7 факторов, травмирующих психику ребенка. Часть2

Продолжаем тему психологической травматизации детей. Начало статьи 7 факторов, травмирующих психику ребенка.Часть1

№3.Игнорирование истинных потребностей ребенка или недооценка чувств.

«Неужели тебе было настолько плохо?!» 
⠀ 
Как часто это бывает: ребенок плачет, просит, обижается, но взрослый никак не реагирует 
⠀ 
«Это он так специально», «перетерпит», «переживет», «я когда-то с этим справился и он сможет», «фу, ерунда какая — не обращай внимания!». 
Чувства ребёнка и его потребности преуменьшаются, игнорируются, вытесняются. 
Чаще всего такие ситуации встречаются при посещении школы, реже — детского сада. Ребенка могут обзывать, оскорблять, высмеивать, отбирать вещи или даже проявлять физическое воздействие. 
⠀ 
Все чаще я встречаю на психологических форумах: «Меня обзывали и унижали в школе. Мне трудно общаться с людьми. Мне кажется, что они изначально настроены против меня, что я им не нравлюсь, что я — полный неудачник» 
⠀ 
Дети просят или терпят. Кричат или молчат. Рыдают или подавляют эмоции. НО...ИХ НЕ СЛЫШАТ! 
⠀ 
Пример из практики. Выдержка из дневника клиента. Размещаю с разрешения. Орфография и пунктуация сохранены. 
⠀ 

«Я думал о многом,именно о своем нелегком прошлом, о детстве и временах моей подростковой жизни. Мне было непросто и это глупо отрицать. Это не достижение, однако жизненный опыт, что оставил определенный отпечаток и следствия,которые не прошли бесследно.Вспоминая школьные избиения, различные моральные издевательства и постоянные игнорирования, у меня болело сердце, душа, будто, открыла свои раны и пролилась кровью.Воспоминания погрузили меня в приятную отчасти меланхолию. Приятной она была потому, что это все осталось позади. Я заставлял себя чувствовать эту самую боль, не знаю почему. Возможно,в этом была доля чего-то разумного. Иногда, я могу работать только благодаря таким эмоциональным переживаниям. У меня выросли крылья, стал сильнее – так я думал. Гнев, злость,желание каким-то образом отомстить были в голове. И пусть это и было в далеком прошлом, но я 

хотел думать, что это было еще вчера. Когда мне говорили неприятные вещи, когда меня унижали, я спокойно терпел, никак не отвечая, 
так как знал – итога не будет. Любое сопротивление тут же оборачивалось еще большим давлением. Все сплачивались, они были как голодные шакалы, что сбивались в кучу, когда понимали, что добыча убьется в мучениях. Мне хотелось думать, что теперь они добыча, от этого 
становилось немного легче. Эта безликая толпа воспитала во мне раба цепей. Оковами были безвыходность, некое принуждение ходить, казалось, с клеймом изгоя. Меня избивали без причины, просто так. У меня нет сомнений, что они лишь хотели морально себя удовлетворить. Я 
злился, но в то же время ничего не чувствовал. Все это я хранил в себе, никому о своих бедах не рассказывал, так как знал, что ничем это не закончиться и результата не будет. Очередным свидетельством моей правоты являлось то, что учителя, заметив подобные выходки в мою 
сторону, со временем сговаривались и, возможно, приходили к выводу, что во всем лежит моя вина и только. Все это приводило к бесполезным визитам школьного психолога и тратой личного времени, которым, я кстати, не умел распоряжаться. Силы, что должен был тратить даже на 
обычную учебу в себе не находил. Нехорошие вещи говорили не только в моем присутствии, но и вообще, вне школы, отчего я понимал, что избавиться от всего этого зла то ли будет очень трудно, 
то ли вовсе невозможно"...

⠀ Какие чувства вызвала у вас эта история

№2 - «Чужой» ребёнок.


