Первый шаг от страха к смеху или арт-терапия для начинающих

 Первый шаг от страха к смеху или арт терапия для начинающих

Ваш трёхлетний малыш ушел гулять в отличном настроении, а вернулся в слезах: испугался собаки. С тех пор всякий раз, собираясь на улицу, он спрашивает, не встретится ли ему «та собака» снова. Четырехлетняя дочка подолгу не может заснуть – она опять и опять призывает к себе родителей. Она боится темноты. Или - она отказывается посещать сад: ей не нравится воспитательница. Или сыну уже семь, и он не хочет идти в школу. Учительница отчитала его перед одноклассниками, и он не может этого забыть.

Такие ситуации встречаются в родительской практике сплошь и рядом. Это не норма, но и чем-то из ряда вон выходящим их также считать нельзя. Как правило, они изживают себя сами, но нам хочется сделать что-то для малыша именно сейчас. Нельзя, как по мановению волшебной палочки, сменить двор, детский сад, класс или школу. Как помочь ребенку справиться с эмоциональным осадком, оставшимся после неприятного происшествия?

Изменения – через действия
Известно, что от тяжелых чувств можно избавиться, выразив их. Рассказывая о неприятном, можно уменьшить боль. Но как быть с детьми, которые не только рассказать толком о своих неприятностях не умеют, но и не осознают до конца того, что с ними происходит? Выход есть. Дело в том, что рассказывать о себе можно разными способами. Например - рисовать свои переживания. В том числе – и свой страх.

Умение обличать в ясную форму то, что пугает, очень ценно. Это помогает отделить страшное событие от того, что мы думаем о нем. С пугающими или неприятными мыслями сложно справляться. Но заключая их в видимую форму, гораздо легче понять и преодолеть страх, ведь многое из того, чего я боюсь снаружи, в действительности находится во мне самом. Помогая ребенку выразить свои противоречивые переживания, мы даем инструмент самолечения и средство, позволяющее обрести равновесие.
Огромным преимуществом такого способа самораскрытия является как раз его неполная осознанность. Ребенок рисует то, что его волнует, вкладывая в работу свои чувства, освобождается от накопившейся горечи, но он не обязан понимать, что с ним происходит. Осознание происходит подспудно, что повышает устойчивость ребенка и ускоряет его внутренний рост.

Помогите лишь начать
Дети дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, любят рисовать. Рисунки чада попадаются Вам везде, где не надо – в тетрадях, на листочках, из тетрадей выдранных, на обоях, дверях, и даже на потолке. И детям вовсе не приходит в голову мысль об отсутствии у них художественных способностей. Если Вы никогда не уделяли внимания «художествам» вашего чада, то сейчас такой момент как раз настал. Предложите малышу нарисовать свой страх или ситуацию, которая не дает покоя. Скажите об этом, как о чем-то само собой разумеющемся. Вам такая задача может показаться сложной, а вот ребенок воспримет ее естественно: дети – самые талантливые фантазеры.

Если Ваш малыш никогда не имел пристрастия к рисованию, просто помогите ему начать, и дальше все пойдет само собой. Скажите: «У каждого из нас есть свой внутренний мир, где он может представить себе все, что захочет. Ты путешествуешь туда в своих снах. Там возможны самые невероятные вещи, и там можно увидеть такие явления, которые в обычной жизни невидимы. Попробуй увидеть свой страх и нарисуй его. А я буду помогать тебе».

К делу!
Идеальным вариантом было бы совместить задуманное с поездкой на природу или дачу, где никто не сможет вам помешать. Если возможности нет, – выберите подходящий день и час, когда дома больше никого не будет, и не отвлекайтесь на телефонные разговоры.

Возьмите большой ватманский лист бумаги. Положите его на пол - стола не хватит. Понадобятся так же толстые маркеры разных цветов (не менее десяти). Гуашь – вообще здорово. Не забудьте о беличьих кистях минимум трех размеров: нужно, чтобы была маленькая кисточка первого номера и широкая – для закрашивания больших плоскостей. В качестве палитры сойдет одна четвертая того же ватманского листа – малыш должен иметь возможность смешивать краски для получения сложных цветов. Лист можно приклеить к полу скотчем, чтобы было удобнее.
Рисуйте вместе с ребенком, помогая ему в той мере, в какой он этого захочет. Спросите его, чем Вам заняться, пуст он командует! Пусть указывает Вам, что делать, а что – не надо: в этом бою вы – рядовой, а он – генерал. Может быть, малыш попросит Вас закрасить небо или нарисовать на нем облака. Большие поверхности белой бумаги, которые по замыслу ребенка должны быть какого-то одного цвета (небо, поле, стена, гора), обычно внушают тоску юным художникам. Рисовать детали проще потому, что это интереснее. Вот и пусть чадо делает то, что ему больше по сердцу.

Ваш номер – второй
Важное правило: помогайте охотно, но все время передавайте «художественную» инициативу малышу. Старайтесь не привносить в рисунок многого от себя. Например, – не занимайте центр листа. Не рисуйте ничего крупного, яркого или заметного. Оставьте ребенку все детали, если только он не попросит Вас о чем-то конкретном, например: равномерно покрыть черепицей «вон ту крышу» или «нарисовать шляпу на голове у дяди». Помните, что основную работу малыш должен проделать сам, поэтому не усердствуйте сильно. Вы можете позволить себе изобразить лишь мелочи ничего не значащие: шишку на еловой ветке, дождевого червячка, летящую в небе птицу – не более.

Нет исправлениям
Перед началом рисования постарайтесь исключить любое обдумывание или планирование будущей работы. Когда малыш увлечется, ничего не исправляйте, не анализируйте, и не побуждайте к этому ребенка. Не указывайте ему на огрехи: чем быстрее, увлечённее, спонтаннее он будет работать – тем лучше: поощряйте его. Помните: силы и чувства, которые ребенок потратит на рисование, он отнимет у своего страха, поэтому, чем старательнее он будет трудиться, и чем серьезнее отнесется к делу - тем лучше.

Если малыш решил изобразить целую проблемную ситуацию, помогите ему разработать ее как можно более детально. Задавайте вопросы, которые помогут ребенку внести в рисунок подробности, но – ни за что не критикуйте то, что уже нарисовано. Здесь всё ценно, и качество не имеет значения. Не мешайте малышу, даже если он вот уже битый час ювелирно что-то заштриховывает: значит, так нужно. Такие моменты очень важны именно с терапевтической точки зрения – ребенок должен вложить в рисунок всю энергию, и уделить внимание именно тем аспектам работы, которые его больше всего волнуют.
Ребенок наверняка захочет чем-то поделиться с Вами во время работы. Он будет что-то проговаривать вслух, комментировать то, что он делает, пояснять Вам какие-то детали. Принимайте активное участие в обсуждении работы. Если Вы не понимаете, что изображено на рисунке, не спрашивайте об этом в лоб. Задавайте простые вопросы, например: «Куда идет девочка?» или «Эти два мальчика играют вместе?» или «Это – деревья, это – домик. А это, – наверное, человечек там, у окна?» и так далее.

Комментируйте только очевидное, и только в положительном ключе. Похвалите какие-то простые вещи за их похожесть, яркие детали – за выразительность, но будьте ненавязчивы. Дело не в качестве рисунка, не фокусируйте на этом ребенка. Малыш может так увлечься, что устроит на листе мазню: будет ставить кляксы, намеренно брызгать на работу разными цветами или - размазывать все это великолепие пальцами. Это прекрасно, поддержите его и помогите, чем можете! Пусть малыш рисует до тех пор, пока не будет удовлетворен. Закончив, он объявит Вам об этом.

Последний штрих
Когда работа будет готова, совершенно серьезно скажите ребенку, что если хочет, он может порвать рисунок. Увидите, – малыш не просто согласится, он сделает это с радостью! Возможно, для Вас даже окажется неожиданным то усердие, с которым ребенок будет измельчать разрисованный лист бумаги. Если вы почувствуете, что сделанного недостаточно - сожгите вместе то, что осталось от рисунка.

Рисуем мир без страха
Когда дело будет сделано, скажите чаду: «Теперь, когда позади все плохое, давай вместе нарисуем другую картинку. Изобразим твою комнату, в которой тебе спокойно будет спать (такую собаку, с которой ты подружишься; садик, где тебя ждут друзья) или просто – то, что ты хочешь». В этой работе можете смело принять участие! Рисуйте вместе, поддержите энтузиазм ребенка, и сделайте все, чтобы картинка удалась. Найдите для этой работы достойное место в комнате малыша, вне зависимости от того, во что Вы оцениваете ее художественные достоинства. Если ребенок не против, повесьте общий шедевр на стену. И думаю, что подходящая рамка не испортит дела.
***
Относитесь невозмутимо ко всему, что Вы будете делать. Если Вашему ребенку больше 6-7 лет, он может отнестись к затее с недоверием. Пообещайте, что все останется в секрете, и сдержите свое слово. Когда вы закончите вторую картинку, малыш наверняка захочет поделиться с Вами какими-то впечатлениями. Не подтрунивайте над ним и не потешайтесь над его страхами. Вот если малыш сам захочет посмеяться над ними – смело присоединяйтесь. Но – смейтесь над тем, что пугало, а не над ребенком.

Возможно, предлагаемую мной процедуру Вам придется проделать не однажды. Это хороший знак: хуже, если бы ребенок отказался сотрудничать и заявил, что ему от Вас ничего не нужно. Не думайте, что идея жечь рисунки после того, как они закончены, пришлась малышу по вкусу оттого, что ему нравится баловство с огнем, это не так.

Делайте с радостью то, чего хочет от Вас чадо – готовьте бумагу, точите карандаши, открывайте краски, меняйте в банке воду, рисуйте вместе с ним. И однажды малыш рассмеется и скажет Вам: «Помнишь ту собаку? Ну, ту? Я заметил, что она похожа на овечку… Я больше не боюсь ее!».

  


Просмотров: 280
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Так что же делать, если малыш боится?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Если вам кажется, что вы вкладываете в отношения гораздо больше, чем ваш мужчина…
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что делать, если вам кажется, что у вас кризис: 3 простых шага и 1 тест
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Муж или ребёнок. Что делать, когда рождается малыш.
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Монстр под кроватью, или что делать, если Ваш ребенок боится темноты
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Упражнение “Что было, что будет, чем сердце успокоится”
  • Подростковые сюрпризы, или что делать, если ваш ребенок хочет праздновать Новый год с друзьями?
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь