История с разрешения клиента. Однажды клиентка со своим ребенком подросткового возраста были в байдарочном походе (или это был катамаран? Не суть). И, вот, женщина со своим подростком оказались в одном плав.средстве с двумя огромными мужчинами, и, так как поход был водным, все в первый же день дружно начали грести. В какой-то момент, моя клиентка заметила, что ничего не получается, они катаются по кругу, не могут договориться друг с другом, мужчины наезжают на подростка, и, так как она сидела около руля (не знаю, как это точно называется), то поняла, что ей можно вообще не грести, а только подруливать и успокаивать остальных пассажиров. И в таком вот режиме они проплавали все отведенные на поход дни. И, хотя иногда очень хотелось погрести, и даже немного приходилось это делать, но все равно эффективнее для процесса было «рулить и успокаивать».
Конечно, эта история рискует превратиться в психологическую притчу, и здесь можно найти много разных смыслов. Мне же она сейчас приглянулась не столько метафорой разделения ответственности за общее дело, но и то, что можно так всю жизнь грести, не допуская идею, что можно этого не делать.
Я несколько дней думаю о полезности психотерапии, ведь это не тот результат, который можно получить здесь и сейчас, как продукт в виде вязаной кофточки или вкусного домашнего тортика. Это иногда длительный процесс, на который уходят дни, недели, месяцы и даже годы.
Коллеги говорят о том, что психотерапия – это работа, направленная на изменение качества жизни. И, честно говоря, это звучит очень абстрактно: «мне сейчас плохо и я даже не понимаю, что из этого «плохо» я действую стереотипно, что приводит к вполне ожидаемым и уже знакомым результатам». И, находясь в моменте, из которых и соткана жизнь, имея этот опыт, который есть, сложно себе представить на уровне другого опыта, что может быть иначе. Точнее, можно предположить на когнитивном уровне, или пофантазировать, помечтать, как оно будет, если. Перемены очень медленные, на уровне микро шагов, и, да, это работа на перспективу и новый опыт, на который уже можно опираться.
Боюсь показаться нескромной, рассказывая про успехи своих клиентов, поэтому расскажу о своем опыте. Опыте жизни в персональном адке, когда он кажется вполне себе нормативным. Т.е. все эти страхи, тревоги, переживания, депрессивные состояния, неадекватные реакции на других людей, неадекватные ожидания от отношений и партнера, совершенно искаженное понимание мира, мнительность, невротичность и саморазрушение – все это перемежалось с какими-то замечательными событиями и вполне успешными свершениями, что заставляло верить, что жизнь, в общем и целом, вроде и ничего. Невозможно было себе даже представить, что можно в той ситуации так не делать, а в другой – того не говорить; что можно было уволиться сразу, а не терпеть несколько лет; что можно было не вступать в разрушающие отношения, а не цепляться в них как в единственное возможное; что можно было «рулить, а не грести».
И именно опыт личной терапии позволил однажды посмотреть на себя со стороны, сделать видимым «вот это вот все», где-то понять, где-то прожить, где-то простить, где-то проплакать и оплакать. И сейчас встречать совершенно другого человека – более ровного, стабильного, здорового, уверенного, достаточно «заземленного», осознающего свою самоценность и уважающего себя, безотносительного мнения окружения. И это так здорово – смело говорить, встречать критику и адекватно реагировать, гибко менять стратегию и тактику, в целом, быть гибкой и открытой, не забывая и о своих потребностях, о защите своих интересов тоже.
Можно сказать, что это и есть изменение качества жизни, так как теперь, опираясь на свои новые возможности, я глубже понимаю, я сильнее чувствую, я гибче и быстрее мыслю, я вижу гораздо больше системных связей своей жизни и могу на многое влиять или, наоборот, с чем-то смиряться и отходить. Как донести, что это как раз про те самые изменения? Когда стою в магазине в очереди, и мне уже не кажется, что кто-то смеется надо мной, или, когда оказываюсь в компании с мужчиной, уже не считываю его интерес к себе исключительно как сексуальный, или, когда делюсь с коллегами какими-то своими идеями и вижу неподдельный интерес, уже не пытаюсь найти в этом подвох и готова открытой критике. Когда стою уверенно на двух ногах, расправив спину, улыбаюсь и грущу, радуюсь и злюсь, наслаждаясь осознанностью происходящего, оставляя еще чуть-чуть на что-то неподвластное.
Вот оно – изменение качества жизни. И в это совместное путешествие я и приглашаю. Да, я знаю, как сложно довериться и открыться переменам. Но оно того стоит.