«Чужой» ребенок не знает и не чувствует, где его место в семейной системе. Говоря на языке метафор: как будто все сидят на стульях, а ему сесть некуда. В семье он чувствует себя непринятым, ненужным и часто виноватым за собственное рождение. Он может не оправдать надежд его родителей и родиться не тем и не таким, каким его представляли. Он может иметь младших (старших) братьев или сестер от другого брака родителей, и чувствовать, что мачехе/отчиму он не нужен и мешает новой семье. Его может не принимать бабушка по линии мачехи/отчима, тети и дяди, братья или сестры и др. «Чужому» ребенку постоянно сообщают, что он – «чужой». Эти сообщения могут быть прямыми, а могут проявляться в действиях: когда «своему» ребенку родитель принес подарок или угощенье, а «чужому» -нет), когда «своего» - жалеют и поддерживают, а «чужого» - наказывают и осуждают, когда «своего/» любят просто так, а «чужому» надо изо всех сил заслуживать любовь. И…кто-то из «чужих» начинает заслуживать, кто-то – смиряется с этой ролью, другие же – начинают болеть всеми подряд заболеваниями.

В каждом конкретном случае психика «чужого» ребенка выбирает свой путь, ищет свои способы защиты и компенсации, которые, как багаж, перейдут с ними во взрослую жизнь…

№ 1 - Ребёнок "на выселках» - ребёнок, оторванный от родителей (родителя) и отправленный на проживание в гос. учреждения или к бабушкам др.родственникам. 

Часто нам может казаться, что где-то есть условия, лучше подходящие для ребенка.Стоит отметить, что так и на самом деле случается, НО...если ребенок очень привязан к родителю, да к тому же достаточно мал — лучшим безопасным местом для него будет семья. 
⠀ 
Я слышала множество историй, главный герой которых в силу разных обстоятельств был «отправлен» в др.город или местность.Суть у этих историй одна—ребёнку пришлось резко вырасти и столкнуться с жестокостью жизни, обратиться за помощью было не к кому,было страшно,подступало отчаянье и во всем этом он был бесконечно одинок. 
Вырастая, такие дети часто живут по-принципу «сам себе режиссер».Их отношения с родителями могут строиться по-разному:одни стремятся дополучить то внимание,которого им не хватило в детстве,другие—перестают чувствовать в родителях—родителей. 
⠀ 
А сейчас пример из жизни. Публикую, с разрешения. 
⠀ *** 
Мужчина.47 лет. Женат.Имеет двоих взрослых детей-студентов. В ходе беседы рассказывает: «Пару месяцев назад я похоронил отца. Жена спросила меня, почему я так холодно отнесся к его смерти. Я честно ей ответил, что когда-то в детстве, когда меня отправили на обучение в другой город, я уже пережил это чувство. Он умер для меня ещё тогда. Единственным близким человеком стала для меня моя тётя-она жила в этом городе и иногда навещала меня.Нет, я благодарен своему отцу за то, что он дал мне,НО..». 
⠀ 
Тех, чьи дети учатся/ проживают не с вами,хочу успокоить: каждый ребенок совершенно по-разному справляется с трудностями и не все дети так реагируют на разлуку.Многое зависит от личностных особенностей ребенка и от того,есть ли рядом с ним взрослый,который может поддержать и помочь! 

Буду рада комментариям.

С уважением, Мария Фролова



Просмотров: 348
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Панические атаки. Почему начинаются и как выйти? ⠀
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Почему моя дочь(сын) меня слушать не хотят? Как помочь, когда тебя об этом не просят
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Ты все еще будешь любить меня, когда мне будет 64? Франс М.
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • «Да какое тебе дело до меня?! Оставь меня, меня не исправить!» Случай из практики
  • Я полюблю себя, когда меня полюбит кто-то другой
  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • Когда меня стыдят, я замираю и не могу себя защитить
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • У меня не было отца
  • Багаж очень послушного ребенка. Формирование ложного Я. Я – не Я, а тот, кем вы хотите меня видеть.
  • Притупите мои чувства, чтобы меня было удобнее использовать
  • Лучше меня самого меня никто не знает! (случай из практики)
  • Когда МЕНЯ нет, то есть псевдоДУХОВНОСТЬ.
  • Услышь меня, пойми меня, прими меня! Свидание за школьной партой
  • «Таких отношений у меня вообще никогда не было»
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Что делать когда меня не любят?
  • «Покормили – отработай». Почему мне некомфортно, когда за меня платят? Случай из практики.
  • Если б ты меня любил, всё было бы по-другому...
  • Он постоянно психует и обижается на меня. Может, я что-то делаю не так?
  • Почему меня не уважают??? Почему все сидят у меня на голове?
  • Женщина-догонялка или когда цветок сам просит пчелу: «Ну, опыли же ты меня!»
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • У меня не было выбора!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь