|
Гендерные стереотипы в учебниках начальной школыАвтор статьи: Заиграева Надежда Викторовна
В данной статье отражены результаты контент-анализа шести учебников начальной школы. Целью исследования явилось изучение представленности в них гендерных стереотипов. На первом этапе были изучены книги для чтения (авторы-составители З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева и др.) для второго, третьего и четвертого классов, по которым в настоящее время обучаются дети в школах. За единицу контент-анализа взят изобразительный ряд – иллюстрации, рисунки. Анализ иллюстративного материала проводился по следующим категориям: 1) общее число изображений лиц мужского и женского пола; 2) количество изображений лиц мужского и женского пола в инструментальной и экспрессивной сферах деятельности; 3) количественное соотношение изображений мальчиков и девочек в сфере учебной деятельности; 4) количественное соотношение изображений лиц мужского и женского пола в сфере отдыха. В результате исследования выяснилось, что общее количество изображений лиц мужского пола превышает количество изображений лиц женского пола в 2,3 раза (соответственно 69,6% и 30,4% рисунков). Если учесть, что в начальной школе дети легче воспринимают рисунки, то очевидно, что через структуру рисунков бессознательно закрепляется неравенство гендерных образов. Таким образом, уже на начальном этапе исследования в содержании учебников была выявлена гендерная асимметрия. В ходе контент-анализа идентификация мужского образа осуществлялась с учетом инструментальной сферы деятельности (в этой сфере представлено 37% изображений женского пола и 62% – мужского). Женский образ отождествлялся с экспрессивной сферой деятельности (в этой сфере распределение следующее: 70% рисунков женского пола и 30% – мужского). Таким образом, в ходе социализации детей в их сознании за женщиной в большей степени закрепляется семейная сфера, дом. Мужчинам, напротив, чаще отводятся роли вне дома, обычно в профессиональной сфере. Частота встречаемости мужских профессий превышает частоту изображений женских (соотношение 74% : 25%), причем спектр «мужских» профессий намного разнообразнее (маляр, токарь, строитель, пекарь, столяр, дворник, тракторист, садовник, цветовод, милиционер, учитель, сапожник, агроном, художник, лесник). Женские профессии представлены изображениями врача, учителя, стюардессы, милиционера, архитектора, повара, стоматолога, швеи, агронома. Сфера отдыха мужских и женских персонажей очень сильно отличается (соотношение 77% : 22%). Мужские персонажи ловят рыбу, катаются на лодках, велосипедах, лыжах, играют в шахматы, в футбол, путешествуют, заняты хобби. Женские персонажи собирают цветы, ягоды, катаются на велосипедах, лыжах, гуляют в парке, наряжаются, смотрятся в зеркало, играют в куклы. Таким образом, учебники иллюстрируют механизм закрепления качеств за определенным полом. Сообразительность, ловкость, активность – удел мужчин. Забота, мягкость, ласка – стереотипные черты матери. Авторы-составители учебников подчеркнули основную для школы деятельность – учебную, где девочки-ученицы составили 42% иллюстраций, мальчики-школьники – 57 %. Несмотря на то, что образование в нашей стране является одинаковым по половому признаку, как видим, изображения мальчиков встречаются все же чаще, чем изображения девочек. На втором этапе был проанализирован учебник «Чтение» – победитель конкурса по созданию учебников нового поколения (авторы-составители В.В.Воронкова, З.Д.Будаева и др.) для второго, третьего, четвертого классов. Анализ осуществлялся по той же схеме. Предполагалось выяснить, какие гендерные стереотипы транслируют учебники новой серии. Анализ показал, что содержание гендерных стереотипов несколько отличается. Представим результаты сравнения новых данных с полученными на первом этапе. Отличительной особенностью является то, что незначительно увеличилось количество изображений лиц женского пола. В целом, и в первой, и во второй серии учебников женские образы встречаются в два раза реже, чем мужские. Существенно сократились изображения женских образов в инструментальной сфере (с 37% до 9%). Врач и учитель – это весь спектр женских профессий. Преобладание женщин в этих областях отражает существующую реальность, но эта сфера социализации женщин намеренно ограничена. Уменьшилась представленность девочек-учениц (с 42% до 32%), зато количество изображений мальчиков-школьников возросло (с 57% до 67%). Значительно увеличилось количество изображений мужского образа в инструментальной сфере (с 62% до 90%), следовательно, профессиональная сфера определяется как стереотипно мужская. Соотношение между работой и досугом у лиц мужского пола – 90% : 65% (в первой серии – 62% : 77%), у лиц женского пола – 9% : 34% (в первой серии – 37% : 22%). Без изменения осталась экспрессивная сфера по отношению к обоим образам (для женщин 70%, для мужчин 30%). Таким образом, женский образ большей частью отражен в семейной роли, мужской образ – в профессиональной роли. Стереотип о силе, смелости как главных характеристиках мужского начала очень устойчив. В новой серии учебников данная сфера усиливается изображением десантников, пограничников. Таким образом, контент-анализ учебников показал, что в их содержании имеются гендерные стереотипы, основанные на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном, и их иерархии. Гендерные стереотипы, которые содержатся в данных учебниках, отличаются доминированием мужского образа. Они транслируют патриархальные представления о роли мужчин и женщин в жизни общества, закрепляющие за мужчинами сферу общественной жизни, а за женщинами – семейную сферу. Сравнительные данные показали, что учебники новой серии воспроизводят гендерный стереотип даже более активно, чем предшествующие. Вряд ли такое положение вещей отражает современную действительность: в обществе сейчас наблюдаются социальные перемены в отношении гендерных ролей и стереотипов.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|