Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы

Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы

Школьные учебники являются важнейшими источниками формирования социокультурных, в частности гендерных, стереотипов у учащихся в ситуации учебной деятельности. Учебные пособия играют немаловажную роль в формировании половой идентичности, гендерной социализации детей.

В данной статье отражены результаты контент-анализа шести учебников начальной школы. Целью исследования явилось изучение представленности в них гендерных стереотипов.

На первом этапе были изучены книги для чтения  (авторы-составители З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева и др.) для второго, третьего и четвертого классов, по которым в настоящее время обучаются дети в школах. За единицу контент-анализа взят изобразительный ряд – иллюстрации, рисунки. Анализ иллюстративного материала проводился по следующим категориям:   

1) общее число изображений лиц мужского и женского пола;

2) количество изображений лиц мужского и женского пола в инструментальной и экспрессивной сферах деятельности;

3) количественное соотношение изображений мальчиков и девочек в сфере учебной деятельности;

4) количественное соотношение изображений лиц мужского и женского пола в сфере отдыха.

В результате исследования выяснилось, что общее количество изображений лиц мужского пола превышает количество изображений лиц женского пола в 2,3 раза (соответственно 69,6% и 30,4% рисунков). Если учесть, что в начальной школе дети легче воспринимают рисунки, то очевидно, что через структуру рисунков бессознательно закрепляется неравенство гендерных образов. Таким образом, уже на начальном этапе исследования в содержании учебников была выявлена гендерная асимметрия.

В ходе контент-анализа идентификация мужского образа  осуществлялась с учетом инструментальной сферы деятельности (в этой сфере представлено 37% изображений женского пола и 62% – мужского). Женский образ отождествлялся с экспрессивной сферой деятельности (в этой сфере распределение следующее: 70% рисунков женского пола и 30%  – мужского). Таким образом, в ходе социализации детей в их сознании за женщиной в большей степени закрепляется семейная сфера, дом. Мужчинам, напротив, чаще отводятся роли вне дома, обычно в профессиональной сфере.

Частота встречаемости мужских профессий превышает частоту изображений женских (соотношение 74% : 25%), причем спектр «мужских» профессий намного разнообразнее (маляр, токарь, строитель, пекарь, столяр, дворник, тракторист, садовник, цветовод, милиционер, учитель, сапожник, агроном, художник, лесник). Женские профессии представлены изображениями врача, учителя, стюардессы, милиционера, архитектора, повара, стоматолога, швеи, агронома.

Сфера отдыха мужских и женских персонажей очень сильно отличается  (соотношение 77% : 22%). Мужские персонажи ловят рыбу, катаются на лодках, велосипедах, лыжах, играют в шахматы, в футбол, путешествуют, заняты хобби. Женские персонажи собирают цветы, ягоды, катаются на велосипедах, лыжах, гуляют в парке, наряжаются, смотрятся в зеркало, играют в куклы. Таким образом, учебники иллюстрируют механизм закрепления качеств за определенным полом. Сообразительность, ловкость, активность – удел мужчин. Забота, мягкость, ласка – стереотипные черты матери.

Авторы-составители учебников подчеркнули основную для школы деятельность – учебную, где девочки-ученицы составили 42% иллюстраций, мальчики-школьники – 57 %. Несмотря на то, что образование в нашей стране является одинаковым по половому признаку, как видим, изображения мальчиков встречаются все же чаще, чем изображения девочек.

На втором этапе был проанализирован учебник «Чтение» – победитель конкурса по созданию учебников нового поколения (авторы-составители В.В.Воронкова, З.Д.Будаева и др.) для второго, третьего, четвертого классов. Анализ осуществлялся по той же схеме. Предполагалось выяснить, какие гендерные стереотипы транслируют учебники новой серии.

Анализ показал, что содержание гендерных стереотипов несколько отличается. Представим результаты сравнения новых данных с полученными на первом этапе. Отличительной особенностью является то, что незначительно увеличилось количество изображений  лиц женского пола. В целом, и в первой, и во второй серии учебников женские образы встречаются в два раза реже, чем мужские.  Существенно сократились изображения женских образов в инструментальной сфере (с 37% до 9%). Врач и учитель – это весь спектр женских профессий. Преобладание женщин в этих областях отражает существующую реальность, но эта сфера социализации женщин намеренно ограничена. Уменьшилась представленность девочек-учениц (с 42% до 32%), зато количество изображений мальчиков-школьников возросло (с 57% до 67%).  Значительно увеличилось количество изображений мужского образа в инструментальной сфере (с 62% до 90%), следовательно, профессиональная сфера определяется как стереотипно мужская. Соотношение между работой и досугом у лиц мужского пола – 90% : 65% (в первой серии – 62% : 77%), у лиц женского пола – 9% : 34% (в первой серии – 37% : 22%).

Без изменения осталась экспрессивная сфера по отношению к обоим образам (для женщин 70%, для мужчин 30%). Таким образом, женский образ большей частью отражен в семейной роли, мужской образ – в профессиональной роли. Стереотип о силе, смелости как главных характеристиках мужского начала очень устойчив. В новой серии учебников данная сфера усиливается изображением десантников, пограничников.

Таким образом, контент-анализ учебников показал, что в их содержании имеются гендерные стереотипы, основанные на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном, и их иерархии. Гендерные стереотипы, которые содержатся в данных учебниках, отличаются доминированием мужского образа. Они транслируют патриархальные представления о роли мужчин и женщин в жизни общества, закрепляющие за мужчинами сферу общественной жизни, а за женщинами – семейную сферу.

Сравнительные данные показали, что учебники новой серии воспроизводят гендерный стереотип даже более активно, чем предшествующие. Вряд ли такое положение вещей отражает современную действительность: в обществе сейчас наблюдаются социальные перемены в отношении гендерных ролей и стереотипов.


Примечание: материал опубликован:
1) Заиграева Н.В. Трудности развития у детей: диагностика и коррекция: Материалы межрегиональной  конференции. – Иркутск: ГОУ ВПО «ИГПУ», 2006. – С.23-25.
2) Заиграева Н.В. Гендерная социализация детей и подростков в условиях психического дизонтогенеза : монография. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016. – 195 с.



Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем переживать из-за каждой цацы мужского пола?
  • Мужские и женские энергии, взаимодействие мужского и женского начал
  • Лицам мужского пола старше 4-х лет вход в женскую раздевалку…
  • Роли в семье: 3 правила гармонии мужского и женского начал
  • Что делать, чтобы иметь успех у женского пола? Что главное?
  • Бесплатный вебинар в Москве.Союз мужского и женского. Внутренний образ ваших отношений.
  • Техника гармонизации мужского и женского начала.
  • Мандала - терапия. Гармонизация мужского и женского начала.
  • Мандала – терапия. Гармонизация мужского и женского начала 2.
  • Тайна мужского и женского.
  • Эволюция Мужского и Женского
  • Единение мужского и женского
  • Что происходит у нас в сексе? Причины сексуальных проблем. Разница мужского и женского подхода в сексе
  • Задача мужчины и женщины в мире противоположностей... Гармония женского и мужского начала
  • Различия женского и мужского мозга
  • Отличия женского и мужского оргазма
  • Стратегии женского и мужского обесценивания
  • Раскрепощение - обретение гармонии мужского/женского как основы настоящего Я
  • Левополушарное и правополушарное на примере мужского и женского
  • О разводах,расставаниях и гармонии мужского и женского
  • Электрик женского пола
  • Гуянь-Инь – баланс женского и мужского принципа
  • Системные расстановки на «восстановление мужского и женского потока»
  • О женщине и Человеке женского пола
  • Влияние мужского и женского внутреннего мира на развитие личности
  • Психология женского-мужского благополучия. Формула гармоничного брака.
  • Паззл №1 "Баланс мужского и женского начал в отдельно взятом человеке»
  • Сколько в нас мужского, а сколько женского или о гармонии с самим собой.
  • Баланс мужского и женского внутри нас "Анима и Анимус". Практика.
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь