Продолжаем тему психологической травматизации детей. Начало статьи 7 факторов, травмирующих психику ребенка.Часть1
№3.Игнорирование истинных потребностей ребенка или недооценка чувств.
«Неужели тебе было настолько плохо?!» ⠀ Как часто это бывает: ребенок плачет, просит, обижается, но взрослый никак не реагирует ⠀ «Это он так специально», «перетерпит», «переживет», «я когда-то с этим справился и он сможет», «фу, ерунда какая — не обращай внимания!». Чувства ребёнка и его потребности преуменьшаются, игнорируются, вытесняются. Чаще всего такие ситуации встречаются при посещении школы, реже — детского сада. Ребенка могут обзывать, оскорблять, высмеивать, отбирать вещи или даже проявлять физическое воздействие. ⠀ Все чаще я встречаю на психологических форумах: «Меня обзывали и унижали в школе. Мне трудно общаться с людьми. Мне кажется, что они изначально настроены против меня, что я им не нравлюсь, что я — полный неудачник» ⠀ Дети просят или терпят. Кричат или молчат. Рыдают или подавляют эмоции. НО...ИХ НЕ СЛЫШАТ! ⠀ Пример из практики. Выдержка из дневника клиента. Размещаю с разрешения. Орфография и пунктуация сохранены. ⠀
«Я думал о многом,именно о своем нелегком прошлом, о детстве и временах моей подростковой жизни. Мне было непросто и это глупо отрицать. Это не достижение, однако жизненный опыт, что оставил определенный отпечаток и следствия,которые не прошли бесследно.Вспоминая школьные избиения, различные моральные издевательства и постоянные игнорирования, у меня болело сердце, душа, будто, открыла свои раны и пролилась кровью.Воспоминания погрузили меня в приятную отчасти меланхолию. Приятной она была потому, что это все осталось позади. Я заставлял себя чувствовать эту самую боль, не знаю почему. Возможно,в этом была доля чего-то разумного. Иногда, я могу работать только благодаря таким эмоциональным переживаниям. У меня выросли крылья, стал сильнее – так я думал. Гнев, злость,желание каким-то образом отомстить были в голове. И пусть это и было в далеком прошлом, но я
хотел думать, что это было еще вчера. Когда мне говорили неприятные вещи, когда меня унижали, я спокойно терпел, никак не отвечая, так как знал – итога не будет. Любое сопротивление тут же оборачивалось еще большим давлением. Все сплачивались, они были как голодные шакалы, что сбивались в кучу, когда понимали, что добыча убьется в мучениях. Мне хотелось думать, что теперь они добыча, от этого становилось немного легче. Эта безликая толпа воспитала во мне раба цепей. Оковами были безвыходность, некое принуждение ходить, казалось, с клеймом изгоя. Меня избивали без причины, просто так. У меня нет сомнений, что они лишь хотели морально себя удовлетворить. Я злился, но в то же время ничего не чувствовал. Все это я хранил в себе, никому о своих бедах не рассказывал, так как знал, что ничем это не закончиться и результата не будет. Очередным свидетельством моей правоты являлось то, что учителя, заметив подобные выходки в мою сторону, со временем сговаривались и, возможно, приходили к выводу, что во всем лежит моя вина и только. Все это приводило к бесполезным визитам школьного психолога и тратой личного времени, которым, я кстати, не умел распоряжаться. Силы, что должен был тратить даже на обычную учебу в себе не находил. Нехорошие вещи говорили не только в моем присутствии, но и вообще, вне школы, отчего я понимал, что избавиться от всего этого зла то ли будет очень трудно, то ли вовсе невозможно"...
⠀ Какие чувства вызвала у вас эта история
№2 - «Чужой» ребёнок.
«Чужой» ребенок не знает и не чувствует, где его место в семейной системе. Говоря на языке метафор: как будто все сидят на стульях, а ему сесть некуда. В семье он чувствует себя непринятым, ненужным и часто виноватым за собственное рождение. Он может не оправдать надежд его родителей и родиться не тем и не таким, каким его представляли. Он может иметь младших (старших) братьев или сестер от другого брака родителей, и чувствовать, что мачехе/отчиму он не нужен и мешает новой семье. Его может не принимать бабушка по линии мачехи/отчима, тети и дяди, братья или сестры и др. «Чужому» ребенку постоянно сообщают, что он – «чужой». Эти сообщения могут быть прямыми, а могут проявляться в действиях: когда «своему» ребенку родитель принес подарок или угощенье, а «чужому» -нет), когда «своего» - жалеют и поддерживают, а «чужого» - наказывают и осуждают, когда «своего/» любят просто так, а «чужому» надо изо всех сил заслуживать любовь. И…кто-то из «чужих» начинает заслуживать, кто-то – смиряется с этой ролью, другие же – начинают болеть всеми подряд заболеваниями. ⠀ В каждом конкретном случае психика «чужого» ребенка выбирает свой путь, ищет свои способы защиты и компенсации, которые, как багаж, перейдут с ними во взрослую жизнь…
№ 1 - Ребёнок "на выселках» - ребёнок, оторванный от родителей (родителя) и отправленный на проживание в гос. учреждения или к бабушкам др.родственникам.
Часто нам может казаться, что где-то есть условия, лучше подходящие для ребенка.Стоит отметить, что так и на самом деле случается, НО...если ребенок очень привязан к родителю, да к тому же достаточно мал — лучшим безопасным местом для него будет семья. ⠀ Я слышала множество историй, главный герой которых в силу разных обстоятельств был «отправлен» в др.город или местность.Суть у этих историй одна—ребёнку пришлось резко вырасти и столкнуться с жестокостью жизни, обратиться за помощью было не к кому,было страшно,подступало отчаянье и во всем этом он был бесконечно одинок. Вырастая, такие дети часто живут по-принципу «сам себе режиссер».Их отношения с родителями могут строиться по-разному:одни стремятся дополучить то внимание,которого им не хватило в детстве,другие—перестают чувствовать в родителях—родителей. ⠀ А сейчас пример из жизни. Публикую, с разрешения. ⠀ *** Мужчина.47 лет. Женат.Имеет двоих взрослых детей-студентов. В ходе беседы рассказывает: «Пару месяцев назад я похоронил отца. Жена спросила меня, почему я так холодно отнесся к его смерти. Я честно ей ответил, что когда-то в детстве, когда меня отправили на обучение в другой город, я уже пережил это чувство. Он умер для меня ещё тогда. Единственным близким человеком стала для меня моя тётя-она жила в этом городе и иногда навещала меня.Нет, я благодарен своему отцу за то, что он дал мне,НО..». ⠀ Тех, чьи дети учатся/ проживают не с вами,хочу успокоить: каждый ребенок совершенно по-разному справляется с трудностями и не все дети так реагируют на разлуку.Многое зависит от личностных особенностей ребенка и от того,есть ли рядом с ним взрослый,который может поддержать и помочь!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.