Забыть нельзя запомнить Часть 2

Автор статьи: Виктория Кейлин

Память. Часть 2.

Итак, с запоминанием все более-менее понятно. А вот почему мы забываем?

Не поверите, самая распространенная причина «забывания» - это то, что мы изначально НЕ ЗАПОМИНАЕМ. Мы ДУМАЕМ, что запомнили, но на самом деле пропустили мимо ушей. Мы не приложили вовремя усилия для перевода информации из области краткосрочной памяти, и мозг ее стер.

Второй причиной «забывания» можно назвать стремление мозга к чистоте и порядку. Да, он склонен убирать ту информацию, которую мы не используем. Помните, главное правило гардероба? Если год не носишь – выброси. Мозг действует по такому же принципу. Времени, правда, дает нам побольше, но, если информация не обновляется, не закрепляется и не повторяется, мозг решает, что она нам больше не нужна и освобождает место для новых сведений. Что там про заученные в школе законы термодинамики и формулу соляной кислоты?

Вместе с воспоминанием исчезает и паттерн нейронных связей, его содержащий. Но иногда бывает так, что паттерн еще существует (то есть воспоминание есть), но «достать» его не получается. Из серии «точно знаю, но забыл». В таком случае добраться до нужной информации можно через триггеры или ассоциативные связи. Достаточно лишь небольшой подсказки. Мы можем не помнить своего одноклассника до тех пор, пока кто-то не расскажет смешную историю, связанную с ним, или не произнесет вслух его прозвище. Одно слово - и на вас обрушится лавина воспоминаний, о которых вы даже не подозревали. Кстати, на принципе работы с ассоциациями построены большинство техник запоминания. Помните «лошадиную фамилию» Овсов?

Третья причина забывания – это помеха в виде другой похожей информации. У меня так бывает с недоученными иностранными языками. Стоит мне начать говорить на испанском, как я тут же вспоминаю французские слова. И наоборот. То есть наша память хранит всю эту информацию, но неадекватно реагирует на попытку ее «достать» из хранилища, услужливо предлагая взамен похожие версии.

Этот процесс называется interference («вмешательством») – соперничеством похожих воспоминаний из одного кластера. Именно на этом принципе основано ощущение «вертится на языке». Вмешательство бывает retroactive (направленным в прошлое), когда новые знания мешают нам вспомнить старые. И proactive - когда уже выученные факты не оставляют место для новых.

Ну, и наконец, бывают ситуации, когда мы сознательно (или бессознательно) стараемся забыть неприятные эпизоды. Мы вытесняем из памяти те моменты, которые причиняют нам боль, страдания или стыд. Иногда мы заменяем их на альтернативные воспоминания – модифицируя саму ситуацию или ее интерпретацию - и благополучно «забываем» об этом. Именно на этом принципе основаны фальшивые воспоминания (false memory). Так что память –штука ненадежная и может сыграть с нами злую шутку. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Вообще же забывание – это нормальный психологический процесс. Мозг избавляется от ненужного хлама, и это хорошо. Только представьте, насколько перегружены вы были бы образами и эмоциями, если бы вообще ничего не забывали. Например, каждый раз, покупая хлеб, вы воспроизводили бы в памяти все предыдущие батоны и булки, купленные за всю вашу жизнь. А теперь замените хлеб на сексуального партнера. Это ж ад какой-то! Психика нормального человека устроена так, чтобы быть максимально эффективной. Память работает по этому же принципу. Забывайте на здоровье!



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Память, мозг и расстановки.
  • Память наша часто бывает неправа
  • Какой бывает память?
  • В этом городе, вообще есть достойные?
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • А вы – помните об этом при выборе партнера?
  • Как работать с чувствами, если партнёрам трудно говорить об этом вслух?
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Память - это не просто память
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Мозг и расстановки. Почему бывает плохо после расстановок?
  • Все печали терпимы, если есть хлеб).
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Как когнитивно-поведенческая психотерапия помогает в мышлении, если нами руководит мозг?
  • Когда не знаешь, как жить в этом мире (часть 2, клиентский случай)
  • Когда не знаешь, как жить в этом мире (клиентский случай, часть 1)
  • Почему моя дочь(сын) меня слушать не хотят? Как помочь, когда тебя об этом не просят
  • Есть ли мозг у гендера?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Когда правда бывает не нужна… Посвящается профессиональным жертвам!
  • И, именно поэтому, так и происходит! Мозг оправданий без чувств.
  • В принципе у меня все хорошо...(из практики)
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым (c)
  • Можно ли усовершенствовать работу памяти? Приёмы увеличения продуктивности запоминания.
  • Можно ли доверять биографической информации в регрессивном гипнозе? часть 4
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что, если перепрошить свой Мозг?
  • Открытие ученых! Память можно переписать!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь