Самые важные отношения.

                                   Самые важные отношения.
      «Все мы родом из детства». Эта фраза, у всех на слуху и проговаривая ее, мы встречаемся внутри себя с некой предопределенностью, закономерностью, ну по крайней мере точно признаем роль детства и детско-родительских отношений в формировании человеческой личности. И действительно, основа, канва будущей жизни человека или говоря проще «жизненный сценарий»,формируется правда на самых ранних этапах развития человека. По разным источникам к 6-7 годам, сценарий ребенка уже сформирован. Ребенок уже знает про себя какой он, чего он достоин в этом мире, на что имеет право, а чего не видать ему как «собственных ушей»,что такое хорошо и что такое плохо, кто белый, а кто красный, кто монстр, а кто герой, кто фашист, а кто «наш». Откуда известно? Известно откуда, из самых важных ,первых отношений. Ребенок узнает о себе и о мире, от тех, кого любит и кому доверяет больше всех на свете - от своих родителей. Они для ребенка, боги, идеал, абсолют, истина в последней высшей инстанции.
     Родители, зная это, стараются дать все самое лучшее, что только могут, стать примером того как «надо». Хорошо, чтобы такая тактика срабатывала  беспрерывно. Вот были бы идеальные отношения! Родитель говорит, ребенок все понимает и с первого раза желательно. Однако так не бывает и это такая правда  жизни.
       В своей профессиональной практике, в детской терапии, мне зачастую приходится  встречаться  с беспомощностью родителей. Происходит что-то с ребенком, злится, плачет, болеет регулярно и т.д. И понятно, что что-то важно менять, а что непонятно. И  часто обращаются родители к самым разным информационным источникам .Не сразу отваживаются обратиться за профессиональной помощью ,до этого еще тоже надо дойти, а иногда «дойти до ручки», «до белого коленья»,тут варианты разные. Кому что ближе… На помощь приходит личный опыт ,опыт своих родителей, подруг, друзей, бабушек на лавочке ,какого-нибудь гуру, тоже вариант, и конечно интернет пространство(и порой не самый худший вариант, действительно много профессиональных публикаций).
    И вот тут могут начинаться психологические эксперименты один другого круче. И вроде помогает родитель, но может желать одного, а получить другое. Что-то лечим, другое калечим. Знакомо? И совершенно понятно хорошие же родители, помочь хотят ребенку своему и действуют из блага. И это правда. У меня много уважения к родителям, которые ищут выход. Да, могут запутаться и не мудрено, но ищут. Безразличия нет и это важно! Родители правда действуют из блага.
И вот когда многое перепробовано и « ничего не помогает» (цитата), тогда наступает родительская беспомощность. Очень много сочувствия у меня в этом месте. Так как беспомощность это еще та штука. Тут и вина, и страх, и злость… И страданий от этих чувств только прибавляется. И сил порой нет уже больше ни на что. Хоть «трава не расти». И нет уже больше сил, чтобы выдерживать себя, ребенка и весь этот мир. (Родителям, совершенно точно приходится очень много выдерживать в этом мире…). И ребенок в этом случае чувствует, что остается совсем один, не на кого опереться. А он маленький еще и он очень зависим, и очень доверяет родителям. Тут и беспомощность, со всеми ее «прелестями». Вина, страх..И начинается вроде с малого, но нарастает как снежный ком. Ребенок, в этот момент особенно нуждается в защите и безопасности. И это он точно имеет на это право. И это право законодательно закреплено в конвенции по правам ребенка.
       Как не дойти до ручки, на что стоит обращать внимание во взаимодействии с ребенком. Как специалисту, мне хочется поделиться с родителями очень понятной и простой информацией, на которую можно опираться в каждодневном опыте. Чтобы детско-родительские отношения складывались по более благоприятному сценарию. А как маме, мне кажется это очень полезным.

                                         Права ребенка.
                                (памятка для родителей)

1.Каждый ребенок имеет право на открытое и безопасное выражение своих чувств. ВСЕХ чувств. Радость, злость, грусть, удивление, интерес, отвращение, страх, обида и др.
Важно принимать ребенка со всеми его чувствами. Это дает ощущение, что его слышат, понимают . Ребенок учится доверять. Принимая все его чувства ,вы учите его самому принимать себя и оказывать самому себе поддержку в будущем. ( Я вижу ты сейчас злишься. Я тебя понимаю. Это нормально. Я бы тоже злилась если бы…)
Категорически запрещено обесценивать чувства ребенка. (Какая ерунда, Ничего страшного, тебе кажется, не придумывай, ишь чего захотел). Ребенок, чувства которого не приняты, остается один на один со своей болью.  (Мои чувства не важны…). Чувствует себя одиноким.
2. Каждый ребенок имеет право на открытое выражение своих мыслей, своего мнения, своих желаний.
Важно слушать внимательно, не перебивать. Выслушать до конца. Задавать вопросы. Стимулировать его к диалогу. Проявлять искренний интерес к ребенку и общению с ним.
3. Каждый ребенок имеет право на поддержку. И на поддержку деятельности  в т.ч.
Важно поддерживать деятельность ребенка. Ведь именно в деятельности ребенка формируются его психические процессы(память, речь, мышление, восприятие, воображение) и психологические особенности личности. Способствует формированию положительной самооценки. (Я вижу как ты стараешься.  У тебя уже многое получается. Ты молодец! Я вижу как ты рад и радуюсь тоже!). Важно отмечать успехи ребенка. Это стимулирует его.
4. Каждый ребенок имеет право на «неидеальность». Право совершать ошибки. Не уметь делать все хорошо и сразу. Проживать жизнь в первый раз!!!
Важно  не ругать ребенка за ошибки, т.к. от страха и вины он ничего не услышит.  И не поймет в чем его ошибка. Кроме чувства беспомощности и унижения это ничего не даст. Важно помочь увидеть ошибки и рассказать как можно по - другому. Поддержать его старания.
5. Каждый ребенок имеет право на совместную деятельность с родителем. Игра, прогулки, общение, театр, чтение и просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением. О чем этот фильм. Чувства героев. Ваши чувства. Что понравилось больше всего, чем понравилось. И т.д.
6. Каждый ребенок имеет право знать причину родительского запрета.  Важно объяснять ребенку причину отказа. При этом, не подрывая у ребенка веру в себя. Не обвиняя его. (Сегодня не получится, потому что… Я не могу это разрешить так как..). И дальше смотреть пункт  №1)). Помогает активное слушание и принятие чувств ребенка.
7. Если ребенок совершил нежелательный поступок, важно объяснить ему это. Оценивать можно только поступок ребенка, а не его самого(Поступок  не хороший, а не ребенок. Важно не отчитывать ребенка одновременно за все проступки. «Собирать все в одну кучу». «Накручивать», «Раздувать из мухи слона», катастрофизировать.  Бережно, уважаемые родители. Будьте бережны.
8.Каждый ребенок имеет право на индивидуальность. Ваш ребенок это не Вы. Да, он ваш родненький. И все же он другой. Он может быть похож на Вас, а  может отличаться. Он имеет право быть собой. Самим собой! Важно уважать это право ребенка.
9.Каждый ребенок имеет право выбора. Важно давать ребенку это право. Важно спрашивать: что ты сегодня хочешь одеть, что тебе приготовить, чего ты хочешь? Давая право выбора ребенку, вы развиваете его самостоятельность и ответственность за свой выбор. Возникает чувство «Я важен».
10.Каждый ребенок имеет право на то, чтобы его успехи были замечены. Важно замечать и проговаривать вслух малейшие достижения ребенка. Это повышает уверенность ребенка в своих силах.
11. Сравнение. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Этим можно лишь оскорбить чувства ребенка. Обида, злость, зависть в этом случае гарантированны. Сравнивать ребенка, его достижения можно только с его же прошлыми достижениями.( Раньше не умел одеваться, сейчас научился. Молодец!)
12.Каждый ребенок имеет право на самостоятельные действия, которые он сам выбрал. Важно не делать за ребенка то, что он может сделать .самостоятельно. Это укрепляет волю ребенка. Заранее проговорите, что если нужна помощь вы рядом.
13. Каждый ребенок имеет право знать, чего нельзя делать и почему это запрещено. Важно разъяснять ребенку причину запретов. И выдерживать границы. Нет, это нет. Выдерживать реакции ребенка на запрет. (я вижу что ты злишься, расстроен, я тебя понимаю ,но гулять зимой в летней одежде мы не пойдем, потому что…).
14. Каждый ребенок имеет право не быть виноватым в ваших эмоциях. (Посмотри, что ты наделал не съел всю кашу и мама расстроилась и теперь заболеет и умрет и т.п.). Мама расстроилась –это ответственность мамы. Она сама как взрослая женщина отвечает за все свои эмоции. . ( Получил двойку потому как не выучил правила  «жи-ши». Как исправить? Правильно выучить). Важно показать ребенку ВАРИАНТЫ решения ситуации. И вместе найти подходящий. У взрослого опытного родителя эти способы точно есть в арсенале. Виноватось же ничему не учит.
15.Каждый ребенок имеет право не быть пристыженным . Стыд рождает чувство «Я полностью плохой. Меня нет. Хочется провалиться сквозь землю». Стыд это оценка. В стыде всегда есть глаза другого, того кто «хороший».Напоминает насилие. Это как будто кто-то решил за меня ,что я ДОЛЖЕН чувствовать и он ,другой  будто- бы точно знает и имеет право меня стыдить.
16.Каждый ребенок имеет право на защиту от насилия:                     психологического,  физического и пр.
17. Каждый ребенок имеет право  на любовь и безопасность. Это базовые потребности каждой личности.( Иерархия потребностей по А.Маслоу).
18. Каждый ребенок имеет право чувствовать себя любимым!!! Чаще говорите Вашему малышу. Я тебя люблю. Для меня ты самый любимый, красивый, умный, умелый и т.д. Для других мам их детки, а для меня мои. Родители часто считают, что говорить о любви не нужно, это же очевидно, а для деток это не всегда так. Так уж ребятенки устроены), что им очень важно слышать: Я тебя люблю!
19. Каждый ребенок имеет право на проживание своей детской жизни и свободу от взрослых проблем. Ребенок не терапевт для родителя. Важно это учитывать.


 Уважаемые родители,  детки приходят к нам в жизнь на время. Родительская миссия вырастить их и отпустить. Давайте будем бережны к ним и к себе на этом пути. Пусть наши детки растут здоровыми, чувствуют себя любимыми и счастливыми!

            С уважением к родительскому труду ,с любовью к детям, психолог Щеголеватая Наталья Владимировна.





Просмотров: 207
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Каждый имеет право
  • Терапевтическая сказка о том, что каждый имеет право на ошибку
  • Каждый имеет право на лево. Коротко о главном.
  • ...лететь на крыльях родительской любви имеет право каждый
  • «Почему кто-то имеет право ставить мое счастье под сомнение, только потому то у меня чего-то нет?»
  • Успешная женщина имеет право на поддержку и понимание.
  • Имеет ли право больной психолог принимать людей?
  • Он не имеет право! Он должен!
  • Если история имела смелость случиться, она имеет право быть озвученной!
  • В каком возрасте женщина имеет право жить, как ей хочется?
  • О «пиджаке» психотерапевта или Имеет ли право сапожник быть без сапог?
  • Имеет ли психолог право на гражданскую позицию
  • Имеет ли наш партнер право на лево
  • Человек имеет право горевать...
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • На что клиент имеет право обращаясь за психотерапией
  • Гипноз и законы РФ. Кто имеет право заниматься гипнотерапией?
  • Усыновленный ребенок. Право на прошлое.
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Воспитание ребенка - право или обязанность?
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • "Я ЕСТЬ! Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ!" как базовое право человека
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Внутренняя реальность: право на счастье, право на жизнь
  • Ребенок идет в первый класс: что важно учесть
  • Каждый ребенок желает знать или Почему ласточки не летают.
  • Право на ошибку. Право на любовь.Разрешите.
  • Право на ошибку. Право на неидеальность.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь