесказанного вы можете унести с собой в свою жизнь?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|