Эволюция Мужского и Женского

Различия между мужчинам и женщинами  существовали века. Тысячелетиями женщины мирились с этими  различиями и брали на себя те роли, которые им предлагали. Но где-то в начале ХХ века свершилась революция, приведшая к тому, что женщины по-новому взглянули на себя и потребовали от мужчин , чтобы они тоже изменили  свое отношение к ним.

Впервые женщины стали требовать равенства во всех сферах жизни, разрушая при этом устоявшиеся стереотипы, которые благодушно принимали их мамы, бабушки, прабабушки. 

Появление эффективных противозачаточных средств и приход женщин в сферу общественно-полезного труда дали им независимость в сфере деторожденияи экономическую свободу. Так был порожден кризис во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами. Привыкшие властвовать мужчины ожидали покорности. Но теперь женщины говорили: "Нет", не понимая того, что должны они делать как "новые женщины". Так началась игра, в которой отменили старые правила, а новые еще не создали.

Женщины жаждут свободы, а в следующий момент хотят, чтобы их опекали. Пошли работать и научились содержать себя самостоятельно, но все равно ждут, что мужчина придержит дверь в офис и пропустит вперед.Умоляют, чтобы мужчина был предельно откровенным, не скрывал своих уязимых мест. Но вдруг обнаруживают, что испытывают отвращение, когда мужчина демонстрирует свои слабости.

Как женщины конца ХХ – начала ХХI века довольно успешно формирует профессиональную и финансовую стороны жизни, но как только дело доходит до взаимоотношения с мужчинами вдруг становятся  наименее удачливы.

Мужчина: «Одинокий охотник – отставной воин»

Время дйствия –тысячи лет назад. Земля необузданная планета с вулканами , ледниками, наводнениями и суровым климатом. Прижимаясь друг к другу, члены семьи едят свою единственную за весь день пищу. Уже неделю идет дождь. Охотится сложно. Но мужчина видит как женщина и его двое детей с жадностью облизывают свои пальцы и он знает, что должен охотится и не возаращаться без добычи. Неожиданно он бросается к выходу из пещеры – это другой более сильный мужчина хочет забрать его женщину, его пещеру или зверь, хочет утолить голод, а может быть ветер. Он никогда не может быть уверен. Вот почему он никогда не сядети спиной к выходу, чтобы всегда видеть приближающуюся опасность, вот почему он во сне полностью не отдыхает. Он боится. Но когда смотрит на свою женщину и детей, то знает, что не имеет права показывать им свой страх. Без его мужества они потеряют надежду и пропадут. Он должен быть сильным. Он помнит, что он Охотник, он Мужчина .

В результате продолжительность жизни современного мужчины на 10-15 лет короче, чем у женщин. Подверженность инсультам и инфарктам в соотношении 1/3.

Отставной воин.

Мужчине ХХ века не нужно было ни охотиться, ни воевать. Все, чему его учили веками, оказалось ненужным. Нет больше битв, нет врагов, нет дуэлей. Он – отставной воин. Что говорят о мужчинах: "Он всегда находится в обороне…", "Ему так трудно открыто проявить свои чувства..", "Мой приятель так злится, когда его критикуют или задевают, любое разногласие он воспринимает как нападение…", "Когда мой муж чем-нибудь расстроен, он это скрывает, и только спустя несколько дней соглашается рассказать …"

"Быть мужчиной " – означает скрывать свои чувсва, выигрывать в соревнованиях, бороться за выживание в этом суровом мире, отстаивать свою независимость, держать себя в руках.

Почему мужчины всегда стремятся властвовать над женщиной?

Вернемся в далекие времена: женщина могла забеременеть и родить ребенка, а мужчина – нет. Если женщина не хотела, чтобы мужчина полностью подавлял ее, она предпочитала не иметь с ним сексуальных отношений, потому что забеременев, она теряла равенство с ним. Родив ребенка, она должна была заботиться о нем. Когда появлялось несколько детей – она становилась зависимой во всем. Мужчины искали, добывали и распределяли добычу. Если у женщины были плохие отношения с вождем, ее лишали мяса, обрекая на голодную смерть. Возможно, поэтому,  некоторые мужчины звереют только от мысли, что их жены пойдут работать и принесут в дом "свой кусок мяса" – их абсолютная власть оказывается под угрозой. 

Много теорий, почему мужчина тянется к подобному господству:

  • благоговейный страх и подсознательная зависть к возможности продолжать род;
  • интуиция, созидательные способности;
  • стремление избежать сходства с жещинами, чтобы отражает желание оторваться от своей  матери (мать для мальчика наиболее родное существо, он с ней и ассоциируется, в период полового созревания происходит проявление потребности самоутвердиться – не позволяют прикоснуться к себе, приласкать, даже ненавидят, подавляя в себе все женское).

Так преодолевается сильная зависимость от матери, которая все еще чувствуется. Бунтующий маленький мальчик в мужчине стремится доказать, что он и его мать – не единое целое.

Каким учили быть мужчину: недоверчивым и подозрительным,             скрывающим свои чувства, внешне сильным и непобедимым,                     конкурирующим, знатоком внешнего мира, независимым (одиноким)

Каким женщины хотят, чтобы он был: доверчивым и открытым,                   показывающим свои чувства, обнаруживающим свою уязвимость,                      сотрудничающим, знатоком внутреннего мира, чувствующим потребность в нас.

Женщина: «Разбитое сердце» или «Смогу все сама».

История одной девочки, которая больше всего хотела на свете любить.

Жила – была девочка, которая больше всего на свете хотела быть счастливой. Она читала сказки про принцев и принцесс и про настоящую любовь. Она решила, что будет делать все, чтобы встретить в жизни такую любовь. А пока к ней стоит подготовиться…Оглядевшись, она увидела , что единственный , кто достоин обожания – это ее отец. Как большинство девочек, она считала своего отца совершенством и лелеяла в себе любовь к нему.

Но вот однажды отец маленькой девочки, собрав чемоданы, сообщил ей, что уходит. Он, конечно по-прежнему, очень любит ее, но он не может больше жить с ее мамой… Девочка кинулась в свою комнату, упала на кровать и зарыдала: "Как же он мог бросить меня? Наверное, я мало его любила…"

Так маленькая девочка решила стать самой любящей девочкой на земле. Как подарить своему отцу счастье? Она стала получать пятерки, училась музыке и танцам, прочла множество книг… Но она еще пришла к выводу, что отец будет любить ее тогда, когда она внимательно будет его выслушивать, никогда не перечить, будет говорить своему отцу, что он самый умный, самый красивый мужчина на свете. Она никогда не должна спорить с ним или критиковать его – ему это не понравится, и он станет меньше любить ее.

Но отец маленькой девочки так и не вернулся, но сказал: "ты – самая любящая маленькая девочка на свете". Теперь она была готова к взрослой жизни.

 Как соблазнить принца из седьмого класса?

Девочка выросла, и когда пришла пора влюбиться, она была уверенна, что знает, что нужно делать: "нужно любить своего друга та-а-к сильно, и быть та-а-кой хорошей, чтобы он  чувствовал себя та-а-к хорошо, чтобы жить не смог без тебя?"

Она так и поступила: нашла мальчика, который ей понравился, и начала его любить – передавала записки через подруг и его друзей, болела за него на соревнованиях, и никогда не забывала сказать ему, какой он замечательный и великолепный. И он сказал себе: "Клянусь, никто никогда не любил меня так, даже мои родители. По-моему, я тоже люблю ее."

 Какое-то время она была счастлива. Но  постепенно она стала замечать, что хотя у нее и есть друг, но она не была счастлива. И она вдруг обнаружила, что хотя она и обращалась с мальчиком, как с принцем, он вел себя с ней отнюдь не как с принцессой…

И она бросилась на кровать и зарыдала: "Я люблю его больше, чем он меня. Как же это могло случиться?"

Королева сердец.

Прошли годы. Девочка превратилась в интересную молодую женщину, а ее увлечения – в любовные истории или замужества.Она отчаянно старалась любить  каждого своего принца и удержать его возле себя, делая все для того, чтобы быть для него любящей женщиной. Но она вооружилась более сильными боевыми средствами: потоки стихов, подарки, сюрпризы, планы на совместный отдых, постоянно помогая и советуя мужчине, она стремилась стать для него незаменимой, она окружала его любовью заботой и вниманием, пока он не начинал чувствовать себя самым любимым мужчиной на свете.

Но каждый раз повторялось одно и тоже: он говорил, что его никто еще так не любил, ему повезло, что такая женщина находится рядом. А ей просто некогда было задуматься над тем, получает ли она что-нибудь взамен, пока однажды не обнаруживала, что ее мужчина с удовольствием принимает все ее проявления, совсем не стараясь платить ей тем же.И если она уставала подкреплять их отношения, они подходили к разрыву.

Мужчина признавался: "Боюсь, я не люблю тебя так сильно, как ты любишь меня", и сказав "прощай", уходил. И женщина  бросалась в свою комнату, падала на кровать и рыдала, думая : "Почему?»

Женщина обеспокоена тем, насколько сильно любит ее мужчина, что не успела остановиться и задуматься, а любит ли его она сама.

  1. Усердие стать подходящей женщиной для мужчины не оставляло времени задуматься, подходит ли он ей.
  2. Влюблялась в таких мужчин, которые не подходили ей (не старалась проанализировать свои чувства.).
  3. Не давала мужчине осознать свои чувсва . Покупала его расположение.

              По Берту Хэллингеру,  хорошие отношения в паре начинаются с признания, что каждый принимает в дар то, чего ему не хватает. Мужчина принимает в дар от женщины то, чего ему не хватает как мужчине. Женщина принимает от мужчины в дар то, чего ей не хватает как женщине. Так исполнение любви в природном, изначальном смысле удается в силу взаимного признания потребности и готовности подарить другому то, чего не хватает ему самому, и принять то, чего не хватает тебе. Это основа отношений пары.

Этот обмен нарушается, когда один из партнеров ведет себя так, будто ему ничего не нужно, так сказать, осаживая другого, говоря ему что-то вроде: «Посмотрим, что тебе нужно, может быть, я дам тебе это». Такая позиция разрушает отношения в паре, потому что, когда один приносит свои потребности, а другой делает вид, что у него таковых нет и вообще ничего не нужно, это — сильнейшая травма.

«Basso continue» в концерте любви в стиле барокко звучит в глубине своей всегда одинаково: «Я люблю тебя, я беру тебя; я беру тебя в мужья и отдаю себя в жены. Я беру тебя в жены и отдаю себя в мужья». Такое исполнение — глубоко смиренно. Все остальное, включая обмен между мужчиной и женщиной, строится на этой основе.

«Давать» и «брать» в партнерских отношениях

Отношения в паре складываются, когда мужчина и женщина признают друг друга разными, но при этом равноценными партнерами. Когда они выступают по отношению друг к другу равными.

Партнерские отношения удаются благодаря постоянному обмену «давать — брать». Один дает — другой берет, с любовью прибавляет к полученному что-то и возвращает. Другой снова прибавляет что-то — потому что любит — и отдает обратно. Благодаря обмену, постоянной компенсации с небольшим «приростом» отношения в паре складываются удачно.

Взгляды З. Фрейда:

Классики психоанализа, в частности З.Фрейд, описывает женщин скорее в терминах  того, что у них отсутсвует в телах и душах, чем относительно того, что у них присутсвует. Отсутсвие пениса делает женщину низшим и вечным существом. Фрейд полагал, что нормальные женщины страдают от зависти к пенису, мазохистичны и нарцистичны, их суперэго (совесть) слабо развито.

  • Компетентная и уверенная в себе женщина, занимающая активную жизненную позицию, проявляет «маскулинный комплекс»; 
  • Женщина, стремящаяся иметь ребенка, на самом деле замещает свое желание обзавестись пенисом;
  • Женщина, которую влечет к мужчине, пережила травматическое осознание, что у нее нет пениса, и у ее матери его тоже нет, и она свое либидо направляет на отца, потом на мужчину-его заместителя;
  • Сексуально активная женщина не может наславждаться своей чувственностью, она действует компульсивно, пытясь избавиться от тревоги по поводу собственной «кастрации».

Взгляды К.Г. Юнга:

Юнг не рассматривал женщин как «дефективных мужчин». С его точки зрения, у женщин есть сознательная феминная сущность и бессознательный феминный компонент - анимус, в то время как у мужчин  - сознательная маскулинная личность и феминная анима в бессознательном.

Согласно Юнгу, личность женщины характеризуется субъективностью, восприимчивостью, пассивностью, способностью воспитывать и заботиться. Юнг не считал женщин внутренне дефектными, тем не менее, он полагал, что они не столь способны к творчеству, не столь объективны в своих воззрениях и активны в жизни, как мужчины.

Личность мужчины он определяет рациональностью, духовностью, способностью действовать свободно, решительно и безпристрастно. Этими свойствами мужчины наделены  от природы. Женщины, обладающими этими свойствами, испытывают затруднения, так как по своей природе не являются мужчинами. Такие женщины наделены не сознательной частью, а маскулинным анимусом (содержанием бессознательного), который менее дифференцирован, чем мужской интеллект. Такой анимус может быть враждебным и упрямым.

 Юнг полагал, что мужчина - это творец, а женщина - это только помощница в его мужском творчестве. Теория Юнга расхолаживала женщин в их стремлении к достижениям. Он писал: «Выбирая мужскую профессию, обучаясь и работая как мужчина, женщина совершает нечто такое, что не соответствует, если не вредит прямо, ее женской природе.»

Архетипический взгляд на женскую и мужскую психологию. 

Подход Джин Шиноды Болен объединяет два аспекта: юнгианский и фемининный, которые позволяют увидеть женскую психологию более целостно.

Образы античных богинь являются могучими незримыми силами, определяющими поведение и чувства. Знание о «богинях» в каждой из женщин  - это открывающиеся перед женщиной новые территории сознания. Когда она постигает, какие «богини» проявляются в ней  как господствующие внутренние силы, появляется и понимание себя, осознание власти определенных собственных инстинктов, осознание своих приоритетов и способностей, возможность найти личный смысл в тех решениях, к которым остальные люди могут оставаться равнодушными.

Схемы «Богинь» оказывают влияние и на отношения с мужчинами. Они помогают объяснить определенные трудности во взаимоотношениях и механизм возникновения влечения, какое женщины того или иного типа питают к определенныммужчинам. Предпочитают ли они мужчин властных и преуспевающих? Невзрачных и творческих? Инфантильных? Какая именно «богиня» подталкивает женщину к определенному типу мужчин?

Схемы взаимоотношений с близкими людьми  также несут на себе отпечаток  той или иной богини: «отец и дочь», «мать и сын», «мать и дочь», «влюбленные» - каждая такая пара представляет собой конфигурацию, характерную определенной богине. И каждая женщина наделена божественными дарами, которые следует  изучить и с благодарностью принять. Колме того, у каждой есть свои установленные свыше границы, которые нужно распознать и преодолеть, чтобы измениться…

Каждой женщине в своей жизни предстоит сделать больше, чем она может, по ее собственному разумению. Если разгадать миф, отражающий индивидуальную ситуацию женщины, то он может стать источником мужества и прозрения, подсказкой, как реагировать на новые требования жизни и придает смысл предстоящей борьбе.

Греческие богини Олимпа, каждая из которых уникальна, а некоторые из них даже враждебны друг другу, представляют собой метафору внутреннего разнообразия и внутренних конфликтов женщины, тем самым, проявляя ее сложность и разнообразие. В каждой женщине потенциально присутствуют все богини. Когда несколько богинь сражаются за гсподство над женщиной, ей необходимо самой решить какие аспекты ее сущности и в какое время будут доминирующими, иначе она будет метаться из крайности в крайность.

Когда в женщине пробуждаются паттерны Афины и Артемиды, такие женские качества как восприимчивость, принятие, забота, способность воспитывать слабо выражены в ее личности.

Способ адаптации Артемиды (богини охоты) к жизни - это обособление от мужчин. Такие женщины яркие индивидуалистки. Они одиноки, делают только то, что имеет значение для них.

Афина (богиня мудрости) входит в мужсое общество как равная и даже лучшая (рубаха-парень). Ее способ адаптации - идентификация с мужчиной и преуспевание в традиционно мужских занятиях.

Созерцательная устремленность Гестии (богини домашнего очага) во внутренние глубины души держит ее на эмоциональной дистанции с окружающими. Ее способ адаптации - удаление от мужчины. Женщина, движимая Гестией, затушевывает свою женственность, чтобы не привлекать к себе нежелательный интерес со стороны мужчин, избегает конфликтных ситуаций и живет замкнуто. Склонность к ежедневным размышлениям придает смысл ее жизни.

Эти три богини не изменяли себе, в какие бы отношения они не были вовлечены. Их никогда не одолевали ни другие боги, ни собственные эмоции, ниродственные отношения, ни перемены. Этот тип женщин отрезан от собственной эмоциональной и инстинктивной жизни, «непроицаем», в нее никто не может «проникнуть». Эта женщина не знает, что такое эмоциональная близость.

Гера (жена), Деметра (мать) и Персефона (дочь) соттветсвуют юнговскому определению женщины. Их задача развивать сосредоточенность, объективность и уверенность. В мифах их подавляли и унижали мужчины. Каждая страдала из-за разрушительных привязанностей и испытывала бессилие.

Женщина типа Геры может избежать долгих лет страданий, не позвоив себе преждевременно и неразумно поспешить выйти замуж. До замужества ей необходимо научиться разбираться в характере мужчины и его способности любить, ибо ее судьба будет обусловлена ее выбором.

Женщина-Деметра должна осознавать, при каких обстоятельствах она могла бы забеременеть. И предпринять соответсвующие меры до того, потому что богине в ней, ощущаемой как принуждающий инстинкт материнства любой ценой нет дела до последствий.

Женщине - Персефоне лучше было бы покинуть родной дом и поступить в колледж или на работу, так как существует большая вероятность, что дома взросление податливой маминой дочки может затянуться.

Архетипический взгляд на мужскую психологию.

В нашей культуре верховодят мужчины, и, несомненно, им достаются лучшие роли, – во всяком случае, роли, сулящие власть и деньги. Однако многие из них страдают от депрессии, которая влечет за собой алкоголизм, трудоголию, пристрастие к телевизору – в общем, все, что позволяет притупить чувства. Другие злы и обижены на жизнь, и любая мелочь – начиная от манеры вождения незнакомца на дороге и заканчивая поведением ребенка – может возбудить в них вспышку ярости и враждебности. Кроме того, они страдают от заниженных жизненных ожиданий. Судя по тому, насколько несчастливы мужчины, им тоже несладко живется при патриархате.

Приспосабливание, которого требуют от мужчин в нашей патриархальной культуре, подобно описанному в греческой мифологии прокрустову ложу.  Один мужчина был директором крупной редакции. Но каждый день он шел на работу, переживая свою маленькую смерть. На достижение подобных целей многие мужчины тратят лучшие годы своей жизни, и далеко не всем удается их достигнуть. Но он страдал серьезным заболеванием, которое я наблюдаю у многих мужчин среднего возраста: глубокая депрессия и недовольство собственным положением. Когда ты отрезан от внутренних источников радости и жизненной силы, существование кажется плоским и бессмысленным.

Женщины всегда помогали мужчинам интерпретировать их внутренний мир, ибо они нередко делятся с женщинами тем, чем не склонны делиться друг с другом. Многие мужчины предпочитают психоаналитиков противоположного пола, – с женщинами они чувствуют себя в большей безопасности, им легче делиться своими проблемами с женщиной. Сами они говорят, что это позволяет избежать чувства соперничества и страха перед общением, которые мог бы пробудить в них аналитик-мужчина.

"Особая женщина" в чем-то сродни подлинному наставнику, ее особая задача состоит в том, чтобы поддерживать связь молодого мужчины с его Мечтой. Она помогает ему пробудить ту часть "я", где эта Мечта обитает. Такая женщина облегчает ему переход во взрослый мир и следование за Мечтой. Отчасти ей это удается за счет того, что она активно играет роль учителя, советчика, опекуна, критика. На более глубоком психологическом уровне она дает мужчине возможность проецировать на себя свою внутреннюю женщину – то, что Юнг называл "анимой", – которая пробуждает и поддерживает в нем героические порывы1.

Таким образом, "Боги в каждом мужчине" – это психология мужчины с точки зрения женщины. При этом я делаю то, что женщины делали для дорогих им мужчин на протяжении многих столетий: отражаю то, что вижу, осознавая, насколько важно проявлять чуткость при описании их недостатков и проблем, а также оценивать по достоинству их позитивные качества. Книга написана с точки зрения сочувствующего наблюдателя – именно такую точку зрения я склонна занимать и на работе, и в личной жизни. Книга "Боги в каждом мужчине" предлагает "бинокулярный" взгляд на психологию – точку зрения, учитывающую как сильные архетипы, действующие внутри личности, так и внешние стереотипы, которым необходимо соответствовать. Понимание обоих этих факторов помогает нам лучше разобраться, в чем состоят наши конфликты и как можно скорее достичь целостности. Здесь я говорю о богах в каждом мужчине, но и в женщинах нередко обнаруживается тот или иной бог. Точно так же выяснилось, что часть психики мужчины тоже может ассоциироваться с той или иной богиней. Боги и богини представляют определенные качества в человеческой психике. В качестве архетипов в каждом из нас присутствует весь пантеон греческих божеств – как мужских, так и женских. Однако боги, как правило, более сильны и влиятельны в личности мужчины, а богини – в личности женщины.

Быть подлинным – значит обладать свободой развивать те свои черты и потенциальные возможности, к которым чувствуешь природную склонность. Когда человека принимают таким, какой он есть, он может быть подлинным, одновременно сохраняя высокую самооценку. Это возможно только тогда, когда реакция значимых для нас людей не расхолаживает, а поощряет нас к искренним и спонтанным поступкам или когда мы поглощены делом, доставляющим нам радость. Вначале родители, а затем культура с самого детства играют для нас роль зеркала, где мы видим себя либо заслуживающими приятия, либо нет. Если внутренняя сущность человека слишком расходится с ожиданиями мира, ему нередко приходится приспосабливаться ради того, чтобы быть принятым окружающими, – и при этом может случиться так, что он будет постоянно носить маску и играть в жизни ничего не значащую для него роль.

В книге "Под тенью Сатурна" Джеймс Холлис размышляет о причинах психологической уязвимости мужчин. Большинство современных мужчин выросли под тенью Сатурна — бога, который поедал собственных детей, несших угрозу его власти. В нашей культуре мальчики растут под гнетом образа Мужчины — человека, который должен исполнять различные социальные роли, отвечать определенным ожиданиям, участвовать в конкурентной борьбе и враждовать со своими соперниками. Никто не учит их заниматься внутренним поиском и прислушиваться к зову собственной души. Только разрешив свои проблемы, в частности связанные с воздействием негативного материнского комплекса, отсутствием необходимого образца маскулинности и ритуалов инициации, современный мужчина сможет почувствовать себя зрелым человеком, способным доверять себе и строить доверительные отношения с окружающими.

Если бы мужчина попытался понять свое внутреннее состояние, он ощутил бы, как его переполняют стыд, слабость и неуверенность в себе. Если раньше женщины считали, что социальное положение мужчин является привилегированным, ибо в большинстве своем именно они стоят во главе разных социальных институтов, то теперь женщины видят, в каком ужасном смятении оказались мужчины в силу своей же социальной тирании, и начинают смотреть на мужчин с возрастающей симпатией и пониманием.

Силыбессознательного, общественные институты и идеологии, направляющие нашу жизнь,настолько инертны, что нельзя надеяться на быстрое изменение общества ихарактерных для него социально-половых ролей. Но первое и обязательное условие- мужчины должны осознать, что несут в себе мучительную травму. Бессознательное ощущение своей уязвленности заставляет их постоянно наносить травмы и себе, и женщинам. Я часто прихожу в недоумение от того, как у женщин помимо их воли растет ненависть к мужчинам, которые их подавляют, и почти так же удивляюсь тому, как у мужчин растет страх и ненависть по отношению друг к другу. Он пишет: «Двенадцать лет назад отношение анализируемых женщин и мужчин в моей практикесоставляло 9:1. Теперь среди моих пациентов больше мужчин, чем женщин (всоотношении 6:4)».

В мужском странствии существует много этапов и много опасностей. Наши страхи и задачи, которые мы перед собой ставим, очень много для нас значат. Это неправда, что все, чего мы не знаем, не причинит нам боли; в действительности все, чего мы не знаем, причинит нам очень сильную боль, и тогда мы, как Самсон, вслепую обрушим храм на свои головы

Мужчина в нашей культуре - это человек, который должен исполнять различные социальные роли, отвечать определенным ожиданиям, конкурировать и испытывать враждебность. Но именно это обесценивает лучшие качества и способности мужчин, ведет к тому, что это бремя становится невыносимым. Оно ощущалось всегда, но сегодня мужчины, обладающие мужеством, начинают сомневаться в необходимости жить, испытывая бремя этой тени.

Восемь сокровенных мужских тайн  

Жизнь мужчины, как и жизнь женщины, во многом определяется ограничениями, заложенными в ролевых ожиданиях.

Жизнь мужчины в существенной мере управляется страхом.

Феминность в мужской психике обладает огромной властью.

Мужчины хранят молчание с целью подавить свои истинные эмоции.

Травма является необходимой, так как мужчины должны покинуть мать и психологически выйти за рамки материнского.

Жизнь мужчин полна насилия, так как насилию подверглась их душа.

Каждый мужчина очень тоскует по отцу и нуждается в общении со старейшинами своего сообщества.

Если мужчины хотят исцелиться, им следует мобилизовать все свои внутренние ресурсы, восполнив то, что они в свое время не получили извне.

                     Холлис пишет: «Я знал, что отец работал на нас, страдал из-за нас, беспокоился о нас, и сначала я не думал, что у него могут быть какие-то болезненные переживания, связанные с его работой. Вместе с тем я понимал: такая жизнь не идет ему на пользу, но, по-видимому, жить именно так для него значило быть мужчиной».

«Военное время дало мне второе неоспоримое послание о том, что значит быть мужчиной. Я был твердо уверен: моя судьба заключается не в том, чтобы стать "акулой капитализма", а в том, чтобы вырасти и стать солдатом, отправиться куда-то далеко, чтобы там убивать или быть убитым либо же измученным и искалеченным вернуться домой».

Каждый мужчина может вспомнить похожие переживания. Каждый может оказаться в ситуации, когда он чувствует, что от него требуется нечто большее, чем просто способность понять.

Ребенок, втянутый в такой водоворот событий, отчаянно ищет хоть какую-то информацию, пример для подражания, модель поведения, совет, указание, помощь. Получив ее, он может сразу отказаться и, возможно, даже станет подавлять. Выбрав этот путь, юноша надеется, что "они" (взрослые) отведут его в сторонку и научат всему, что ему нужно знать. Хотелось надеяться на то, что однажды "они" отведут меня в сторонку и научат, как быть мужчиной. Я верил, что это может случиться, когда нужно будет пойти в школу.  Но, к своему удивлению и разочарованию, с приближением дня, когда я должен был пойти в школу, я почувствовал, что "они"никогда не отведут меня в сторону и не скажут, что значит быть мужчиной и как вести себя по-взрослому.

Теперь я, конечно же, знаю, что "они", старейшины нашего времени, тоже не знали, что значит быть мужчиной. Они тоже не прошли инициацию и вряд ли могли пережить таинства и получить освобождающее их знание.

Так постепенно я пришел к осознанию необходимости совершения переходного ритуала, превращающего мальчика в мужчину. В связи с тем, что переходные ритуалы практически исчезли из нашей культуры, мужчине приходится самостоятельно доходить до понимания важности такого рода событий. Ибо то, чего теперь нам не дает наша культура, мы вынуждены искать для себя сами. В нашей культуре лишь очень немногим людям удается осуществить психологическое отделение от родительской семьи и стать взрослыми, поэтому имеет смысл раскрыть и осмыслить переживания человека на всех стадиях процесса инициации. Повторяю: все, что нам не дала наша культура, приходится восполнять самостоятельно.

Обобщенно можно представить шесть стадий переходного ритуала. Несмотря на то что содержание каждой из них различалось в зависимости от местных условий и традиций, сами стадии вполне вписывались в единые общекультурные формы.

Ритуал: из мальчика в мужчину.

Первая стадия переходного ритуала - физическое отделение от родителей, необходимое для начала психологического отделения. Здесь у мальчика никогда не было выбора. Среди ночи его "похищали" у родителей старшие соплеменники, которые, надевая маски или раскрашивая лица, перевоплощались в богов или демонов. Маски помогали им совершить переход с уровня родственников и соседей к уровню богов и архетипических сил. Внезапность и даже насилие, присущее такому отделению, олицетворяли собой тот факт, что ни один юноша добровольно не расстанется с комфортом домашнего очага. Его тепло, защита и забота имеют огромную притягательную силу. Но остаться у домашнего очага, образно или реально, значит остаться ребенком и тем самым отречься от возможности стать взрослым.

Второй стадией переходного ритуала была смерть. Мальчик должен был быть символически похоронен: он проходил через темный туннель, полностью погрузившись в реальный или символический мрак. Хотя это действо несомненно, приводило его в ужас, на самом деле юноша переживал символическую смерть детской зависимости. Он по-настоящему страдал от утраты родительского очага. "Ты больше не сможешь вернуться домой". Это была потеря невинности, потеря связи с раем, детским эдемом. Во время такого "умирания" ребенок, по образному выражениюДилана Томаса, "уносится куда-то, на далекую ферму, навсегда расставшись смиром своего детства". Но,несмотря на смерть, жизнь должна продолжаться.

Поэтому третья стадия представляла собой ритуал возрождения. Иногда это возрождение сопровождалось изменением имени, подтверждая появление на свет нового человека.(Христианское крещение, очевидно, символизирует такой мотив смерти -возрождения, когда во время совершения ритуала человек возвращается в родную водную среду.)

Четвертая стадия инициации обычно включала в себя обучение, то есть приобретение знаний, которые требовались юноше, чтобы он мог вести себя как взрослый мужчина. Основная задача здесь состояла в приобретении практических навыков, таких, как охота, рыболовство, умение обращаться со скотом, которые позволяли новообращенному мужчине наряду с другими мужчинами поддерживать и защищать свое сообщество. Кроме того, ему сообщали о его правах и обязанностях взрослого мужчины и члена сообщества. И, наконец, на этой стадии происходило посвящение в таинства, при котором у юноши должно было появиться ощущение твердости духа и сопричастности трансцендентному миру. "Кто наши боги?" "Какому обществу, каким законам, этике, духовным ценностям они покровительствовали?". Помещение юноши в мифический контекст собственной формирующейся идентичности придавало ему ощущение многомерности процесса, в котором он участвовал, и обогащало его душу.

Пятую стадию можно определить как суровое испытание. По своему содержанию оно могло быть разным, но при этом мальчик должен был подвергаться мучительным страданиям из-за ухода от домашнего очага, обеспечивающего ему комфорт и защиту. Подробнее об этом я скажу немного позже, но нас, современных людей, особенно поражает, что неоправданная на первый взгляд жестокость этих испытаний фактически была частью мудрого понимания того, что такие страдания ускоряли осознание. Осознание приходит только через страдания; без страданий, выраженных в той или иной форме, физической, эмоциональной или духовной, мы легко удовлетворяемся прежними правилами, удобными привычками и зависимостями. Вторая причина необходимости страданий связана с желанием помочь мальчику привыкнуть к превратностям реальной жизни, которые он довольно скоро испытает на себе. Хотя подобная практика кажется нам варварской, ритуальное "обрезание" и "кровопускание"не только знаменует расставание с телесным комфортом и детскими зависимостями, но и накладывает на человека знак избранности, принадлежности к сообществу прошедших через инициацию взрослых.

Испытание обычно включало определенные формы изоляции, пребывание в сакральном пространстве, отдельно от остального сообщества. Существенная особенность взрослой личности состояла не столько в том, что человек больше не мог вернуться под защиту взрослых, а в том, что он учился использовать внутренние ресурсы. Никто не догадывается о существовании таких ресурсов, пока ему не придется их использовать. Мир природы темен; в нем много "странных зверей и демонов", и конфронтация человека с собственным страхом - это момент истины. Ритуальное уединение позволяет приблизиться к постижению главного: независимо от того, в какой мере наша социальная жизнь связана с семьей, мы совершаем странствие по ней в одиночестве и должны научиться находить внутренние ресурсы и равновесие, иначе никогда не станем взрослыми. Часто проходящий инициацию юноша проводил в одиночестве месяцы, ожидая Великого Сна как послания богов о своем настоящем имени или истинном призвании. Он мог полагаться только на свою сообразительность, свое мужество и свое оружие; в противном случае у него оставалось мало шансов на выживание.

К началу последней стадии, возвращению, мальчик становился взрослым.

 В традиции переходных ритуалов заключалась большая мудрость, ибо они непосредственно и глубоко влияли на энергию материнского комплекса, то есть присутствующее у каждого из нас чрезвычайно сильное стремление к зависимости. Для преодоления этой инертной силы притяжения требуется осознанное эмоциональное переживание. Ни один здравомыслящий человек не хочет добровольного отделения, а потому психологическая апатия, страх и зависимость начинают приобретать доминирующий или угрожающий характер в нашей жизни.

Традиционные переходные ритуалы необходимы и для того, чтобы перекинуть мост из детского состояния во взрослое, от зависимой, "инстинктивной" жизни мальчика к не зависимой самодостаточности взрослого мужчины. Когда ритуалы выполняют свое назначение, мальчик ощущает экзистенциальные перемены; в нем умирает одна сущность и рождается другая. Но, как известно, таких ритуалов сегодня нет.

Если спросить современного мужчину, ощущает ли он себя мужчиной, этот вопрос, скорее всего, покажется ему либо глупым, либо подозрительным. Он знает свои социальные роли, но при этом не может определить, что же значит быть мужчиной, и, вероятно, не может ощутить, что сам воспринимается окружающими в соответствии со своим неполным и неточным самоопределением.

Согласно предположению Юнга, непрожитая жизнь родителя может стать для ребенка величайшим бременем. Таким образом, часто мужчину настойчиво, молча и бессознательно ведет к успеху психологически неразвитый материнский анимус. Часто женщина, которая не жила своей жизнью и осталась с неразвитым анимусом, пытается сохранить психологическую власть над сыном. Вместе с тем в терапевтической практике мне встречалось немало мужчин, которые испытывали столь сильную потребность в материнской заботе и внимании, что им было суждено оставаться неудовлетворенными своими женами. Хотя совершенно ясно, что женщины не хотят превращаться в матерей длясвоих мужей, ясно и то, что многие мужчины стараются добиться от женыбезусловного принятия и заботливого отношения, присущего "хорошей"матери.

Юнгианские аналитики отмечают, что у мужчин постепенно усиливается и отчуждение от своего тела, ибо ощущение реальности собственного тела связано у них с ранним, первичным контактом с матерью. Так как отцы их редко обнимали и держали на руках, все материальное и телесное у них ассоциируется с матерью; в результате они ощущают отчуждение от своего тела. Поэтому мужчины посещают врача в четыре раза реже, чем женщины, и, наверное, потому они раньше умирают. Да, это правда, что мужчинам часто не удается следить за своим телом, занимаясь физическим или умственным трудом, но это пренебрежение угрожает их здоровью и даже жизни. Очень просто все объяснять внешними условиями и обстоятельствами, но мы добровольно соглашаемся на самоотчуждение, обусловленное глубоко амбивалентным отношением к матери-материи, из которой создана наша плоть.

Жизнь мужчины проходит на грани между регрессией и развитием, между уничтожением и индивидуацией. Мужчина стремится избежать психического стресса, которому подвержен с рождения, несмотря на свое генетически унаследованное стремление к самореализации и как отдельной личности, и как представителя своего культурного сообщества.

Архетип героя живет в каждом из нас. Он представляет собой присущую нам способность мобилизовать жизненную энергию и одержать победу над внутренними демонами отчаяния и депрессии. Воплощение этого архетипа имеет мало отношения к внешним победам и успехам; скорее архетип героя проявляется, когда человеку требуется энергия для того, чтобы противостоять страху, боли и регрессивному влечению к возвращению в утробу матери. Нас могут приводить в восхищение героические подвиги, но никогда не следует культивировать образ героя. Психика постоянно подталкивает нас к работе над собой. Это героическая задача, которая ждет нашего отклика.

Иногда, зная, что он не может вернуться в материнское чрево, мужчина будет проецировать это стремление на космос. Но гораздо чаще мужчины ищут возможность воссоединения с космическим первоисточником через отношения с людьми. Как отмечалось ранее, мужчина ощущает феминность на трех уровнях. Он ощущает ее в женщине и в гомосексуальных отношениях с другим мужчиной как его внутреннюю феминность. Он сталкивается с ней в отношении к собственной аниме. В любых отношениях мужчина в основном попадает в зависимость там, где он мало о себе знает. И степень его невежества равна степени, в которой его внутренняя феминность проецируется на другого человека. Для других мужчин раннее посредничество матери не было таким ласковым и вселяющим уверенность.

Авторы, которые ввели понятие "серийный убийца", отмечают, что среди большого числа обследованных ими убийц-рецидивистов (причем среди них была только одна женщина) не нашлось ни одного, у которого было нормальное детство.

Многие мужчины полны ярости по отношению к женщинам и часто в отношениях с ними ее отыгрывают. Иногда их ярость возникает вследствие насилия, совершенного над ними в детстве; в таком случае довольно просто определить его этиологию с точки зрения причинно-следственной связи. Но часто появление ярости связано с избыточным влиянием матери и отсутствием необходимого уравновешивающего влияния отца. Тогда она. безусловно, представляет собой скопившийся гнев, сложную эмоцию, возникающую при нарушении психологического пространства ребенка. Если в процессе развития ребенка хрупкие границы этого пространства все время нарушаются либо в результате насилия, либо вследствие избыточного влияния взрослого, его формирующееся Эго постоянно страдает от нанесения внешней эмоциональной травмы, что может привести к социопатии.

Социопат не может проявлять заботу об окружающих. Переживание мужчиной первичных отношений могло быть столь болезненным, что, по его ожиданиям, любые отношения должны причинять только боль. Поэтому его унылая жизнь все время полна страха оказаться во власти других, и, чтобы избежать этого, он постоянно стремится сам пользоваться людьми. Часто женщина пытается изменить такого мужчину и сама становится жертвой насилия. Так как социопатия, по существу, защищает его от боли, он не может обратить эту боль внутрь и выстрадать ее сам, а потому извлекает ее на поверхность и заставляет страдать Другого.

Когда мы укрепимся во мнении, что патриархальность – это феномен, порожденный культурой для компенсации мужского бессилия, то осознаем, что мужчины часто являются более зависимым полом, несмотря на широко распространенное противоположное мнение. Ковбой Мальборо41, ярый индивидуалист, больше всего уязвлен своей внутренней феминностью, ибо он больше всего ее отрицает. Поэтому у него, как правило, преобладает негативная реакция. Если мужчина вынужден быть хорошим мальчиком или, наоборот, если он чувствует, что приходится быть плохим мальчиком или он должен превратиться в дикаря, значит, у него еще происходит компенсация энергии материнского комплекса.

Я вовсе не хочу сказать, что такая уязвимость и зависимость мужчины являются его недостатками; они только отражают его человеческую сущность. Но его ответственность заключается в осознании того, насколько глубоко его внутренний ребенок нуждается в материнской заботе и в какой мере паттерн, характерный для этой потребности, лежит в основе его психодинамики и продолжает исподволь управлять его поведением. Он может претендовать на обладание полномочиями взрослого, держать в руках бразды правления или туго набитый кошелек, но его внутреннее напряжение ведет гораздо глубже, в отношения с родной матерью. Мужчинам следует полностью воспринять и признать этот психологический факт и взять за него ответственность; иначе они будут продолжать снова и снова отыгрывать инфантильные паттерны.

Большинство мужчин считают, что их повседневная жизнь – это борьба за существование. Ни наигранная бодрость, ни машина, ни ключ от личного душа на работе и даже ни похвала и премия от начальства не восполняют ежедневных затрат души. Мужчина глубоко осознает, что продает свою душу, и никакая цена не является достаточной компенсацией. Поэтому он возлагает бремя своей души на тактильную связь с женщиной или на аниму другого мужчины. "Позаботьтесь о ней, придайте ей уверенности, верните ее домой, хотя бы на время".Затем, после соития (post coitum triste), наступает опустошенность, и, снова потеряв эту связь, он плывет по течению, зависимый от внешнего мира и связанной с ним борьбы.

И снова о женщине...

Высоко-высоко, выше гор, ниже звезд, над рекой, над прудом, над дорогой летела Сеси. Невидимая, как юные весенние ветры, свежая, как дыхание клевера на сумеречных лугах… Она парила в горловинах, мягких, как белый горностай, отдыхала в деревьях и жила в цветах, улетая с лепестками от самого легкого дуновения. Она сидела в прохладной, как мята, лимонно-зеленой лягушке рядом с блестящей лужей. Она бежала в косматом псе и громко лаяла, чтобы услышать, как между амбарами вдалеке мечется эхо. Она жила в нежной апрельской травке, в чистой, как слеза, влаге, которая испарялась из пахнущей мускусом почвы (Рей Брэдбери, Апрельское колдовство)

Каждая женщина рождается с тайной: силой созидания, очарования и магнетизма. Эта сила естественна и столь же природна, как и сила земли. Многие женщины не чувствуют ее в себе в достаточной мере и не используют ее потенциал. Отсюда – неуверенность в своей привлекательности, неудачи в любви, навязчивое сравнение себя с мужчинами, неумение пользоваться своей интуицией, подавление сексуальности. Такие женщины недовольны собой, своей внешностью, постоянно пытаются найти образ идеальной красавицы в модных журналах.

Привлекательной женщине не обязательно быть молодой и худой, если она в контакте со своей женственностью. Наоборот, чем старше становится женщина, тем больше в ней шарма и очарования.

Издавна люди связывали секрет женского обаяния с колдовством ведьм. В сказках именно ведьма помогает русалочке обрести ноги (и, соответственно, промежность и женские гениталии), указывает девушке путь к своему любимому, помогает вернуть суженого, стать красивой и искусной. Так кто же она - ведьма? Злая колдунья, вселяющая ужас в маленьких детей, или мудрая женщина, ВЕДУЮЩАЯ (не от этого ли происходит слово «ведьма»!) тайны леса, природы, законы жизни человека, животных и растений?

Австрийский психолог Трауде Эберманн утверждает, что «в современном феминистическом движении ведьма считается позитивным символом самостоятельной, автономной и потентной женщины, имеющей доступ к тайному знанию о соках и силах природы (а это значит и сексуальности), которая колдует, заколдовывает и околдовывает с удовольствием» (Ebermann T., 1999, с. 68). Сексуальную, обвораживающую женщину народная молва связывает с ведьмой, с демоническим, чертовским началом. «Эх, добрая баба! Чёрт-баба!» - характеризует привлекательную женщину Н.В. Гоголь в повести «Ночь перед рождеством» (Гоголь Н.В., 1960, т. 1, с.157).

А.Н. Афанасьев так исторически объясняет феномен ведьм: «Мало-помалу, путем чисто фактическим, начинают выделяться из народа люди, одаренные бóльшими способностями и пользующиеся потому бóльшим влиянием. Действуя более или менее под религиозным увлечением, они являются народными учителями и предвещателями: им понятен смысл древних мифов и религиозного языка, они в силах разгадывать и объяснять всякие приметы и гадания, они знают таинственную силу трав и очищений, они могут совершать все чародейною силою заговора. … К подобным вещим людям и начинает прибегать народ в нужде, для испрошения помощи и совета.» (Афанасьев А.Н., 1996, с. 91).

Какие пути женщина выбирает для достижения своих целей?

Как известно, одна из главных психогенных причин общей аноргазмии (неспособности получать физическое удовольствие) – это страх женщины потерять во время сексуальной близости контроль над собой и предаться наслаждениям, связанным с чем-то запретным, с детства кажущимся плохим, греховным, «грязным» или опасным.

Часто причина аноргазмии заключается также в недостаточной способности женщины довериться, отдаться своему сексуальному партнеру, что, в свою очередь, обусловлено кризисом идентификации. Например, в случае, если женщина отвергает диктуемую ей патриархально-доминирующим обществом роль пассивного следования за мужчиной.

Открытые и скрытые агрессивные тенденции и переживания, направленные против мужчины, могут затем подрывать тот базис доверия, который необходим для способности позволить себе «провалиться» в наслаждение. В этой связи могут возникать другие конфликты, связанные со стремлением к эмансипации. (Из материалов статьи «Ведьма» М.И. Орлова, Я.Л. Обухов)

ПУТИ И ЭТАПЫ ЖЕНСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

связаны с проявлением различных сил внутри женщины, источник которых – ее ипостаси (Эго, инстинкт и душа). Актуализированные силы формируют потребность, и женщина, осознанно или неосознанно, начинает строить программу удовлетворения этой потребности. Выделяются четыре основных этапа женской самореализации, которые в идеале соответствуют определенным возрастным промежуткам:

нулевой – от рождения до 14 лет,

первый – от 14 до 24лет,

второй – от 24 до 30 лет,

третий – от30 до 55 лет,

четвертый – от 55 лет.

В реальной жизни современной женщины все гораздо сложнее и запутаннее: иногда женщина всю свою жизнь посвящает первому этапу самореализации. Но так и не переходит к «священному браку», так и не находит своего духовного партнера. Как правило это происходит в силу действия поврежденного Эго, которое в целях безопасности старается не допускать глубоких доверительных отношений с мужчиной. Или в силу действия поврежденного инстинкта, который блокирует избирательную способность женщины, и она все время привлекает к себе «не тех» мужчин. Бывает, что духовное партнерство не создается в связи с действием поврежденной души: привычка страдать «для очищения души» провоцирует трагические финалы взаимоотношений.

ОБЩИЕ ЭТАПЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ «ЗДОРОВЫХ» ИПОСТАСЕЙ ЖЕНСКОЙ ЛИЧНОСТИ.

Нулевой этап: от рождения до половой зрелости

Характеристика: Накопление опыта, знаний о жизни, впечатлений. Подражание моделям женского поведения (женские модели поведения и самореализация в семье,  в среде, заменяющей семью, модели из средств массовой информации). Эго «записывает» источники комфорта и страданий. Инстинкт отвечает за пробуждение сексуальности и ее направление. Душа продуцирует мечты и высшие духовные устремления.

Первый этап: «священный брак», поиск духовного партнерства (14 - 24)

Характеристика: Активный поиск или ожидание партнера. Пробужденная женственность требует реализации. Главный объект самореализации – построение взаимоотношений с партнером. Эго формирует стремление построить комфортные, безопасные, необременительные взаимоотношения. Инстинкт формирует стремление к интимной и эмоциональной близости, сексуальным экспериментам. Душа актуализирует желание найти свою «половину», « родственную душу» и построить эмоционально близкие духовные взаимоотношения.

Второй этап:  осознание родовой идентичности. (24-30л.)

 Характеристика: На личном уровне – ощущение связи с собственным родом. женскими и мужскими судьбами предков, понимание жизненных сценариев предков, их ценностей и устремлений, стиля. На архаическом уровне – ощущение глубинной связи и «подключенности» к коллективному женскому бессознательному, богиням и жрицам различных религиозных концессий, культур и времен. Эго побуждает женщину собирать родовую информацию, поддерживать связь с родственниками, осуществлять семейные ритуалы. Инстинкт стимулирует желание « усилить»род многочисленным потомством. Душа провоцирует стремление подключиться к глубинным аспектам женского бессознательного.

Третий этап: социальная самореализация. (30-55лет).

Характеристика: Ощущение собственного предназначения и выбор самореализации в соответствии с женской природой. Обретение сподвижников и коллег, истинных друзей и подруг. Жизненная стойкость, формирование способности отстаивать собственные позиции и идеалы. Эго отвечает за то, чтобы за любимую работу достойно платили и она не была сопряжена с явным риском для жизни. Инстинкт помогает чувствовать выгодные предложения и истинных сподвижников, а также социальные подвохи, ловушки, «нечистоплотные предложения». Душа доминирует в реализации предназначения, ведет по пути, укрепляет решимость, веру.

Четвертый этап: жизнь в соответствии с природными циклами  (от 55 лет).

Характеристика: Гармония окружающего и внутренних миров. Начинает «работать» эзотерическое знание как способ общения с внутренним и внешним. Понимание природных женских циклов, особенностей, задач, актуализированных в определенный  возрастной период. Появление мудрости и заботы. Сокрытие знаний. Жертвенность. На этом этапе женщина становится зрелой. Ее Эго растворяется, так как обеспечение безопасной и комфортной жизни берут на себя инстинкт (чутье. наитие) и душа (ощущение связи с высшими силами).

Проблемы  1, 2, 3 этапов актуализируются в жизни женщины по каким-то пока неведомым законам, а проблемы первого этапа проявляются через «любовные драмы», измены, сцены ревности, недоверие, разочарование в партнере, расставания и соединения. Это наиболее болезненный этап, он актуализируется тогда, когда у девушки совсем мало жизненного опыта и слишком мало рядом мудрых людей.

Проблемы 2 этапа проявляются через всевозможные трудности общения с родственниками, разделы наследственности, проблемы успеваемости и поведения у детей, и самое главное через «проблемы с мамой», которая точно знает, как ее дочери надлежит строить свою жизнь.

Проблемы 3 этапа проявляются через «трудности по службе»: интриги на работе, сплетни, незаконное использование интеллектуальной собственности, искушения, профессиональный кризис, отсутствие работы, отсутствие чувства реализованности на работе…

Только проблемы 4 этапа выглядят привлекательно: женщина сосредотачивается на проблеме поиска лучших семян для весенней рассады, проблеме борьбы с колорадским жуком на приусадебном участке…

                   Каким долгим и трудным может буть обретения в себе Истинной женщины или Настоящего Мужчины...



Просмотров: 447
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если женщина "тормозит" движение мужчины вперед, то мужчина решает эту проблему по-своему.
  • Мужчины - в "пещеру", женщины - в "преглубокое озеро". Позвольте паузам быть.
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Мы не можем быть вместе" или кто такой «безопасный мужчина» и почему женщина его выбирает?
  • Королем может стать не каждый: любить да не заиграться в "ваятельницу" идеального мужчины
  • Отношения мужчины и женщины с разницей в возрасте. Когда мужчина значительно старше женщины (10+)
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • Как женщина становится "мамой" для своего мужчины?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как женщины сами подталкивают мужчин к "двойной жизни"
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • "Женский эгоизм" глазами мужчины (несколько слов в защиту женщины) часть 1
  • 3 опасных "В" в поведении женщины, которые отталкивают большинство мужчин
  • Кто такие "сильные" мужчина и женщина, зачем они друг другу?
  • Как женщины сначала делают из мужчин "подкаблучников", а затем страдают от этого
  • Мужчина или женщина? Несколько "неудобных" мыслей о "половом вопросе"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Женщина-"Я сама" или почему рядом с вами нет сильного мужчины
  • "Сильный мужчина" - "Слабая женщина": звенья одной игры
  • Зачем мужчины, почему женщины? Перестаньте выяснять, "кто лучше"
  • Почему женщины "покупают" себе мужчин?
  • Принципы Инь и Ян - почему женщины как мужики, а мужчины "в юбках".
  • "Болевые точки" Мужчины и Женщины
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Женщина – усилитель мужчины, а мужчина успокоитель – женщины
  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • глава Мужчина и женщина. часть 3 Книга Татьяны Чурсиной "Жизнь Человеческая"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь