"Родительские крайности": гендерные стереотипы и гиперопека

Родительские крайности гендерные стереотипы и гиперопека



Когда говорят о «родительских крайностях» в отношении детей, вряд ли стоит противопоставлять гендерные (обусловленные полом) стереотипы разностороннему гармоничному воспитанию. Природой предусмотрено различие полов, а значит гендерные стереотипы в воспитании неизбежны - они выполняют в обществе адаптационную функцию.  

Никто не спорит с тем, что девочка, повзрослев, скорее всего, захочет стать женой и матерью. Образ жены и матери всегда, вне зависимости от культуральных различий, ассоциируется с заботой. Поэтому и логично прививать девочке в первую очередь навыки заботы (например, игра в куклы, домашняя уборка). Но, вместе с тем, что мешает формировать у девочки интерес к учёбе, искусству, технике, спорту? Ведь женщина, будучи женой и матерью, может быть одновременно и коллегой, профессионалом. Принято считать, что мужчина должен быть волевым и целеустремлённым. А кто из родителей хочет, чтобы их девочки выросли безвольными и «аморфными»?

Таким образом, видение взрослеющего человека в самых разнообразных социально-биологических ролях (родителя, профессионала, защитника, супруга и т.д.) позволяет подойти к воспитанию не с позиции крайностей («или… или…»), а с более функциональной позиции сочетания («и… и…»).

В ситуациях, когда родители проявляют чрезмерную заботу о ребёнке (так называемая гиперопека), проявляется прежде всего их неспособность разграничивать психологическое пространство и распределять ответственность между людьми. Такие родители не понимают и не чувствуют того, что ребёнок с первых лет своей жизни уже что-то МОЖЕТ и уже что-то ДОЛЖЕН. Например, ребёнок может, наступив в лужу, выйти из неё сам, получив «двойку» в школе – захотеть улучшить свои оценки и т.д. Вполне достаточно лишь дать понять, что выход из сложившейся ситуации возможен. Точно так же ребёнок должен убрать за собой игрушки или извиниться, если нагрубил. При этом необходимо объяснить ему, почему он должен это делать.

В ситуации гиперопеки родители, рассматривая своего ребёнка как «неспособного», «пока маленького», «ничего не понимающего» и т.п., тем самым лишают его воли и инициативы. Очень быстро, уже к раннему подростковому возрасту, это приводит к атрофии его «могу» и «должен».

Таким образом, здоровая опека и забота должна естественным образом сочетаться в воспитании со свободой и автономностью. Необходимо отметить, что в многодетных семьях это сочетание встречается чаще, чем в семьях с одним ребёнком. Возможно, это связано с тем, что дети, влияя друг на друга, предоставляют друг другу больше свободы, чем взрослые – ребёнку. Кроме того, срабатывает инстинкт: если в семье есть кто-то младше и слабее – ребёнок начинает о нём заботится.

 

http://popyhov.tiu.ru/a95922-roditelskie-krajnosti-gendernye.html



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Женщина должна быть слабой, а мужчина героем? Часть 1. Гендерные стереотипы на службе у рекламы
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Если ребёнок потерялся? Это должен знать каждый! Рекомендации психолога
  • Быть вместе или "Ты мне ничего не должен. Я тебе ничего не должна"
  • Шизофрения Излечима, или Ребёнок, Который Должен Сам для Себя Стать Мамой
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • "Ловушки" любви: «Ты - самый/самая лучший/лучшая, поэтому я должен/должна быть с тобой!»
  • Гендерные роли. Или, кто кому что должен?
  • Ребёнок должен меня бояться!
  • Кто должен бояться: родитель или ребёнок?
  • Гендерные стереотипы в семье
  • Никто никому ничего не должен, но всё же Женщина должна…
  • Когда "никто никому ничего не должен"
  • Дети – родители, кто кому должен?
  • «Ты должен» «Я тебе ничего не должен» - фразы-триггеры, доводящие до точки
  • Гендерные стереотипы
  • Я обещал = я должен или ты никому ничего не должен?
  • «Мужик не должен делать "бабскую" работу», а женщина должна?
  • Гендерные стереотипы студентов
  • Гендерные стереотипы и здоровье мужчин
  • Гендерные стереотипы нашего общества
  • Мальчики не плачут, а девочки не злятся: как стереотипы в воспитании влияют на жизнь
  • Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы
  • Если женщина Принцесса, то мужчина должен.
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Сексуальное воспитание детей. Зачем, Когда , Как и Кто должен рассказывать ребёнку про “это»?
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Приведения, монстры и темнота: когда ребёнок не может уснуть
  • Минет за тарелку супа или мужчина должен, женщина должна
  • Ребёнок не хочет учиться! Или не может?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь